Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:31, контрольная работа
Одним из важнейших направлений рыночной трансформации российской экономики является становление и развитие адекватных социально-экономических институтов. В ряду данных институтов рынку муниципальных займов отводится особое место как механизму, открывающему возможности привлечения необходимых инвестиций в регионы, модернизации и реконструкции объектов муниципального хозяйства, реализации региональных социальных программ. Вследствие этого исследование функционирования муниципальных займов в современных российских условиях имеет значительный интерес.
Введение 1.Специфика муниципальных займов 2. Гарантии возвратности средств, мобилизованных по займу 3. Основные источники получения доходов 4.Облигации, выпускаемые местными органами власти Заключение Список литературы
тема: «Муниципальные займы»
Содержание
Введение
Введение.
Одним из важнейших направлений рыночной
трансформации российской экономики является
становление и развитие адекватных социально-экономических
институтов. В ряду данных институтов
рынку муниципальных займов отводится
особое место как механизму, открывающему
возможности привлечения необходимых
инвестиций в регионы, модернизации и
реконструкции объектов муниципального
хозяйства, реализации региональных социальных
программ. Вследствие этого исследование
функционирования муниципальных займов
в современных российских условиях имеет
значительный интерес.
С помощью облигационного займа финансовые ресурсы привлекаются в регион на сравнительно благоприятных условиях (ставка доходности по ним обычно ниже ставки кредитования, срок обращения облигаций сравнительно длительный, что обеспечивает возможность решения в регионе неотложных финансовых и социально экономических проблем. Администрация контролирует эффективность и целевой характер использования привлеченных средств, правильный выбор объектов инвестирования. Ход займа и возвратность средств контролируются эмитентом и генеральным агентом займа ( в роли последнего выступает независимая инвестиционная компания имеющая соответствующую лицензию Министерства финансов РФ).
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность вопросов функционирования муниципальных займов в отечественной научной литературе обусловили выбор темы реферата, постановку его цели и задач.
Целью данной работы является исследование муниципального займа как способа мобилизации финансовых ресурсов и выяснение нюансов присущих использованию этого инструмента в Российской практике. Исходя их этого были поставлены следующие задачи:
Объектом
исследования является муниципальный
займа как часть финансового
рынка, а предметом выступают
муниципальные облигации как
инструмент привлечения финансовых
ресурсов в регионы.
1. Специфика муниципальных займов.
Основные характеристики займов местных органов власти.
Муниципальный займ - привлечение финансовых ресурсов региональными и местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.
Существуют
две главные формы
- выпуск муниципальных ценных бумаг;
- ссуды.
Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии - бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов, либо коммерческими банками. В последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличается от аналогичных ссуд предприятиям и организациям.
При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, т.е. то плата, которую местный орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсов, а с другой - наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.
В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, это дешевле, чем брать ссуду в коммерческом банке, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.
Цели и стратегии выпуска.
Теория обычно выделяет шесть основных целей долгового финансирования.
Первая - финансирование текущего дефицита бюджета. Масштабные затраты местных властей, как правило носят сезонный характер. Так, к примеру, для одних регионов существует проблема обеспечения крайне сжатого во времени завода продукции («северный завод»), для других - авансовые выплаты производителям сельскохозяйственной продукции. Поскольку налоговые поступления в местный бюджет отличаются нерегулярностью, для одноразовой мобилизации крупных финансовых ресурсов требуются крупные заемные операции.
Вторая цель выпуска долговых обязательств - погашение ранее размещенных займов. Такой способ рефинансирования задолженности местного бюджета возможен лишь тогда, когда власти пользуются доверием держателей облигаций и при известной финансовой осмотрительности эмитентов. В противном случае может начаться неуправляемый сбор долговых обязательств, что рано или поздно приведет к разорению эмитента.
Третья цель, которую обычно решают путем выпуска долговых обязательств, заключается в сглаживании колебаний при поступлении налоговых платежей в бюджет (ликвидация кассовых разрывов). Решение этой задачи особенно важно для тех регионов, в которых налоговая база зависит от сезонного производственного цикла.
Четвертая цель - обеспечение коммерческих банков и иных финансовых структур (страховых и пенсионных фондов в первую очередь) ликвидными и высоконадежными вторичными резервными активами, не омертвляющими их капитал. Достижение этой цели в России пока не очень актуально, поскольку требование создания вторичных банковских резервов в правовой системе отсутствует. Впрочем, нормативы инвестиций для страховых фондов уже предполагают, что последние часть своих активов обязаны держать в ценных бумагах местных органов власти.
