Монополизм на российском рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение явления монополизма в российской экономике. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы: изучение монополизма как экономического явления, истории развития монополизма в России и пути преодоления монополии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Сущность и виды монополий ……………………………………...…4
1.1. Монополия: возникновение, сущность, закономерности
развития………………………………………………………….…4
1.2. Виды (типы) монополий и формы их образования………….......7
Глава 2. Особенности российского монополизма.………………………..............13
2.1 Корни монополизма в российской экономике….…………….....13
2.2. Современная степень монополизации российских рынков……16
Глава 3. Пути преодоления монополии в России…………………….…..…..25
3.1. Основные направления антимонопольной политики….………..25
3.2. Антимонопольная политика в отношении естественных
и искусственных монополий……….……………………………..30
Заключение………………………………………………………………….......37
Список использованной литературы…………………………………………..40

Работа содержит 1 файл

Курсовая Монополизм в российской экономике.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

5. Преимущество низких  издержек крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Преимущества в затратах, имеющиеся у очень крупных фирм, могут позволить одной фирме, обслуживающей весь рынок в качестве единственного продавца, производить продукцию с более низкими издержками, чем это было бы возможно, если бы на рынке было бы большее количество продавцов. Это может способствовать монополизации рынка, так как монополист имеет возможность устанавливать низкие цены, соответствующие его издержкам, что сделает недоступным данный рынок для потенциальных продавцов, так как они не смогут получать прибыль при данной цене. Так, если фирмы могут последовательно снижать средние издержки и при этом получать прибыль путем расширения производства, удовлетворяя долгосрочный рыночный спрос, то в итоге на рынке останется только одна фирма - монополист. При появлении доминирующей фирмы новые фирмы не могут войти на рынок, так как они изначально слишком малы, чтобы достичь таких средних издержек, которыми обладает фирма - естественный монополист. Она может использовать контроль над ценой, чтобы устранять конкурентов со своих рынков сбыта6.

Экономические объекты, на которые распространяется исключительное право государства: сбор налогов, коммунальное хозяйство, железные дороги, почта и телеграф. Государственные монополии не исключают конкуренции со стороны частных предприятий, производящих замещающие товары и услуги.

Развивающаяся чистая монополия  может стремиться компенсировать прошлые  убытки и полностью извлечь пользу из своего нового положения господства на рынке, назначая непомерные цены на свои товары и услуги.

Чтобы избавить общество от таких неблагоприятных результатов, правительство обычно предоставляет  исключительную привилегию одной фирме  поставлять воду, природный газ, электричество, телефонные услуги. В обмен правительство сохраняет за собой право определять географическую сферу деятельности монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены, которые он может назначать. Результатом является регулируемая или государственно-организованная монополия, предназначенная для того, чтобы достичь низких издержек на производство единицы продукции, но регулируемая, чтобы гарантировать, что потребители будут извлекать выгоду от этой экономии в издержках.

 

В условиях российской действительности  регулирование цен продукции естественных монополий связано с политическими конфликтами.

В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких  предприятий обладает монопольной  властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения.

Зачастую монополисты  злоупотребляют этой властью, пытаясь  ограничить конкуренцию, и таким  образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической  деятельностью, и проявляется эта  деятельность в форме ценовых злоупотреблений.

Предприятия-монополисты  злоупотребляют своим особым положением, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в  России практикуются монопольно высокие  цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Как правило, монопольно высокой ценой компенсируются необоснованные затраты предприятий.

Анализ затрат предприятий-монополистов выявил две причины их роста:

1. Отсутствие конкурентного  давления на норму прибыли ведет к более слабому контролю над расходами.

2. Искушение получить монопольную  сверхприбыль может стимулировать  увеличение расходов на усиление  и защиту монопольного положения.

В условиях современной  российской экономики монопольная  рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции. Помимо ценовых злоупотреблений в российской экономике наблюдаются примеры дискриминирующего поведения по отношению к конкурентам.

 

Для преодоления высокой степени  монополизации российской экономики  и для развития конкуренции были разработаны специальные государственные  программы. Основной задачей этих программ являлось, снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках РФ по приоритетным группам товаров, а также диверсификация производства и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции. Исследования показывают, что число предприятий, не ощущающих конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях не превышает 10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше.

До 2008 года в России было три главных  естественных монополиста:

1. РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач).

2. ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа).

3. МПС (железнодорожные перевозки).

Особое место в проблеме демонополизации экономики принадлежит вопросу о реформировании естественных монополий национального значения: РАО “ЕЭС”, Газпром и МПС. Общая концепция реформ – отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов.

Цели реформирования РАО “ЕЭС”: развитие конкуренции в производстве электроэнергии, создание оптового рынка  электроэнергии в тех регионах страны, где это технически возможно и  экономически целесообразно, а также  совершенствование государственного регулирования и контроля в сфере передачи и распределения электроэнергии.

Минэкономики  представило правительству РФ проект решения, предусматривающего реализацию заключенного ранее соглашения между  базовыми отраслями промышленности, энергетикой и транспортом о совместных действиях по стабилизации цен и тарифов и улучшению расчетов между предприятиями. Проект не был принят.

РАО «ЕЭС России» тогда  полагало, что необходимо вывести  на федеральный  оптовый рынок  электрической энергии и мощности максимальное число генерирующих источников в расчете на то, что производители электроэнергии будут вовлечены в конкуренцию, что и обусловит изыскание путей сокращения издержек производства и удешевление энергии (снижение тарифов).

