Начала теории потребительского поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:39, реферат

Описание работы

Рынок это экономическая система, ориентированная на потребителя. Этим объясняется постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя обычный потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в море товаров, существуют ли закономерности, управляющие его поведением на рынке. На все эти вопросы дает ответ теория потребительского поведения.

Содержание

Введение
1. Суверенитет потребителя. 2
2. Рациональность потребителя и свобода выбора. 3
3. Теория предельной полезности. 4
4. Потребительское равновесие. 6
5. Переход от кардинализма к ординализму. 6
6. Эффект замещения и эффект дохода. 7
7. Излишек потребителя. 8
8. Бюджетная линия. 9
9. Кривые безразличия. 12
Заключение 14

Работа содержит 1 файл

Начала теории потребительского поведения.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

Начала теории потребительского поведения

 ПЛАН

 Введение

1. Суверенитет  потребителя. 2

2. Рациональность  потребителя и свобода выбора. 3

3. Теория предельной  полезности. 4

4. Потребительское  равновесие. 6

5. Переход от  кардинализма к ординализму. 6

6. Эффект замещения и эффект дохода. 7

7. Излишек потребителя. 8

8. Бюджетная  линия. 9

9. Кривые безразличия. 12

 Заключение 14

 Введение

 Рынок это  экономическая система, ориентированная  на потребителя. Этим объясняется  постоянный интерес экономической науки к тому, как ведет себя обычный потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в море товаров, существуют ли закономерности, управляющие его поведением на рынке. На все эти вопросы дает ответ теория потребительского поведения.

1. Суверенитет потребителя

 Один потребитель  поистине песчинка в огромном  море товаров, выбрасываемых на  рынок. На первый взгляд, его  поведение не может иметь серьезного  значения для экономики, где  действуют громадные предприятия,  транснациональные компании, грандиозные энергетические системы и т. п. Даже на рынке собственно потребительских товаров голос отдельного потребителя почти не слышен. Так может ли он всерьез повлиять на решение фирм, производящих эти товарыОднако силу потребителя и его влияние на производителей не следует недооценивать во-первых, общество состоит из потребителей, а во-вторых, каждый из них принимает абсолютно самостоятельное решение относительно объема и направления предстоящих покупок. Эти обстоятельства заставляют учитывать коллективное мнение потребителей, когда фирмы в свою очередь решают три главных для себя вопроса что производить, как производить и для кого производить. Если большое число потребителей согласно отдать за данный товар свои деньги, причем столько, что с лихвой покрывает издержки производителя, то производитель получает желанную прибыль. Если нет фирма может и разориться (или, по меньшей мере, потерять часть потенциальной прибыли). Этот простой и понятный механизм взаимоотношений между производителем и потребителем действует в рыночной экономике по принципу обратной связи, автоматически согласовывая объем и структуру производства с объемом и структурой потребления.

 Описанный  механизм действует не только  на рынке потребительских товаров,  но и на рынке товаров производственного назначения. Ведь выплавка стали, например, или производство станков нужны не сами по себе они представляют собой промежуточные продукты, которые применяются в производстве все тех же товаров, непосредственно удовлетворяющих потребности людей. Следовательно, объем производства стали и станков прямо зависит от спроса людей на конечные потребительские товары. Получается, что вся технологическая цепочка выстраивается таким образом, чтобы производить в итоге товары, удовлетворяющие запросы потребителей, а значит, имеющие шанс быть ему проданными. Конечно, в реальности были, есть и будут разнообразные отступления от этого правила. Бывают случаи, когда потребителю с помощью рекламы навязывают вовсе не нужный ему товар или товар с мнимыми достоинствами, т. е. такими, которые на самом деле отсутствуют. Но эти исключения только подтверждают общее правило большинство фирм стремится наилучшим образом удовлетворять разнообразные потребности людей. Ибо, во-первых, быть честным по отношению к потребителю выгодно, это укрепляет авторитет фирмы и расширяет ее влияние на рынке. А во-вторых, не следует забывать, что в развитых странах давно выработаны весьма эффективные общественные и государственные механизмы защиты прав потребителей.

