Национальная экономическая безопасность: понятие, критерии оценки, механизм обеспечения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 20:20, реферат

Описание работы

Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

 Основной  причиной массовой теневой экономической  активности, по Э. де Сото, следует считать  неэффективный правовой режим, когда  «процветание компании в меньшей степени зависит от того, насколько хорошо она работает, и в большей – от издержек, налагаемых на нее законом. Предприниматель, который лучше манипулирует этими издержками или связями с чиновниками, оказывается более успешным, чем тот, кто озабочен лишь производством».4 Следовательно, главной угрозой национальной экономике оказываются не «провалы рынка», а «провалы государства». Значение идей Э. де Сото для понимания процессов, происходящих в постсоветской России, трудно переоценить. Так же, как и страны «третьего мира», Россия сильно страдает от нелегальной экономической деятельности, что дает повод многим аналитикам заявлять о деградации национального хозяйства и даже о крахе рыночных реформ.

 Но  если принять концепцию Э. де Сото, то постсоветская Россия страдает не столько от чрезмерного, сколько от недостаточного развития рыночных отношений. В таком случае в развитии неформального бизнеса следует видеть симптом не болезни, а, скорее, выздоровления. Проблема не в том, как «пресекать» теневую экономическую деятельность, а в том, как добиться ее формализации. Как и в изучаемом Э. де Сото Перу, в современной России сосуществуют три «страны»: меркантилистское государство, создающее режим наибольшего благоприятствования для немногочисленных фаворитов; люди, которые разуверились в возможности законного решения своих проблем, и потому часто уходят в насильственную преступность, сочувствуют политическому экстремизму; «есть и третья страна... – страна, где много работают, где люди восприимчивы к новому и конкурентоспособны, и наиболее крупной ее провинцией является, без сомнения, провинция теневой экономики». «Чтобы уйти от насилия и бедности, – завершает свою работу Э. де Сото, – нужно признать собственность и труд людей, которых легальный сектор ныне отторгает, – чтобы вместо бунта воцарился дух сотрудничества и ответственности»5.

 Таким образом, согласно институциональной версии Э. де Сото, главными угрозами национальной экономической безопасности являются административные барьеры – «плохие» законы и/или плохое выполнение «хороших» законов. Основными мерами сдерживания этих угроз, следовательно, должны стать принятие новых законов, содержание которых соответствовало бы нормам экономической демократии, и контроль за надлежащим исполнением этих законов.

 Три основные парадигмы национальной экономической  безопасности – камералистская, кейнсианская и институциональная – не отвергают друг друга, а скорее взаимодополняют. Реальные или потенциальные угрозы национальной экономике каждой страны могут создаваться и зарубежными конкурентами (на что обращал внимание Ф. Лист), и «провалами рынка» (о чем писал Дж. М. Кейнс), и «провалами государства» (как считает Э. де Сото). Задача национальной политики заключается в том, чтобы отразить объективно наиболее опасные угрозы, не распыляя ограниченные ресурсы для противодействия абсолютно всем угрозам. Вопрос о выборе приоритетов в защите национальной экономической безопасности определяется, прежде всего, тем, к какой группе принадлежит конкретная страна. Для более развитых стран (стран ядра капиталистической мир-экономики) наиболее актуален подход Д. М. Кейнса, для менее развитых (стран периферии и полупериферии) – подход Э. де Сото. Что касается подхода Ф. Листа, то в глобализирующейся экономике он имеет значение для всех стран, но скорее второстепенное, чем основное.

 2 Состав национальной  экономической безопасности  и её критерии

 Органом, отвечающим за экономическую безопасность страны и разрабатывающим приоритетные направления политики в этой сфере  в РФ является Совет Безопасности. Он разрабатывает Стратегию Экономической Безопасности, утверждает её Президент. Структуру элементов управления в этой сфере можно представить в виде следующей схемы:

 Схема 1

 Схема взаимодействия федеральных  органов при учёте  проблем экономической безопасности

 

 Основными регулирующими документами в  области обеспечения национальной экономической безопасности являются ФЗ «О безопасности», «Стратегия национальной безопасности до 2020 года», «Государственная стратегия национальной экономической  безопасности(основные положения)» и «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации».

 Состояние экономической безопасности оценивается  перечнем параметров, критериев и индикаторов, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы. Как свидетельствует опыт многих зарубежных стран, за пределами этих значений система теряет способность к динамичному саморазвитию и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, становится объектом экспансии иностранных и транснациональных монополий, в ней усиливается коррупция и криминалитет.

 Виды  экономической безопасности определяются в зависимости от сфер и отраслей экономической деятельности и соответствующих рынков. В реальном секторе экономики речь идет в первую очередь о производственно-технологической, промышленной безопасности. Однако этими сферами не исчерпывается вся проблематика этого вида. Одновременно необходимо рассматривать, в чьих интересах происходит распределение и перераспределение национального богатства страны, проводится приватизация государственной собственности, деиндустриализация экономики; как используются экспортный потенциал и рынки внутри страны под напором дешевого импорта.

