Морально-нравственный аспект экономических кризисов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, понимая важность морали и нравственности в рассмотрении вопроса об экономических кризисах, при написании данной работы я поставила перед собой следующую цель: детально изучить явление экономических кризисов в его морально-нравственном аспекте.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решены следующие задачи:

1. Дан краткий исторический обзор крупнейших экономических кризисов;
2. Экономические кризисы рассмотрены в контексте психологии и религии;
3. Затронут вопрос о нравственной экономике;
4. Предпринята попытка исследовать проблему поиска виновников кризиса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
1.КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР КРУПНЕЙШИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ…………………………………………………5
2. ВЗГЛЯД НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ:………………………………………………….…………………9
2.1. Психологические причины экономических кризисов………………………..9
2.2. Теория заговора…………………………………………………………………9
2.3. Парадокс бережливости……………………………………………………..10
3. ПУТИ ПЕРЕХОДА К НРАВСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ:………………...12
3.1. Нравственные основы экономики…………………………………………….12
3.2. Бытовая нравственность как условие развития экономики………………...14
3.3. Семья – «ячейка общества» или отдельно функционирующая система?..15
3.4. Взгляд на нравственную экономику с точки зрения религии………………17
4. ВИНОВНИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ: КОНКРЕТНЫЕ ЛИЧНОСТИ ИЛИ ОБЩЕСТВО В ЦЕЛОМ?....................................................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………23

Работа содержит 1 файл

Курсовая чистовой вариант.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

              В – четвертых, возникает необходимость радикального пересмотра всех базовых экономических категорий, присущих ныне существующей рыночной экономике. Людям необходимо с других позиций взглянуть на организацию нового типа хозяйства – духовно-нравственного. [15]

              Таким образом, подводя итог, хочется отметить исключительную важность вопроса о формировании в современном обществе новой экономики – экономики нравственности, основанной на несколько иных принципах, нежели те, которые ныне существуют в экономических системах государств.

              От этих принципов и установок зависят процессы модернизации страны. Поэтому нельзя умалять их важность и значимость.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.ВИНОВНИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ: КОНКРЕТНЫЕ ЛИЧНОСТИ ИЛИ ОБЩЕСТВО В ЦЕЛОМ?

 

Изначально четвертый раздел моей курсовой работы носил несколько иное название. Первоначальной задумкой было представить в работе список людей, которые, по мнению многих периодических экономических и аналитических изданий, являются основными виновниками мирового экономического кризиса, разразившегося в 2008 году. Однако такой подход к делу свидетельствовал бы лишь о поверхностном и неполном понимании данного вопроса, отсутствии его анализа и изучения. Ведь, если вдуматься, то даже человеку, далекому от мира экономики, становится вполне понятно, что упоминать имена конкретных людей, говоря о виновниках экономического кризиса – это, по меньшей мере, неразумно.

Конечно, вряд ли кто-то сможет отрицать, что Алан Гринспен, экс-глава Федеральной резервной системы США (1987-2006), в начале 2000-х годов проводил политику низких ставок ФРС, что привело к легким деньгам и безответственной раздаче кредитов банками. Поспорить сложно так же и с тем фактом, что именно при Билле Клинтоне начался процесс дерегулирования финансовых рынков, который в итоге вывел отрасль из-под контроля. [8] Можно привести еще много доводов в пользу такой «определенной вины». Однако гораздо более разумными и весомыми мне кажутся доводы, приводимые Анни Леонард в ее фильме «История вещей».

В этом фильме идет речь о материальной экономике и ее пяти основных фазах:

1.      Добыча

2.      Производство

3.      Распределение

4.      Потребление

5.      Утилизация

На первый взгляд, вполне безобидная схема, с тем или иным этапом которой (чаще всего, безусловно, с четвертым) ежедневно сталкивается каждый из нас.

Однако эта внешне идеально налаженная система испытывает глубочайший кризис. Все дело в ее линейности. Делая очередной шаг, система взаимодействует с реальным миром и оказывает воздействие на понятия, далекие от линейного понимания: общество, культуру, экономику и многое другое. [9]

Кто же приводит эту систему в состояние кризиса? Ответ очевиден – люди. И дело здесь вовсе не в миллиардах долларов американских банкиров, желающих поживиться на экономических катастрофах мировых масштабов. Спиливание деревьев, уничтожение животных и растений, огромное количество вредных выбросов в атмосферу – все это гораздо опаснее и существеннее для современной экономики, чем миллиардные состояния так называемых «виновников» кризиса.

Цифры ужасают. После ознакомления с такой статистикой становится непонятным, как человечество вообще до сих пор умудряется сохранять жизнь на планете Земля.