 Таким образом,  без всякого преувеличения потребителя можно назвать королем рынка, наделенным правом решать судьбу фирм-производителей, голосуя своим долларом (рублем, франком, маркой) за или против произведенных ими товаров. Именно в этом смысле экономисты говорят о суверенитете потребителя.

 Свое суверенное право потребитель может осуществлять только в условиях свободы потребительского выбора. Иначе говоря, никто не должен решать за самого потребителя, какие товары (или наборы товаров) из предлагаемых на рынке ему приобретать, а какие нет.

 Ограничение свободы потребительского выбора, даже если оно предпринимается с самыми благими намерениями, будет в той или иной степени разрушать обратную связь между производством и потреблением. Потребитель, лишенный этой свободы, не сможет подавать своим поведением сигналы производителю, что и в каких количествах следует производить, а что нет. Потеряв этот ориентир, производитель непременно станет выпускать одних товаров больше, а других меньше, чем необходимо. Следствием этого станет рассогласование производства и потребления с такими неизбежными последствиями, как дефицит одних товаров, избыток других, очереди, черные рынки, спекуляция и т. д.

 Конечно,  в действительности разного рода  ограничения свободы потребительского  выбора существуют. Они могут  быть вызваны чрезвычайными обстоятельствами (война, стихийное бедствие, неурожай и т. п.) и выражаются чаще всего в установлении норм потребления по карточкам (талонам) некоторых (иногда почти всех) товаров. В большинстве случаев такие ограничения носят вынужденный и временный характер.

 Прямые запреты  на производство и продажу  отдельных товаров оправданы  и необходимы только тогда,  когда потребительские свойства  товара сопровождаются вредными  для здоровья эффектами, о которых  потребитель даже не подозревает  (например, детские игрушки из материалов, в состав которых входят вредные химические вещества, лекарственные препараты с тяжелыми побочными действиями, и т. п.).

 Бывают, однако, ограничения другого рода, когда  производство тех или иных  товаров подвергается запрету с целью уберечь потребителя от товара, приносящего, с точки зрения общества, вред. История таких запретов во многих странах очень поучительна, поскольку показывает, что они малоэффективны, а порой приводят к результатам, прямо противоположным ожидавшимся. Например, в 20-х гг. в США был введен так называемый сухой закон с благой целью ограничить потребление алкогольных напитков. В итоге развилась невиданная по масштабам подпольная торговля алкоголем, цены на него подскочили, а спекулянты этим товаром сколотили огромные состояния, более того, именно в условиях сухого закона появились и окрепли первые ростки организованной преступности (аналогичные явления возникли в нашей стране при введении в 1985 г. Закона о борьбе с алкоголизмом).

 Поэтому важно  помнить, что ограничение свободы выбора весьма опасное оружие. Пользоваться им надо очень осторожно, не покушаясь на право потребителя самому решать, что хорошо, а что плохо. В противном случае покушение на свободу потребительского выбора может привести к всевластию административных органов, которые будут решать за людей что, как и сколько им потреблять.

2. Рациональность  потребителя и свобода выбора

 В своих  рассуждениях экономисты исходят  из предположения, что потребители  ведут себя на рынке рационально.  В самом общем смысле вести себя рационально значит

 стремиться  достичь максимального результата  при ограниченных возможностях.

 Формулируя  принципы рационального поведения  потребителя, экономисты вовсе  не определяют цели рационального  потребительского поведения, оставляя раздумья об этом философам, религиозным проповедникам, политикам и самим потребителям. Экономиста интересует иное как ведут себя люди, реализующие свои индивидуальные интересы в мире ограниченных возможностей.

 Очевидно, что  главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход (т. е. располагаемая потребителем сумма денег) ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых ему на рынке. Естественно предположить, что, совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе.