Пятая цель - финансирование собственных программ и капиталоемких проектов. Наиболее распространенными в этом смысле являются программы муниципального жилищного или дорожного строительства.
Шестая цель - долговые обязательства могут быть выпущены при соответствующих государственных гарантиях для поддержки организаций и учреждений, решающих те или иные общенациональные задачи или интересующих государство по каким либо другим причинам. Опыта конструирования и осуществления таких займов в России пока нет. Тарачев В. Рынок субфедеральных и муниципальных ценных бумаг. // Рынок ценных бумаг. - 2004 стр.327
При разработке стратегии выпуска займов необходимо определить:
- территориальные сегменты рынка, на которых будут размещаться облигации займов;
- каким группам инвесторов на этих территориальных рынках данные бумаги предназначаются (коммерческим банкам, инвестиционным институтам, пенсионным фондам, промышленным предприятиям, населению);
- финансовое состояние потенциальных инвесторов (обладают ли они свободными денежными средствами, которые могут быть вложены в облигации займа);
- работают ли уже потенциальные инвесторы с подобными ценными бумагами и есть ли у них интерес к их покупке;
- будут ли выпускаемые облигации привлекательными для потенциальных инвесторов, захотят ли они вложить в них свои средства;
- что необходимо сделать для повышения привлекательности выпускаемой ценной бумаги для потенциальных инвесторов.
Инструментами проведения маркетинговых исследований по выпуску займа могут служить:
- статистическая
и справочная литература;
- печатные материалы (статьи, обзоры и т.п.);
- данные, предоставленные администрацией территории-эмитента;
- специально проводимое анкетирование;
- интервью.
Важное значение при размещении займа имеет его «прозрачность», т.е. открытость информации о целях займа, его участниках, направлениях использования и гарантиях возвратности мобилизованных по займу средств. Информационная закрытость займа может стать причиной недоверия к нему со стороны потенциальных инвесторов и отказа от приобретения облигаций.
Особое внимание должно быть обращено на рекламную компанию займа, которая осуществляется по трем основным направлениям:
- для крупных потенциальных инвесторов - путем рассылки информационных материалов по займу и проведения прямых переговоров об условиях приобретения облигаций;
- для населения - путем размещения рекламы займов в средствах массовой информации;
- для профессиональных участников рынка ценных бумаг - в специальных изданиях.
По результатам
маркетингового исследования определяется
емкость будущего рынка ценных бумаг
займов, строится общая схема предстоящего
выпуска займа, разрабатываются
основные характеристики выпускаемых
ценных бумаг.
2. Гарантии возвратности средств, мобилизованных по займу.
Основными гарантиями платежеспособности местных органов власти по принятым обязательствам являются их право устанавливать и взимать налоги и пошлины, наличие муниципальной собственности и право на взимание выручки от эксплуатации этой собственности.
Если рассматривать систему гарантий выполнения обязательств по займам более детально, то можно выделить с следующие виды активов и имущественных прав:
1. Средства
(отдельные статьи) бюджета и внебюджетных
фондов.
Несмотря на то, что практически все местные бюджеты дефицитны, органы власти на местах довольно часто прибегают к бюджету как исключительной, либо дополнительной гарантии выполнения обязательств по займам. При этом формулировка такой гарантии нередко выглядит односложно и без каких либо количественных характеристик.
Например: заем гарантируется бюджетом эмитента. Либо: облигации займа являются ценными бумагами с общим покрытием Обеспечиваются средствами бюджета (при отдельными его статьями и имуществом (либо частью имущества), находящимся в собственности эмитента..
2. Имущество
(или имущественные права)
Зачастую при эмиссии облигаций общего покрытия в качестве гарантии платежеспособности местных органов власти наряду с бюджетом фигурирует имущество, находящееся в их собственности. Реже имущество выступает в виде исключительной (единственной) гарантии выполнения обязательств по займу. В этом качестве могут использоваться различные имущественные активы и права:
- недвижимость (здания, строения, незавершенное строительство). Инвесторы чаще всего не склонны рассматривать залог недвижимости в качестве надежной и достаточной гарантии займа. Это объясняется как проблемами, связанными с оперативной и адекватной реализацией залога (в силу недостойного развития рынка недвижимости и отсутствия стабильности оценок стоимости имущества), так и самим характером недвижимости, находящейся в собственности местных органов власти. Поэтому, имущество, используемое в качестве обеспечения займа, должно быть, во-первых, конкретным (необходим точный перечень «реального» имущества); во-вторых, его стоимость должна значительно превышать размеры эмиссии займа;