Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 20:20, реферат
Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.
Параметрами макроэкономической деятельности принято называть те переменные, которые характеризуют тот или иной вариант макроэкономической политики государства (политика регулирования спроса либо предложения; в рамках политики регулирования спроса - кредитно-денежная политика валютного курса, бюджетно-налоговая, таможенная политика).
В области кредитно-денежной политики — это количество денег в обращении, реальные деньги (денежная масса, соотнесенная с ростом цен), динамика денежной массы, скорость денег в обращении, процентные ставки. В области бюджетно-налоговой политики - это налоговые ставки, количество налогов, правительственные расходы, правительственные субсидии, величина бюджетного дефицита. Эти параметры могут быть весьма жесткими в критические периоды экономического развития. Жесткость кредитно-денежной политики связана с ограничением денежного предложения, бюджетно-налоговой - с ограничением правительственных расходов, уровнем налогообложения.
Обычно различные виды макроэкономической политики альтернативны по степени жесткости: к примеру, мягкая кредитно-денежная и жесткая бюджетно-налоговая, или наоборот. Удвоенная жесткость политики приводит к тому, что экономика испытывает двойной шок, и в рамках регулирования спроса трудно уравновесить его последствия.
Наиболее эффективно результаты функционирования экономики оцениваются тремя общими экономическими критериями: инфляцией, экономическим ростом (спадом), безработицей. На базе этих критериев рассчитываются показатели темпов инфляции, экономического роста (спада), уровня безработицы. Это исходные параметры, на основе которых с различной степенью детализации и учета разнообразных факторов макроэкономической динамики можно развернуть достаточно представительную систему показателей.
Целесообразно использовать и такие индикаторы, как процентные ставки, данные важнейших балансов (госбюджета, торгового, платежного), величина внутреннего госдолга, внешняя задолженность.
На основе перечисленных критериев формируется примерный перечень параметров пороговых значений экономической безопасности, по которым можно отслеживать ее состояние и динамику, оказывать управляющее воздействие. В этот перечень целесообразно включить показатели, которые в наибольшей степени отражают агрегированные позиции:
- динамику
и структуру валового
промышленного производства, отраслевую
и региональную структуру хозяйства и
динамику отдельных отраслей, капитальные
вложения и т. д.;
- состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов страны;
- способность
хозяйственного механизма адаптироваться
к меняющимся
внутренним и внешним факторам (темпы
инфляции, дефицит государственного бюджета,
воздействие внешнеэкономических факторов,
стабильность национальной валюты, внутренняя
и внешняя задолженность и т. п.);
- степень развития финансово-бюджетной и кредитной систем;
- качество
жизни населения (валовой
Пороговые значения выделенных в стратегии критериев национальной экономической безопасности и их фактические показатели выглядят следующим образом:
Таблица 2
Количественные параметры пороговых значений экономической безопасности в сопоставлении с фактическими данными за 2010 г.9
Наименование пороговых значений экономической безопасности | Величина пороговых значений | Фактические данные за 2010 г. |
1. Объём ВВП, млрд. руб. | 21800 | 44491,4 |
2. Сбор зерна, млн. т | 70 | 62,3 |
3. Инвестиции в основной капитал, % ВВП | 25 | 15,5 |
4. Расходы на оборону, % ВВП | 3 | 2,87 |
5. Расходы на гражданскую науку, % ВВП | 2 | 1,24 |
6.
Доля инновационной продукции
во всей промышленной |
15 | 2,5 |
7.
Доля машиностроения и |
25 | 22,26 |
8.
Доля населения с денежными
доходами ниже прожиточного |
7 | 13,6 |
9.
Соотношение среднедушевых |
8 | 15,8 |
10. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму, разы | 3,5 | 2,75 |
11.
Уровень безработицы по |
5 | 7,2 |
12. Уровень монетизации (М2) на конец года, % ВВП | 50 | 39,1 |
13.
Государственный внешний и |
60 | 12,7 |
14. Доля расходов на обслуживание и погашение государственного долга в общем объёме расходов федерального бюджета, % | 20 | 3,1 |
15. Дефицит федерального бюджета, % ВВП | 3 | 5,9 |
16. Уровень инфляции, % | 25 | 8,8 |
17. Объём золотовалютных резервов на конец года, млрд. долл. | 40 | 476,1 |
18. Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объёме продовольственных ресурсов, % | 25 | 45 (по некоторым данным 65%) |
19.
Отношение прироста запасов |
125 | менее 100 |
3. Государственная стратегия экономической безопасности
Утверждение России в качестве полноправного члена мирового сообщества, формирование свободных от конфронтации отношений с ведущими странами Запада, ее вхождение в международные экономические организации должны происходить без какого-либо ущемления ее национально-государственных интересов, параллельно с восстановлением ее статуса мировой экономической державы. Все, что противодействует данной стратегии, чревато угрозами и ущербами для экономической безопасности страны. Политика реформ также должна находиться в русле данной стратегии10.
Основные
положения государственной
Можно выделить три блока положений стратегии:
1. Определение
национальных государственных
2. Выявление
опасностей и угроз
3. Формирование предложений по корректировке экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействия, подрывающие устойчивость экономики.
Реализация
государственной стратегии
Важнейшим
элементом государственной
Без
обеспечения экономической
Ситуация,
сложившаяся в экономике
Несмотря
на сложность переходного периода,
Россия имеет огромный потенциал
для обеспечения своей
Решение проблемы обеспечения экономической безопасности в связи с глобализацией мировой экономики становится одной из важнейших задач государства. Само понятие экономической безопасности подразумевает состояние защищенности экономических и социальных интересов граждан. А обеспечение этой защищенности – основная функция государства. Анализ факторов, определяющих уровень экономической безопасности страны, предполагает комплексный учет всех аспектов социально – экономической жизни населения.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Необходимо совершенствование нормативно-правовой базы всех видов экономических отношений. Национальные интересы России в области экономики являются ключевыми. Комплексное решение проблем, связанных с реализацией интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем и оборудованием, армию — вооружением, население и социальную сферу — предметами потребления и услугами, а внешнюю торговлю — конкурентоспособными экспортными товарами. Государство не может длительно функционировать только за счет экспорта сырьевых ресурсов. В сочетании с демографическими проблемами, ростом уровня преступности и структурной деформацией экономики это может подорвать основы функционирования национальной экономики. А мероприятия по вступлению в ВТО ещё более усугубить проблему. Поэтому, чтобы стать полноправным членом мировой экономики, Россия не только должна определить официальную стратегию национальной экономической безопасности(а ещё положения вполне адекватны существующим реалиям), но и создать условия для её эффективной реализации.
I. Книги
II. Статьи из периодических изданий
III. Интернет-ресурсы