Монополия: причины возникновения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:10, контрольная работа

Описание работы

Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны переростанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привёл к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия – это теоритические абстракции, выражают две полярные ситуации, два логических предела.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Причины возникновения. Формы
Монопольная цена и монопольная прибыль.
Методы антимонопольного регулирования.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 32.60 Кб (Скачать)

монополистических тенденций в стране.  Антимонопольные  службы  не  являются

частью законодательной  власти, но  их  компетенция  позволяет  им  выполнять

совещательную функцию.  Подобные  организации  не  имеют  права  действовать

авторитарными  методами,  например,  закрывать  предприятия.  Но  они  могут

заставить  предприятие,  доминирующее   на   рынке,   возобновить   поставку

продукции тому получателю, которому в  этих  поставках  было  противозаконно

отказано. Все их решения обязательны  для  исполнения.  В  противном  случае

налагаются денежные штрафы, предусмотренные законодательством  за  нарушение

антимонопольного  закона. При  этом  необходимо  отметить,  что  все  решения

антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.

      Кроме  осуществления процесса  демонополизации   антимонопольная  служба

призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть  эффективной

только при активном участии потребителей. Поэтому  широкие  массы  населения

должны   понимать   практическое   значение   антимонопольной   политики   в

повседневной жизни. Помочь в этом должна,  прежде  всего,  пресса  и  другие

средства  массовой  информации.  Прессе  должно  предоставляться  право   на

соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной  форме, без какой-

либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба  должна  иметь  сотрудника

для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы  и  комментирует

ее.

      Антимонопольная  политика государства способна  нанести  вред  экономике

своей  страны,  если  она,  без  учета  экономических  взаимосвязей  и   без

скрупулезной оценки  той  или  иной  проблемы,  запрещает  укрупнение  фирм,

которое было бы полезно  и  предоставило  бы  лучшие  шансы  в  конкурентной

борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами. 

      Итак, не во всех  случаях  антимонопольное   законодательство  является

достаточно эффективным. Оно отличается  высокой  степенью  неопределенности,

часто не позволяет  точно устанавливать размеры  монополизации  рынка.  Но  в

целом оно способствует созданию условий для  развития  конкуренции.  За  его

нарушения    предусмотрены    значительная    уголовная    и     гражданская

ответственность.

      В  этой  связи  стратегическим  направлением  антимонопольной   политики

становится работа по поддержанию и формированию добросовестной  конкуренции.

Этому нередко мешают соглашения  хозяйствующих  субъектов,  направленные  на

раздел рынка по территориальному  или  продуктовому  признаку,  на  создание

препятствий входа  на  рынок  конкурентов,  на  проведение  скоординированной

ценовой политики.  Поэтому  антимонопольная  политика  включает  и  меры  по

пресечению  подобных  антиконкурентных  действий.  Вместе  с  тем   остается

актуальной   проблема    ограничения    и    пресечения    монополистической

деятельности. 
 

Заключение  

 Изучив выбранную  тему, следует отметить, что основной  отрицательной стороной монополизации  экономики является избыточная  власть фирм-монополистов. Рыночная  власть заключается в способности  воздействовать на цену товара.

 В любой монопольной  структуре получают сверхприбыли, а потребители вынуждены слишком  дорого платить за их товары  и услуги. Как следствие, резко  снижается эффективность всей  экономической системы.

 Монополизм плох  тем, что новым компаниям тяжело  или практически невозможно выйти  на рынок, что разрушает сам  институт предпринимательства. Недостаточный  приток на рынок новых компаний  не дает развиваться здоровой  конкуренции – в результате  у компаний, закрепившихся на  рынке, нет стимула к повышению  эффективности и производительности  труда, что во многих отраслях  приводит к созданию олигополистических  структур.

 Негативные моменты  в экономике заставляют современные  государства разрабатывать антимонопольное  законодательство и проводить  антимонопольную политику.

 Разработка антимонопольного  законодательства и механизма  его реализации опирается на  вывод, согласно которому общество  несет экономические и иные  потери от вытеснения рыночной  конкуренции монополией. Следовательно,  общество будет получать экономическую  выгоду, препятствуя развитию монополии  или прекращая ее деятельность  там, где она уже существует.

 Опыт западных  стран в антимонопольном законодательстве  велик и разнообразен. Возникновение  подобного законодательства обусловлено  историческими причинами. В силу  особенностей развития экономики различных стран сложились разные системы антимонопольного регулирования. В глобальном масштабе выделяется два подхода: американский и европейский.

 В России на  данном этапе проблема монополизации  перестает быть чисто экономической,  и все больше становится политической. Однако общеизвестно, что у экономики,  прежде всего, не должно быть  политической принадлежности. И  только тогда государство в  полном объеме может заменить  десятилетиями складывающиеся монополии  свободным и самоорганизующимся  рынком.

 Окончательная  цель заключается в том, чтобы  на рынке остались лишь те  предприятия, которые обеспечат  более высокое качество товара, относительно более низкие цены  и быструю сменяемость ассортимента. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список изпользованной литературы:

  1. Борисов Е.Ф.
 

Экономическая теория: Курс лекций для студ.вузов. – М.: Юрайт, 1998 – 478 с.

Информация о работе Монополия: причины возникновения