Монополия: причины возникновения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:10, контрольная работа

Описание работы

Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны переростанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привёл к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия – это теоритические абстракции, выражают две полярные ситуации, два логических предела.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Причины возникновения. Формы
Монопольная цена и монопольная прибыль.
Методы антимонопольного регулирования.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 32.60 Кб (Скачать)
 
 
 
 
  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. Причины возникновения. Формы
  3. Монопольная цена и монопольная прибыль.
  4. Методы антимонопольного регулирования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

В данной контрольной работе я постараюсь рассмотреть экономические основы возникновения монополий,  формы монополий и механизм функционирования монополий.

Монополия – ( от моно… и греческое Poleo – продаю), исключительное право в определённой области государства, организации, фирмы

На совершенном  конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить продавать, а потребители принимают её как заданную, решая, сколько купить.

  Предмет данной  работы – монополия. Монополии  – крупные хозяйственные объеди­нения ( картели, синдикаты, тресты, концерны  и так далее), находящиеся в частной собственности ( индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополия оказывает на все сферы жизни страны. При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» - один, «полио» - продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала одна единственная фирма – производитель товаров не имеющих субститов. Следовательно в использовании термина «монополия» всегда присутствует известная доля условности. 

            Формирование и рост монополий  исторически неразрывно связаны  переростанием капитала свободной  конкуренции в монополистический  капитализм. В области хозяйственных  отношений капиталистический рост  монополий привёл к усилению  их диктата и господства. Совершенная  конкуренция и «чистая» абсолютная  монополия – это теоритические  абстракции, выражают две полярные  ситуации, два логических предела. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Возникновение и  сущность монополий.  

В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции  — этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических  образований в экономике. 

История монополии  достигает глубокой древности. Монополистические  тенденции в разных формах и в  неодинаковой степени проявляются  на всех этапах развития рыночных процессов  и сопровождают их. Но их новейшая история  начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений  — кризисов и монополий — указывает  на одну из причин монополизации, а  именно: попытку многих фирм найти  спасение кризисных потрясений в  монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической  литературе получили название “детей кризиса”. 

Что представляют собой  монополистические образования? Если обратить внимание на промышленное производство, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные  товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного  вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности  влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более  высокие (монопольные) прибыли. 

Следовательно, главным  признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность  самостоятельно или вместе с другими  предпринимателями ограничивать конкуренцию  на рынке определенного товара. 

Монопольное положение  является желанным для каждого предпринимателя  или предприятия. Оно позволяет  им избежать целый ряд проблем  и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию  на рынке, концентрируя в своих руках  определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций  силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы. 

Почему же монополии  вообще начали свое существование? В  чем поляга­ють причины их возникновения? Перед рассмотрением этих причин необходимо отметить, что существуют разные виды монополий, которые можно свести до трех основных: естественной, административной и экономической. 

Естественная монополия  возникла в результате объективных  причин. Она отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар или услугу наилучше удовлетворяется одной  или несколькими фирмами. В ее основе полягають особенности технологии производства и обслуживания споживачів. Здесь конкуренция невозможна, но она и нежелательная. Примером могут  служить энергообеспечения, телефонные услуги, связь трубопроводный транспорт  и т.д. Представим на минутку, что  бы было, если бы наше общество обслуживала  более чем одна электрическая  компанія. Тогда каждый потребитель  должен был бы иметь собственную  линию напряжения, техническое обеспечение, трансформатор и т.п. Эти отрасли  сосредоточивает, как правило, в  своих руках государство (хотя в  такой стране, как США, которая  может быть взята за пример как  ведущая держава мира, телефонная связь, например, концентрируется преимущественно  в руках частных фирм, таких  как АТ&T, которая вообще является фирмой, которая имеет наибольшее количество акционеров в Соединенных Штатах). 

Административная  монополия возникает в результате действия государственных органів. С одной стороны, это предоставление одной или нескольким фирмам виключного права на выполнение определенного  рода деятельности. Да, английской Ост-индский  и голандский Вест-индский компаниям  в начале XVII ст. государство предоставило исключительное (монопольное) право на торгование с Индией. 

С другой стороны, это  организационные структуры для  государственных підприємств, когда  они объединяются и подчиняются  разным главкам, министерствам, ассоциациям. В этом случае, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они  выступают на рынке как единственный господарський субъект и между  ними нет конкуренции. Да, экономика  ко­лишнього СССР была одной из наиболее змонополизованих в мире. 