Этим расчетам «романтиков рынка» из РАО «ЕЭС  России» не суждено сбыться по той простой причине, что региональные АО-энерго являются монополистами, по крайней мере, по отношению  к потребителям своего региона и, значит, не чувствуют  необходимости в конкуренции. Не менее важным является и то обстоятельство, что конкурентный рынок может возникнуть только при наличии резервных мощностей. Их уровень в России составляет 3% (против ~  30% в США и ФРГ) и его недостаточно даже для компенсации сезонных и суточных пиков потребления. Последние покрываются за счет межрегиональных перетоков, что и

предохраняет  европейскую часть России от массовых отключений потребителей вследствие критического падения частоты в энергосистеме.

К ноябрю 2000 г. неплатежи  потребителей достигли 27 трлн. рублей, и   уже 86 % отпущенной электроэнергии не оплачивалось своевременно. Понятно, что важнейшая роль в этом механизме накачки дебиторской задолженности

принадлежала  тарифной политике отрасли. Кроме того, высокая цена на

электроэнергию  влияет на стоимость промышленной продукции, отчего страдают и сами энергетики. К концу    2000 г. оплата  за поставленную электроэнергию уже на 70% осуществлялась в форме бартерных сделок. Теперь товар дебиторов, полученный в качестве оплаты за электроэнергию,  сам подлежит реализации через сеть торговых посредников.

К 1 августу 2001 г. просроченная дебиторская задолженность потребителей электроэнергии  составила 63,2 трлн. рублей, газа - 8,7 трлн. рублей, железных дорог и нефтепроводного транспорта - 65,3 трлн. руб. [Госкомстат РФ], что в сумме превышает 56% всех неплатежей   в экономике России.

Вследствие  более жесткого регулирующего воздействия правительства на цены естественных монополий в первом полугодии 2001 г. их рост был значительно ограничен. Результаты не заставили себя ждать: с начала лета было достигнуто резкое сокращение инфляции.

Однако жесткое  сдерживание роста тарифов, по мнению отраслевых специалистов, привело к резкому ухудшению финансового состояния отраслей-естественных монополий. При этом в условиях закрытости финансовой информации и без проведения независимого аудита соответствующих предприятий трудно поддержать или опровергнуть такие выводы. Так или иначе,  в ряде случаев уже сами естественные монополии нуждаются в защите от необоснованного давления со стороны определенных политических сил, которое приводит к подрыву финансовой устойчивости этих жизненно необходимых для государства отраслей.

Год 2008-й вошел в  историю российской экономики как  год, в который прекратила существование  одна из крупнейших монополий - РАО "ЕЭС  России". Тем самым завершится один из важнейших этапов реформы  электроэнергетики, единственного на данный момент столь масштабного преобразования7.

Реформа Газпрома заключается  в отделении транспортировки  и распределения газа (монопольных  видов деятельности) от добычи (потенциально конкурентных). Помимо этого необходим  переход на контрактные цены и отход от принципа формирования цен на основе издержек замыкающего производителя.

Реформа МПС предполагает три этапа. 1-й этап: создание грузовых и пассажирских компаний. 2-й этап: отработка взаимоотношений между  созданными компаниями, МПС и пользователями услуг. 3-й этап: разделение инфраструктуры на ремонтный и эксплуатационный сегменты8.

У каждой из концепций  реформ есть как сторонники, так  и противники. Но все они сходятся в одном: реформы следует проводить  постепенно и они не должны ухудшать положение предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

В настоящее время  российские предприятия, от мелких фирм до крупных компаний, испытывают сильное  давление со стороны конкурентов. Исключение составляют рынки с монополией одного продавца или олигополией, т.е. случаем разделения рынка между немногочисленной группой продавцов. Возможен также вариант заключения между продавцами картельного соглашения, когда каждый участник получает свой оговоренный сектор рынка с фиксированной ценой реализации. Все перечисленные случаи отклонения от конкуренции являются либо экономически закономерными (например, естественные монополии), либо обусловленными прежним советским укладом народного хозяйства, которое, как известно, отличала высокая степень монополизма. Картельное соглашение является противозаконным и преследуется в соответствии с антимонопольным законодательством.

Массовые импортные  закупки, создающие конкуренцию  отечественным товарам, стали одним  из главных факторов повышения конкуренции  на российских рынках. Множество, как правило, торговых, предприятий создают конкурентную среду, которая формирует определенный тип рынка. Можно констатировать, что степень монополизма российской экономики уменьшается и усиливается конкурентная борьба. Этому процессу способствуют сужение потребительского и государственного спроса, низкая инвестиционная привлекательность российской экономики, которая заставляет фирмы закрепляться на относительно стабильных рынках массовых однородных товаров. Следствием конкурентной борьбы между продавцами, как это следует из экономической теории, является снижение продажных цен и, соответственно, реализуемых наценок. Ценовая конкуренция создает для фирмы жесткие ограничения, которые заставляют менеджмент искать методы планирования и управления товарными потоками в условиях минимально возможных наценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути преодоления  монополии в России

            3.1. Основные направления антимонопольной политики

 

          Антимонопольная политика имеет  несколько основных направлений:

1. Стимулирование предпринимательства

2. Развитие конкурентных  начал

3. Организационно-правовое  обеспечение антимонопольной политики

              Выделяют два метода антимонопольного  регулирования: прямой и косвенный.  Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

            Таким образом, суть фактически  любой антимонопольной политики  заключается в использовании  выгод крупномасштабной экономики  и в нейтрализации её побочных последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных и иных рынках.

            Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях.

Информация о работе Монополизм на российском рынке