Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:31, контрольная работа
Одним из важнейших направлений рыночной трансформации российской экономики является становление и развитие адекватных социально-экономических институтов. В ряду данных институтов рынку муниципальных займов отводится особое место как механизму, открывающему возможности привлечения необходимых инвестиций в регионы, модернизации и реконструкции объектов муниципального хозяйства, реализации региональных социальных программ. Вследствие этого исследование функционирования муниципальных займов в современных российских условиях имеет значительный интерес.
Введение 1.Специфика муниципальных займов 2. Гарантии возвратности средств, мобилизованных по займу 3. Основные источники получения доходов 4.Облигации, выпускаемые местными органами власти Заключение Список литературы
- земельные участки;
- товарно-сырьевые активы;
- объекты приватизации (акции приватизированных предприятий);
- активы, приобретенные или созданные на средства займа;
- право на использование облигаций в качестве залога при участьях в конкурсах по приватизации (продаже) объектов государственной (муниципальной) собственности и тендерах на разработку природных ресурсов.
3. Резервные (страховые, выкупные) фонды.
Резервные
фонды создаются, как правило, с
целью повышения устойчивости (надежности)
облигаций и обеспечения
4. Гарантии
третьих лиц (предприятий,
В подавляющем большинстве случаев гарантами по займам выступают сами эмитенты - органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Теоретически это придает региональным займам в глазах инвесторов некий официальный статус и в силу этого большую, чем по частным займам надежность. Однако в отдельных случаях гарантами по займам выступают иные, нежели сами эмитенты, юридические лица.
На практике
целесообразно применять
3. Основные источники получения доходов.
Принципиально важный аспект любого займа - вопрос об источниках доходов.
По источникам получения дохода и обслуживания долга, выпускаемые в России займы можно разделить на три основные (самостоятельные) группы:
- размещение средств на депозитах банков;
- размещение средств в государственные ценные бумаги (ГКО, КО, ОФЗ,ОВВЗ) и долговые ценные бумаги банков (облигации, векселя);
- кредитование предприятий и банков (рынок МВК);
- арбитражные сделки с акциями приватизированных предприятий;
- риэлтерские сделки;
- прочие операции (форвардные сделки, товарные контракты, ипотечные операции).
3) бюджетные (бюджетно-налоговые) - обслуживаемые за счет налоговых поступлений в бюджет. Вольперт В., Исаев Б., Бродский С. Муниципальные облигационные займы в России: опыт и тенденции. СПб 2006 стр.541
Часто в стремлении расширить (диверсифицировать) доходную базу займов эмитенты прибегают к комбинированию различных источников получения доходов - комбинированным займам.
В подавляющем большинстве случаев местные органы власти, в силу дефицитности бюджетов проектируют займы как самоокупаемые, т.е. затраты по их организации и обслуживанию полностью покрываются за счет доходов займа или, по крайней мере, равняются им.
Основные виды (модели займов.)
Наиболее популярными моделями займов местных органов власти являются:
- жилищные (телефонные);
- арбитражные;
- промышленные (социальные) инвестиционные займы.
Жилищные и телефонные займы составляют наиболее многочисленную групп Жилищные займы служат яркими примерами целевых инвестиционных займов, также они являются доходными (смешанного покрытия); среднесрочными (долгосрочными); погашаемыми в денежной и натуральной (жильем) формах.
С точки зрения форм выплаты дохода и погашения облигаций различают две модели займов.
Первая,
получившая более широкое распространение,
предусматривает в качестве основной
формы погашения облигаций
К жилищным близко примыкают пока немногочисленные телефонные займы, средство от размещения которых идут на строительство АТС и закупку оборудования для них, а обязательства погашаются установкой телефонных номеров или деньгами.
Арбитражные займы. Займы этого вида характеризуются как нецелевые; общего (смешанного покрытия); среднесрочные; погашаемые в денежной форме (розыгрыши призов).
В данной форме наиболее четко проявляется во многом спекулятивный характер рынка региональных и местных займов. Арбитражные займы могут заметно различаться по декларируемым целям. Это может быть финансирование социальных программ, промышленно-инвестиционных проектов и т.п. Однако общим и весьма характерным для всех является то, что их жизненный цикл распадается как бы на две фазы. Привлеченные в процессе первичного размещения средства (все или большая часть) на первой фазе направляются в сферу чисто финансовых операций, например на депозиты банков, на операции с государственными и корпоративными ценными бумагами, на рынок коммерческого кредитования, с целью получения прибыли (арбитража). Впоследствии полученная прибыль расходуется на обслуживании займа и финансировании программ, проектов в соответствии с провозглашенными эмитентом целями.