 Экономическая  теория утверждает, что не существует  объективного критерия для того, чтобы определить, какой же набор товаров является наилучшим для данного потребителя. И только потому, что потребитель выбирает наилучший набор товаров со своей индивидуальной (т. е. субъективной) точки зрения (вспомните удивительно точный афоризм К. Пруткова

 каждому лучшим  кажется то, к чему он имеет  охоту).

 Конечно,  субъективный подход не безупречен  человек сложное существо и  далеко не всегда ведет себя  рационально в указанном смысле. Разумеется, представление о рациональности  потребителя упрощает механизм его экономического поведения, и тем не менее большинство потребителей действительно стремится получить на свой ограниченный доход максимум удовлетворения.

 Особо надо  подчеркнуть, что вести себя  на рынке рационально вовсе  не значит обязательно быть прижимистым и мелочно-расчетливым. Не следует думать, что человек, истративший свое состояние на миллион алых роз для своей любимой, нерациональный потребитель, а другой, положивший деньги в коммерческий банк под высокие проценты, наоборот, рациональный потребитель. Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем и того и другого, если только они действительно выбрали наилучший (с их субъективной точки зрения) вариант потребительского поведения. Это значит, что каждый потребитель имеет своего рода индивидуальную шкалу предпочтений и, реализуя ее при ограниченном доходе, стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения.

 Если заменить  слово удовлетворение более подходящим  для данной ситуации термином  полезность, то рациональное поведение потребителя состоит в том, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе.

 Категория  полезность играет в экономической  теории настолько важную роль, что на ее характеристике следует  остановиться подробнее.

3. Теория предельной полезности

 Люди потребляют  товары и услуги потому, что  они обладают свойством быть  источником удовольствия (или удовлетворения). Это свойство экономисты обозначают  термином полезность. Основы теории  полезности разработаны такими  крупными экономистами XIX в., как Г. Госсен (18101859), У. С. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921), а также его последователи О. Бем-Баверк (18511914) и Ф. Визер (1851-1926).

 Названные  экономисты создали особое направление  в экономической науке, получившее  название маржинализм (предельность). Ключевая идея маржиналистского подхода состояла в следующем стоимость (или, на современном экономическом языке, ценность) товара определяется не затратами труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю. Такой подход противоречил традиционным представлениям классической школы (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Д. Милль), т. к. признавал приоритет конечных результатов функционирования экономики. Это был поистине переворот, и он сыграл столь важную роль в развитии экономической мысли, что получил название маржиналист-ской революции.

 Маржинализм  называют субъективно-психологической  теорией, и для этого есть  все основания. Основатели маржинализма  были твердо убеждены, что все  категории экономической науки могут быть выведены только из отношения к вещи экономического субъекта, его предпочтений, ожиданий, познаний. (Так, К. Менгер писал, что блага сами по себе лишены объективных свойств, эти свойства им придает соответствующее отношение к ним людей.) Подобная мысль в той или иной форме приходила в голову многим, и гораздо раньше, чем экономистам, вот что говорил, например, В. Шекспир устами одного из героев известной всему миру пьесы ... сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни дурными, а только в нашей оценке (В. Шекспир. Гамлет, принц датский. Акт второй, сцена 2). Но только маржиналисты сумели сделать эту мысль основной отправной точкой целого научного направления.

 Ход рассуждении  маржиналистов в главных чертах  состоял в следующем. Прежде  всего они обратили внимание на то, что потребление любого блага носит, как правило, приростный характер. Иначе говоря, потребитель не действует по принципу все или ничего, а постепенно увеличивает количество единиц потребляемого блага, пока не насытит потребность в нем (например, будучи голоден, человек съедает один бутерброд, другой и так до тех пор, пока не почувствует себя сытым, а испытывая жажду, выпивает стакан воды, второй и так, пока не пройдет чувство жажды).

 Из этого  наблюдения следовали три важных  вывода

Информация о работе Начала теории потребительского поведения