Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:39, реферат
Рынок это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя обычный потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в море товаров, существуют ли закономерности, управляющие его поведением на рынке. На все эти вопросы дает ответ теория потребительского поведения.
Введение
1. Суверенитет потребителя. 2
2. Рациональность потребителя и свобода выбора. 3
3. Теория предельной полезности. 4
4. Потребительское равновесие. 6
5. Переход от кардинализма к ординализму. 6
6. Эффект замещения и эффект дохода. 7
7. Излишек потребителя. 8
8. Бюджетная линия. 9
9. Кривые безразличия. 12
Заключение 14
Излишек потребителя
на нашем графике это площадь
фигуры, ограниченной кривой спроса,
осью ординат и линией
8. Бюджетная линия
Большим шагом
вперед в исследовании
Смысл бюджетной
линии можно понять из
О 10 20 30 40 50 60
КОЛИЧЕСТВО ЕДИНИЦ ПИТАНИЯ
График 3. Бюджетные линии
Если доход потребителя снизится (например, до 420 долл.), то бюджетная линия сместится параллельно и вниз (см. график 3) и займет положение с. При увеличении же дохода потребителя бюджетная линяя сместится параллельно вверх.
Изменение уровня цен может по-разному повлиять на положение бюджетной линии. Если цены на оба товара будут пропорционально возрастать, то бюджетная линия сместится параллельно и вниз, ибо такое поведение цен равнозначно снижению дохода потребителя. Наоборот, если цены на оба товара
упадут, то это будет означать как бы рост дохода потребителя и бюджетная линия сместится параллельно вверх. Наиболее вероятен, однако, вариант, когда цены на товары будут меняться по отношению друг к другу. Предположим, что цены на одежду не меняются, а продукты питания становятся дешевле. В этом случае X при той же величине приобретаемых единиц одежды может покупать большее количество единиц питания. В этом случае бюджетная линия изменит свой наклон и вместо исходного положения а'о займет положение аb, как это показано на графике 4.
a c
График.4. Бюджетные линии
9. Кривые безразличия
Итак, бюджетная
линия дает ответ на вопрос,
что может приобрести
10 20 30 40 50 60
КОЛИЧЕСТВО ЕДЕНИЦ ПИТАНИЯ
График 5. Бюджетные линии
Наложим на график кривой безразличия бюджетную линию нашего потребителя (см. график 5). Положение бюджетной линии на графике показывает, что X может позволить себе сочетания одежды и продуктов питания в больших количествах, чем те, что имеются на кривой безразличия а, Ь, с, d, е. Такая кривая обязательно есть, так как в пространстве графика через любую точку может быть проведена кривая безразличия. Одна из таких кривых непременно коснется бюджетной линии, как это показано на графике (см. график 6), где бюджетная линия касается кривой В в точке Е. Эта точка отражает при данных условиях наилучшее сочетание двух товаров в наборе, так как приносит потребителю максимальную суммарную полезность при данном объеме его дохода. Точки на кривых безразличия, лежащие выше кривой В, для нашего X недостижимы, хотя и обладают более высокой полезностью.
О 10 20 30 40 50 60
КОЛИЧЕСТВО ЕДИНИЦ ПИТАНИЯ
График 6. Карта
кривых безразличии с
Точки же на кривых, лежащие ниже В, потребитель отвергает, так как при объеме его дохода может претендовать на более высокую полезность, которую обеспечивает точка Е на кривой В. Это точка, в которой совпадают возможности потребителя с его желанием максимизировать полезность в рамках ограниченного бюджета. Разумеется, положение точки Е зависит от того, растет или уменьшается доход потребителя и как ведут себя относительно друг друга цены на одежду и продукты питания. Если, например, доход потребителя возрастет, то бюджетная линия, как мы знаем, сместится параллельно вверх, и тогда точка Е окажется на одной из кривых безразличия, лежащей выше В. При снижении дохода сложится обратная ситуация, т. е. точка Е окажется на одной из кривых безразличия, расположенных ниже В. Относительные изменения цен изменят наклон бюджетной линии, и это предопределит новое положение точки Е.
Заключение
Изучение
спроса на производимую
Информация о работе Начала теории потребительского поведения