Промышленные (социальные) инвестиционные займы пока немногочисленны Такое положение объясняется главным образом отсутствием по-настоящему привлекательных и прибыльных инвестиционных проектов, а также тем, что в условиях высокого уровня инфляции инвестиции в реальный сектор экономики имеют отрицательную доходность.
Займы этого вида характеризуются как целевые; смешанного покрытия; среднесрочные (до 5 лет); погашаемые в денежной форме, либо в натуральной (путем обмена на акции предприятий.
В условиях общей нестабильности финансового
и фондового рынков займы этого типа имеют
черты арбитражных. Условиями выпуска
таких займов предусматривается (почти
всегда) создание различных резервных
(страховых) фондов, средства которых подлежат
размещению в высокодоходных финансовые
инструменты. Зачастую размер этих фондов
(на всем протяжении действия займа либо
в отдельные периоды) может существенно
превышать долю средств, непосредственно
направляемых н а инвестиционные цели.
4. Облигации, выпускаемые местными органами власти.
Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней проценте от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Баринов В. Особенности рынка региональных займов. М. 2003 стр. 47
Муниципальные облигации - облигации, выпускаемые местными органами власти.
В качестве эмитентов муниципальных облигаций
могут выступать в РФ органы власти национально-государственных
и административно-
- область - республика
- район - округ
- город
При этом возможен выпуск облигационного займа не только от имени, например, правительства республики, но и от лица ее министерств и ведомств.
Классификация облигаций.
По критерию способа покрытия долговых обязательств различают:
Обычно
выпускаются для покрытия общего,
переходящего из года в год дефицита
местного бюджета; без обеспечения,
под общее обязательство
Выполнение обязательств покрывается общей способностью органа власти взимать налоги. Вместе с тем обычно в условиях выпуска уточняется определение общей налоговой способности (какими видами налоговых платежей она создается, какие ограничения существуют со стороны центрального правительства, какими, кроме налогов, платежами в доход местного бюджета обеспечивается погашение долговых обязательств, какие источники будут обращены на это погашение в первую очередь и т.д.).
Выполнение обязательств покрывается конкретным налоговым источником - взиманием налоговых платежей конкретного вида, сборов, пеней и т.д.
Например, строительство аэропортов (платежи авиакомпаний за использование сооружений), морских портов (арендная плата за пользование терминалами), больниц (плата, вносимая пациентами, средства медицинского страхования, строительство муниципальных домов (плата за проживание, покупка домов), проектов в области электроэнергетики, газоснабжения, строительства дорог, спортивных сооружений, переработки отходов, снабжения водой и т.д.
Облигации могут выпускаться:
а). на строительство, модернизацию, ремонт объектов, доходы от которых будут направлены на их погашение;
б). на другие цели, но под доходы от объектов, находящихся в муниципальной собственности (средства, поступающие от облигационного займа, на цели, связанные с данными объектами не используются).
Обычно в условиях выпуска тщательно оговаривается, какая часть доходов может быть направлена на погашение обязательств перед держателями облигаций, а какая - на покрытие текущих издержек от эксплуатации объекта, приносящего доходы, его ремонт, модернизацию и т.д. В другом варианте может предусматриваться, что обязательства по облигациям гасятся в любом случае их валовых доходов, а покрытие прочих издержек происходит из оставшейся части денежных поступлений. Правовых препятствий для применения подобной схемы в российской практике, нет.
В условиях выпуска облигационного займа устанавливаются обязанности эмитента по поддержанию в должном состоянии объектов, доходы от эксплуатации которых идут на погашение долга, обязательства по страхованию объекта и т.д.
Краткосрочные облигации под ожидаемые налоговые или иные поступления, на покрытие краткосрочных кассовых дефицитов бюджета.
Многие бюджеты страдают от кассовых разрывов в течение года: расходы осуществляются неравномерно при сезонности поступления налоговых и иных доходов (например, с сельскохозяйственных районах). С целью покрытия кассовых разрывов местные власти выпускают краткосрочные (3-12 месяцев) облигации при следующих вариантах погашения:
- за счет будущих налогов;
- за счет зачета налогоплательщика сумм, вложенных в облигации, при определении размеров налоговых платежей;
- под ожидаемые в будущем дотации от вышестоящий бюджетов;
- под поступления доходов от объектов, находящихся в муниципальной собственности;