Ведущую роль играла именно административная монополия, где  основна власть находилась в руках  всесильных министерств и ведомств. В СССР вообще существовала абсолютная монополия государства на організацію  и управление экономикой, которая  базировалась на государственной собственности  на средства производства. Существенным признаком этой системы является прямое деление всех основных ресурсов, которые также являются мощным помощником административной монополии. Конечным ее результатом становится гигантомания, стремление превратить отрасль в  один огромный завод. Опираясь на отраслевые министерства, предприятия-гиганты  через галузеві НИИ контролируют и объективно тормозят научно-технический  прогресс в своей стране. Им не угрожает конкуренция товарив-субститутив, поскольку  производство большинства из них  прямо или опосредствовано регулюється  данным министерством.

История развития монополий  является одновременно и историей  борьбы  с

ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это  особенно

ощущают широкие  слои населения.  Существование  монополистической  структуры

приводит к различным  отрицательным последствиям для  общества,  не  позволяет

использовать  все  преимущества  рыночного   механизма.   Вокруг   монополий

формируется негативное общественное мнение, которое требует  государственной

защиты потребителей от деятельности монополистов,  ограничения  деятельности

других. Ведь  одной  из  важнейших  функции  государства  является  создание

условий для нормального  функционирования рынка.

      Накопленный  опыт и  научные  обобщения   помогли  обществу  понять  все

“плюсы” и “минусы” монополий, выработать по  отношению  к  ним  определенную

политику,  которая  получила  название  монопольной.  Монопольную   политику

разрабатывает  и  реализует  государство.  Во  всех   странах   с   рыночной

экономикой  существует   антимонопольное   законодательство.   Оно   впервые

возникло в Канаде (в 1889 году) и США (в 1890 году).

      Под  антимонопольной политикой понимается  система  государственных   мер

правового,   экономического,   финансового,   налогового,   психологического

характера,  препятствующая   проявлениям   антиконкурентного   поведения   и

способствующая    эффективному    функционированию    рыночной    экономики.

Антимонопольная   политика   —   это   основные   направления   деятельности

государства по формированию конкурентных рыночных структур.  Она  направлена

на содействие развитию товарных рынков  и  конкуренции,  на  предупреждение,

ограничение и пресечение монополистической деятельности  и  недобросовестной

конкуренции, на защиту прав потребителей.

      Отношение  государства, общества к проблемам  монополизма и  конкуренции

двояко. Эта двойственность исходит из  того,  что  в  условиях  концентрации

производства  и  обращения  объективна  тенденция  сокращения  производства,

роста цен, злоупотреблений  монопольным положением.

      С   другой  стороны,  концентрация  ведет  к   массовому   производству

продукции и, следовательно, к снижению издержек производства, а  в  целом  к

экономии основных видов ресурсов.

      Исходя  из этих  двух  тенденций,  государство   строит  антимонопольную

политику. 

      Можно  выделить три направления антимонопольной  политики.

      Во-первых, борьба с монополизацией.  В   США  рынок  отрасли  считается

монополизированным, если доля одной фирмы составляет 60% и  выше.  При  этом

американское  законодательство  направлено  не   против   крупных   размеров

корпораций как  таковых, а против последствий  захвата  рынка  монополистами,

так как в ряде случаев минимальные средние  издержки  могут  быть  достигнуты

лишь  при  значительных  выпусках  продукции,   которые   могут   составлять

достаточно   большую   долю   отраслевого   объема   производства.   Поэтому

дополнительными критериями для  отнесения  компаний  к  монополистам  служат

подавление  партнеров  путем  снижения  цен  ниже   издержек   производства,

заключение контрактов с другими фирмами,  направленных  против  конкурентов.

Компания  не  преследуется,  если  она  производит  «необычные»  товары  или

услуги, является новатором, и при многих других обстоятельствах.

      Во-вторых, предотвращение антиконкурентных  слияний фирм.

      В-третьих,  запрет  сговоров  о  ценах,  т.  е.  образования  картелей.

Запрещены соглашения между фирмами о разделе рынка, групповой бойкот  других

фирм, манипулирование  ставками на аукционах.

      К   числу  других  наиболее  широко  применяемых   методов   борьбы   с

монополизацией рынков относятся:

      1) предельное  упрощение процедуры создания  новых фирм;

      2) снятие  всех барьеров во  внешней   торговле  и  открытие  внутренних

рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль  над  рынком  отечественных

монополистов;

Информация о работе Монополия: причины возникновения