Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:39, реферат
Рынок это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя обычный потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в море товаров, существуют ли закономерности, управляющие его поведением на рынке. На все эти вопросы дает ответ теория потребительского поведения.
Введение
1. Суверенитет потребителя. 2
2. Рациональность потребителя и свобода выбора. 3
3. Теория предельной полезности. 4
4. Потребительское равновесие. 6
5. Переход от кардинализма к ординализму. 6
6. Эффект замещения и эффект дохода. 7
7. Излишек потребителя. 8
8. Бюджетная линия. 9
9. Кривые безразличия. 12
Заключение 14
Начала теории потребительского поведения
ПЛАН
Введение
1. Суверенитет потребителя. 2
2. Рациональность потребителя и свобода выбора. 3
3. Теория предельной полезности. 4
4. Потребительское равновесие. 6
5. Переход от кардинализма к ординализму. 6
6. Эффект замещения и эффект дохода. 7
7. Излишек потребителя. 8
8. Бюджетная линия. 9
9. Кривые безразличия. 12
Заключение 14
Введение
Рынок это
экономическая система,
1. Суверенитет потребителя
Один потребитель
поистине песчинка в огромном
море товаров, выбрасываемых
Описанный
механизм действует не только
на рынке потребительских
Таким образом, без всякого преувеличения потребителя можно назвать королем рынка, наделенным правом решать судьбу фирм-производителей, голосуя своим долларом (рублем, франком, маркой) за или против произведенных ими товаров. Именно в этом смысле экономисты говорят о суверенитете потребителя.
Свое суверенное право потребитель может осуществлять только в условиях свободы потребительского выбора. Иначе говоря, никто не должен решать за самого потребителя, какие товары (или наборы товаров) из предлагаемых на рынке ему приобретать, а какие нет.
Ограничение свободы потребительского выбора, даже если оно предпринимается с самыми благими намерениями, будет в той или иной степени разрушать обратную связь между производством и потреблением. Потребитель, лишенный этой свободы, не сможет подавать своим поведением сигналы производителю, что и в каких количествах следует производить, а что нет. Потеряв этот ориентир, производитель непременно станет выпускать одних товаров больше, а других меньше, чем необходимо. Следствием этого станет рассогласование производства и потребления с такими неизбежными последствиями, как дефицит одних товаров, избыток других, очереди, черные рынки, спекуляция и т. д.
Конечно,
в действительности разного
Прямые запреты
на производство и продажу
отдельных товаров оправданы
и необходимы только тогда,
когда потребительские
Бывают, однако, ограничения другого рода, когда производство тех или иных товаров подвергается запрету с целью уберечь потребителя от товара, приносящего, с точки зрения общества, вред. История таких запретов во многих странах очень поучительна, поскольку показывает, что они малоэффективны, а порой приводят к результатам, прямо противоположным ожидавшимся. Например, в 20-х гг. в США был введен так называемый сухой закон с благой целью ограничить потребление алкогольных напитков. В итоге развилась невиданная по масштабам подпольная торговля алкоголем, цены на него подскочили, а спекулянты этим товаром сколотили огромные состояния, более того, именно в условиях сухого закона появились и окрепли первые ростки организованной преступности (аналогичные явления возникли в нашей стране при введении в 1985 г. Закона о борьбе с алкоголизмом).
Поэтому важно помнить, что ограничение свободы выбора весьма опасное оружие. Пользоваться им надо очень осторожно, не покушаясь на право потребителя самому решать, что хорошо, а что плохо. В противном случае покушение на свободу потребительского выбора может привести к всевластию административных органов, которые будут решать за людей что, как и сколько им потреблять.
2. Рациональность потребителя и свобода выбора
В своих
рассуждениях экономисты
стремиться
достичь максимального
Формулируя
принципы рационального
Очевидно, что главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход (т. е. располагаемая потребителем сумма денег) ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых ему на рынке. Естественно предположить, что, совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе.
Экономическая теория утверждает, что не существует объективного критерия для того, чтобы определить, какой же набор товаров является наилучшим для данного потребителя. И только потому, что потребитель выбирает наилучший набор товаров со своей индивидуальной (т. е. субъективной) точки зрения (вспомните удивительно точный афоризм К. Пруткова
каждому лучшим кажется то, к чему он имеет охоту).
Конечно,
субъективный подход не
Особо надо подчеркнуть, что вести себя на рынке рационально вовсе не значит обязательно быть прижимистым и мелочно-расчетливым. Не следует думать, что человек, истративший свое состояние на миллион алых роз для своей любимой, нерациональный потребитель, а другой, положивший деньги в коммерческий банк под высокие проценты, наоборот, рациональный потребитель. Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем и того и другого, если только они действительно выбрали наилучший (с их субъективной точки зрения) вариант потребительского поведения. Это значит, что каждый потребитель имеет своего рода индивидуальную шкалу предпочтений и, реализуя ее при ограниченном доходе, стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения.
Если заменить
слово удовлетворение более
Категория
полезность играет в
3. Теория предельной полезности
Люди потребляют
товары и услуги потому, что
они обладают свойством быть
источником удовольствия (или удовлетворения).
Это свойство экономисты
Названные
экономисты создали особое
Маржинализм
называют субъективно-
Ход рассуждении
маржиналистов в главных
Из этого
наблюдения следовали три
Информация о работе Начала теории потребительского поведения