 Энергетические  проблемы современной экономики требуют выделения в самостоятельный вид энергетической безопасности. Это связано как с ограниченностью и дороговизной источников энергии, так и с конкурентной борьбой за контроль над этими ресурсами между предприятиями-производителями энергоносителей и энергопроводящими сетями. Сегодня энергетическая политика во всех регионах мира глобализуется и превращается в один из главных объектов геополитического и геоэкономического планирования6.

 Инфляционная  безопасность выражается в росте цен. Но она, как правило, связана с общей сбалансированностью финансовых потоков и равновесием в экономике. Рост цен может отражать конъюнктуру на финансовых рынках, рынках валюты, состояние бюджетного, торгового и платежного балансов страны. Поэтому общий инфляционный потенциал экономики, складывающийся в результате всей совокупности факторов, часто говорит о финансовой безопасности вообще, частными проявлениями которой и являются инфляционная, валютная и другие подвиды, связанные с бюджетом, банками, рынками ценных бумаг.

 Самостоятельный вид образует внешнеэкономическая безопасность, обусловленная взаимодействием национальной и мировой экономик, внутренних и внешних рынков. Она проявляется в конкурентоспособности отечественных экспортеров, внутренних производителей, экономики в целом, отражается в показателях внешней торговли в структуре ВВП; в результатах годовых платежных и торговых балансов; в динамике и структуре внешнеторгового оборота.

 Возрастающую  роль в современной экономике  играет интеллектуальная безопасность. Обеспечение безопасности в этой области должно достигаться с помощью патентной защиты, таможенного регулирования.

 Еще один вид экономической безопасности - информационная безопасность, особая роль информации и информационных технологий в организации современных рынков, бизнеса.

 Мир пока продолжает жить по законам баланса  сил, а не согласования интересов. В  настоящее время колоссальную роль играют вызовы, идущие от глобализации мировой экономики. Глобализация - процесс объективный. О нем сейчас говорится много, и он оценивается неоднозначно. Без сомнения, надо развести понятия объективной глобализации и той парадигмы, по которой она сегодня вполне регулируемо развивается под патронажем США и их геополитических партнеров. Процесс глобализации идет в русле неолиберальной парадигмы, он носит целенаправленный характер и отражает интересы ключевых субъектов глобальной экономики. Это моноцентричная глобализация, которая в интересах ведущих западных держав и транснациональных капиталов стремится ликвидировать национальные и даже региональные (геополитические) границы.

 Однако  надо иметь в виду, что экономическое  развитие не терпит монопольного доминирования. И объективно полицентричная модель глобализации в большей степени соответствует как реалиям мировой экономики, так и интересам государств и регионов, не входящих в «золотой миллиард».

 России  важно выработать собственное видение  своего места в глобализации, выстроить  соответствующие геостратегические  концепции глобализации. Без концепции и активной внешнеэкономической и политической работы страна непременно выдвинется на периферию современного мирового экономического пространства.

 Содержание  экономической безопасности раскрывается через ее ключевые понятия, связанные категориями угроз и параметров, критериев и индикаторов экономической безопасности.

 Методологический  ключ к классификации угроз экономической  безопасности содержится в Государственной стратегии экономической безопасности (Основные положения).

  1. Увеличение имущественной дифференциации населения подрывает социальный мир и общественное согласие. Относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате:

 - расслоения  общества на узкий круг богатых  и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем будущем людей;

 - увеличения  доли бедных слоев населения  в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву 
для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и т. д.;

 - роста  числа безработных, что может привести к социальным конфликтам;

 - задержки  выплаты заработной платы, пенсий, пособий, остановки предприятий и т. д.

 2. Деформированность структуры российской экономики обусловлена такими факторами, как:

 - усиление  топливно-сырьевой направленности экономики;

 - отставание  разведки запасов полезных ископаемых  от их добычи;

 - низкая  конкурентоспособность продукции  большинства отечественных предприятий;

 - свертывание  производства в жизненно важных  отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

 - снижение  результативности, расширение технологического  единства научных исследований  и разработок, распад сложившихся  научных коллективов и на этой  основе подрыв научно-технического  потенциала России;

 - завоевание  иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления и медикаментов;

 - приобретение  иностранными фирмами российских  предприятий в целях вытеснения  отечественной продукции как  с внешнего, так и с внутреннего  рынков;

 - рост  внешнего долга и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

 3. Угрозу неравномерности социально-экономического развития регионов обусловливают такие важнейшие факторы, как:

 -  объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в социально-экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих производств;

 - нарушение  производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов;

 - увеличение  разрыва в уровне производства  национального дохода на душу населения.

 4. Причинами криминализации общества и хозяйственной деятельности:

 - рост  безработицы, поскольку значительная  часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

 - сращивание  части чиновничества государственных  органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной долей производства и их проникновение в различные властные образования;

 - ослабление  системы государственного контроля, что всегда приводит к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли7.

 Предотвращение  или смягчение последствий действия угроз экономической безопасности требует четкого определения и постоянного мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

 В теоретическом  плане проблема параметров, критериев и индикаторов (показателей) экономической безопасности во многом связана с результатами функционирования экономики в целом. Соответственно на первый план выдвигаются макроэкономические показатели.

Информация о работе Национальная экономическая безопасность: понятие, критерии оценки, механизм обеспечения в РФ