Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение явления монополизма в российской экономике. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы: изучение монополизма как экономического явления, истории развития монополизма в России и пути преодоления монополии.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Сущность и виды монополий ……………………………………...…4
1.1. Монополия: возникновение, сущность, закономерности
развития………………………………………………………….…4
1.2. Виды (типы) монополий и формы их образования………….......7
Глава 2. Особенности российского монополизма.………………………..............13
2.1 Корни монополизма в российской экономике….…………….....13
2.2. Современная степень монополизации российских рынков……16
Глава 3. Пути преодоления монополии в России…………………….…..…..25
3.1. Основные направления антимонопольной политики….………..25
3.2. Антимонопольная политика в отношении естественных
и искусственных монополий……….……………………………..30
Заключение………………………………………………………………….......37
Список использованной литературы…………………………………………..40
2. Административная
монополия возникает
3. Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обоих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии поглощают все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений – картели и синдикаты.
1. Картель –
это объединение нескольких
2. Синдикат – это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Более сложные
формы монополистических
3. Трест – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
4. Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль5.
Опыт показывает, что монополии, поглотив определенную отрасль и захватив прочные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.
5. Особый вид
монополий – международные
Существуют
две разновидности
Первая – транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но международные по сфере своей деятельности. Например: американский нефтяной концерн «Стандард ойл оф Нью-Джерси», имеющего предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56% общей их суммы, объем продаж 68%, прибыли 52%. Подавляющая часть производительных мощностей и сбытовых организаций швейцарского пищевого концерна «Нестле» размещена в других странах. Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию.
Вторая разновидность – собственно международные монополии. Особенность международных трестов и концернов – международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например: англо-голландский химико-пищевой концерн «Юнилевер», германо-бельгийский трест фотохимических товаров «Агфа-Геверт». Их число очень мало, поскольку объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими сложностями: различие в законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие какого-либо правительства и т.д.
Глава 2. Особенности российского монополизма
2.1 Корни монополизма в российской экономике
Становление рыночной экономики в России столкнулось и продолжает сталкиваться с монополизмом особого рода. Своим рождением он обязан нерыночной среде и по своему генезису кардинально отличается от монопольных отношений, естественным образом выраставших из концентрации и централизации капитала в процессе конкурентной борьбы. Российский монополизм - результат тотального огосударствления экономики с присущей ему административно-командной системой управления. Именно государство составляло ось, вокруг которой формировались все элементы монопольной структуры. В отличие от рыночных монополий в западной экономике наши так называемые административные, или ведомственные, монополии создавались волевым путем. Государственный монополизм как не имеющая аналогов управленческая и организационная монополия составлял отличительную черту отечественного монополизма. Он сопровождался огромной концентрацией экономической власти на всех уровнях и функциональных направлениях централизованного планирования и управления экономикой. Важно подчеркнуть, что эта проблема не лишена социальной и политической окраски, поскольку интересы монопольных структур тесно переплетаются с интересами политической, административной и хозяйственной элит как советского, так и постсоветского общества.
Ликвидация рыночных принципов управления и распределения ресурсов, централизованное размещение инвестиций привели к формированию своеобразного технологического монополизма. Подавляющее большинство хозяйственных связей складывалось директивно, на безальтернативной основе, базировалось не на экономических, а на строго детерминированных организационных и технологических принципах, основной из которых гласил, народное хозяйство - единая фабрика. В современной России, когда многие прежние функции государства уже отмерли, концентрация экономической власти на верхних уровнях управления если и снизилась, то незначительно. Она лишь перемещается в сферы регулирования финансовых отношений и приватизации собственности, правовой и административной регламентации создания новых хозяйственных единиц. При этом жесткость и административный диктат со стороны государства по отношению к предприятиям даже укрепились. Живучесть государственного монополизма объясняется и тем, что в настоящее время наблюдается лишь чисто внешняя трансформация бывших отраслевых министерств в концерны и холдинги (например, "Роснефть", "Росуголь", "Чермет", "Цветмет" и др.), при которой старая организационная монополия, скорее, "меняет окраску", чем преобразуется в нечто новое. Властно-хозяйственные и прямые организационно-управленческие функции, присущие государственным монопольным структурам, действительно сходят на нет. Но властно-распорядительные, несомненно, растут и вширь, и вглубь, обретая новые формы, включая в свою орбиту новый инструментарий. Сегодня безальтернативность и неподконтрольность обществу пресловутой макроэкономической политики связывают экономическую свободу и инициативу реальных субъектов хозяйствования не в меньшей степени, чем командное планирование.
К генетическим корням российского
монополизма относятся те его
характерные черты, которые связаны
с хронической
В ряде случаев он выливается
в монопольный "беспредел", который
может угрожать национальной безопасности
страны (отключение подачи электроэнергии
на важнейшие оборонные объекты). Укрепляется локальное
сегментирование рынков, которое и раньше
являлось отличительной особенностью
российской экономики. Растут уровень
и удельный вес транспортных издержек
в структуре цен, что провоцирует усиление
локализации рынков. Единый национальный
рынок характеризуется тенденцией к распаду
на множество локальных рынков с разнообразными
проявлениями регионального монополизма.
Ширится хаотическая экономическая регионализация,
подталкиваемая введением местными администрациями
тех или иных местных режимов ценообразования,
распределения, а также ограничений на
ввоз (вывоз) продукции из регионов. Такие
явления расширяют воспроизводственную
базу монополизма.
2.2. Современная степень монополизации российских рынков
Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные под отрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируются, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.
Прибыли, получаемые продавцами на рынке, служат как сигнал для предпринимателей о том, стоит ли выходить на данный рынок или нет. Естественно, что высокая экономическая прибыль, получаемая монополистом, привлечет на рынок потенциальных производителей данного товара. Поддержание чистой монополии, следовательно, требует наличия условий, которые предотвращают конкуренцию новых продавцов с монополистом. Барьер для входа в отрасль - ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые монополистом, привлекли бы на рынок новых продавцов, значит, возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном счете, стали бы конкурентными. Можно выделить несколько основных типов барьеров для входа в отрасль:
1. Исключительные права,
полученные от государства.
2. Патенты и авторские
права. Патенты и авторские
права обеспечивают создателям
новых продуктов или
3. Собственность на
все производственные ресурсы.
Монополия также может
4. Уникальные способности
и знания также могут создать
монополию. Так певцы,