В США за последние годы:

      80% исходного объема лесов утеряно;

      40% рек и озер стали непригодными для питья;

      5% населения потребляет 30% производимых в мире товаров;

      75% рыбы вылавливается на уровне или сверх нормы;

      2000 деревьев в минуту теряется только в районе Амазонки, что является эквивалентом семи футбольным полям;

      100000 синтетических химических веществ используется в современном производстве;

      2 млн. тонн химикатов в год выбрасывается в атмосферу;

      2 кг мусора в день «производит» каждый человек. [9]

Однако все не настолько безнадежно. Система имеет множество точек воздействия. Существует огромное количество людей, борющихся за исправление и корректировку этой «линейности» и строгой налаженности цепочки добыча =>производство=>распределение=>потребление=>утилизация.

Такие понятия, как экологическая химия, возобновляемая энергетика и местная экономика - не пустые громкие слова.

Сам Маркс писал о том, что капиталистической системе внутренне присущи кризисы. Поэтому, даже если мы не можем избежать кризисных явлений в нашей жизни и экономике, то бороться с ними – не только наша задача, но и обязанность: перед обществом, государством, собственной совестью, своими родителями и детьми. [9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

              Проделанная мною работу по анализу и систематизации материала по теме «Морально-нравственный аспект экономических кризисов» оказалась познавательным и интересным занятием. Она позволила мне взглянуть на проблему экономических кризисов через призму человеческого фактора в его различных проявлениях и сделать для себя определенные выводы. В частности, я открыла для себя понятие нравственной экономики, и даже на лекции по микроэкономике, которые мы посещаем в нынешнем семестре, чувствую себя гораздо более подкованным в определенных вопросах человеком, чем была до написания данной работы.

              Экономические кризисы рассмотрены в контексте психологии, религии. Немалая часть работы посвящена и вопросу о нравственной экономике, что лично для меня было самым интересным моментом в процессе написания курсовой.

Очень спорным показался мне вопрос о виновниках экономических кризисов. Мне было сложно сформировать свой взгляд на этот вопрос, однако в конечном счете я пришла к определенным выводам, отказавшись от возложения вины на определенных людей и склонившись к версии Анни Леонард, представленной в ее фильме «История вещей».

В общем и целом, основной и, на мой взгляд, самый важный вывод, который можно сделать, написав работу на подобную тему, таков: вне зависимости от сферы интересов и деятельности, преследуемых целей и желаемых выгод, условий функционирования и протекания того или иного процесса, люди всегда должны оставаться человечными и терпимыми к окружающим. Только так человечество сможет достичь истинного, не технического, а духовного прогресса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1.Гринин Л. Е. Психология экономических кризисов. Историческая психология и социология истории. № 2, 2009. -  c. 77

 

2.Гринспен А. Эпоха потрясений. Проблемы и перспективы мировой финансовой системы. - Мн.: Альпина Бизнес Букс, 2009. - с.441-442

 

3.Журавлев А.Ю. Исламские финансы в современном мире. Экономические и правовые аспекты.  Под общ. ред. Р.И.Беккина. – М.:Умма, 2004. – 21-24, 32 с.

 

4.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 2001. – с.423

 

5.Цыганков А. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. – Мн.: Интерпракс,  1995. – с. 70

6.Ерин О.К./Доклад на конференции.

http://www.pravsarov.nne.ru/content/conference/14/746/841/864.html

 

7.Ефимов В.А. /Нравственные основы экономики и перспективы модернизации страны /Московский Концептуальный Семинар (МКС),2010.

http://rutube.ru/tracks/3645512.html?v=fee913234e2dd15360bf16c87a54aa5c

             

8.Лента.ру./Информационный портал.

http://lenta.ru/news/2009/01/26/names/   

 

9.Леонард А./История вещей./Видеофильм.

http://smotri.com/video/view/?id=v12341748b94

 

10.Материал из “Википедии»./Экономический кризис. http://ru.wikipedia.org/wiki/Экономический_кризис

 

11.Материал из «Википедии»./Теория заговора.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_заговора - материал из «Википедии»

 

12.Материал из «Википедии»./Парадокс бережливости.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Парадокс_бережливости

 

13.Материал из «Википедии»./Мировой финансовый кризис 2008-2011.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Мировой_финансовый_кризис_(2008—2011)

 

14.Материал подготовлен на основе информации «РИА Новости»/История мировых экономических кризисов. Справка.

http://blago-tvori.my1.ru/publ/23-1-0-91

 

15.Миняйло А./Духовно-нравственная экономика – новый тип хозяйствования одухотворенного православием человека. http://www.delorus.com/medialibrary/detail.php?ID=1840

 

16.Обухов М. / Семья и экономика.

http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=5&idArt=1292

 

17.Экономический форум./Экономика и финансы.

http://meronq.com/forums/15

 

 

 

 

 

 

 

 

24

 



Информация о работе Морально-нравственный аспект экономических кризисов