Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:44, курсовая работа
Цель любой фирмы заключается в максимизации прибыли. Наиболее полно и с наименьшими затратами она достигается в том случае, если у компании нет конкурентов, т.е. когда она оперирует на монополистическом рынке. В этом случае, изменяя объем предлагаемой продукции, фирма может устанавливать такие цены, при которых величина прибыли будет максимальной.
Стремление фирмы обеспечить себе монопольное положение на рынке обусловливается ее природой и, как правило, становится одной из важнейших задач ее развития.
елью данной курсовой работы является изучение явления монополизма в российской экономике. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы: изучение монополизма как экономического явления, истории развития монополизма в России и антимонопольной политики государства.
Введение
Глава 1. Монополизм как экономическое явление
1.1 Монополия: возникновение, сущность, закономерности развития
1.2 Виды (типы) монополий и формы их образования
Глава 2. Монополизация российских рынков
2.1 История развития монополий в России
2.2 Современная степень монополизации российских рынков
Глава 3. Антимонопольная политика России
3.1 Основные направления антимонопольной политики
3.2 Антимонопольная политика в отношении естественных и искусственных монополий
Заключение
Список использованной литературы
Доказать необоснованное монополистическое завышение цен всегда очень сложно. Ведь для этого нужно установить, что цена очень сильно превышает издержки. А издержки у монополиста могут быть исходно весьма велики в силу х-неэффективности, либо искусственно показаны выше фактического уровня с помощью трудно проверяемых бухгалтерских ухищрений.
Поэтому юридически, на бумаге монопольная цена, скорее всего не будет выглядеть как завышенная по сравнению с затратами. К тому же, даже если завышение цен будет доказано, сложно отделить нормальное повышение цен в силу благоприятной рыночной конъюнктуры от их искусственного вздувания самим монополистом.
2. Структурный критерий
В свою очередь структурный подход более простой в применении: достаточно установить долю рынка, приходящуюся на ту или иную фирму, и автоматически становиться ясно, следует ли против нее применять антимонопольные меры.
Зато недостатком структурного подхода является неопределенность последствий его применения. Таким механическим образом легко разрушать не только компании, злоупотребляющие своим монопольным положением, но и эффективно действующие крупные фирмы, являющиеся ядром национальной экономики Микроэкономика.
Заключение
Монополия - это рыночная структура, при которой существует только один продавец, причём он производит товар, не имеющий близких заменителей.
Сущность монополии
1. Монополия возникает из
2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;
3. Благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль.
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.
Появление монополий в России было
своеобразным. Первые монополии образовались
в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов
и др.). Своеобразие развития заключалось
в непосредственном вмешательстве государственных
органов в создание и деятельность монополий
в отраслях, обеспечивавших нужды государственного
хозяйства, или имевших особое значение
в его системе. Это привело к раннему возникновению
государственно-
Монополии были ликвидированы в результате октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков.
Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали такие предприятия, как Госплан, Госснаб и Госкомцен. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто всего поручалось всего одному - двум заводам. В итоге советские монополисты были очень узко специализированы. Также советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. Позиции монополистов укрепляла общая дефицитность экономики. В условия фактического отсутствия выбора у покупателя ответственность монополиста сходила почти на нет. Монопольные позиции предпринимателей были защищены и от иностранных конкурентов. Из-за этого сильно страдали качество и новизна продукции.
Главная особенность монополизации российского рынка состоит в том, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.
Начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому усилению монополистических тенденций. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории.
Однако гораздо большее
Становление цивилизованного рынка в России было немыслимо без развития конкурентной борьбы. Именно она являлась стимулом к дальнейшему совершенствованию производства, повышению качества продукции, снижению цен, а в конечном итоге - росту жизненного уровня населения.
Переход к рыночной экономике требовал, прежде всего, демонополизации экономики и формирования механизма обеспечения добросовестной конкуренции. Для этого был принят Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». На федеральном уровне был создан Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых хозяйственных структур (ГКАП), а на уровне субъектов Федерации - территориальные управления. В 2006 году вместо закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят закон «О защите конкуренции».
Основные направления
1. Предоставление льготных
2. Изменение сфер применения
свободных, регулируемых и
3. Создание параллельных
4. Финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
5. Лицензирование экспортно-
6. Внесение изменений в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию;
Направления государственного контроля за развитием добросовестной конкуренции:
1. Создание специального реестра
хозяйствующих субъектов,
2. Установление государственного контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих структур и соблюдением ими антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале. Главной задачей выдвигалось предотвращение появления новых структур монопольного характера.
Важной составляющей антимонопольной практики служит антидемпинговая политика государства. Особенно она необходима в отношении фирм, экспортирующих на российский рынок определенные виды товаров и пользующихся при этом государственной поддержкой, включающей прямые экспортные надбавки.
Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением.
Список литературы
1. Закон Российской Федерации
от 26.06.06г.№ 135-Ф3 «О защите
2. Денисов И.В. «Монополизм как движущая сила развития и его ограничение» // Экономический анализ: теория и практика. 2008-№19(окт.) с.35-40
3. Трипопень Е. «Реорганизация РАО «ЕЭС»: ретроспектива и взгляд в будущее» // РЦБ. 2008.-№4. с.20-22
4. Дерябина М. «Реформирование
естественных монополий:
5. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / под ред. А.Г.Грязновой и А.Ю.Юдановой. - 2002. - 342с.
6. Максимова В.Ф. МИКРОЭКОНОМИКА: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. - 204 с.
7. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений / Под ред. В.Д. Камаева. -- 10-е изд., перераб. и доп. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -- 592 с.
8. Экономическая история России. Учебное пособие./ Под ред. проф. М.Н.Чепурина. Издание 6-е, стереотипное. - М.: «Информационно-издательский дом «Филинъ», Юридический Дом «Юстициеформ». - 2001. - 432с.
9. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный ?экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. -- М.: ИНФРА-М, 2007.
10. Азрилияна А.Н. Краткий экономический словарь. 4-е издание.- М.: Институт новой экономики. - 2007.
Информация о работе Монополизм в российской экономике: исторические корни, процесс преодоления