Монополия: причины возникновения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:10, контрольная работа

Описание работы

Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны переростанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привёл к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия – это теоритические абстракции, выражают две полярные ситуации, два логических предела.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Причины возникновения. Формы
Монопольная цена и монопольная прибыль.
Методы антимонопольного регулирования.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 32.60 Кб (Скачать)

      3) принудительное  разделение крупнейших фирм-монополистов  на несколько

более мелких и независимых  друг от друга (как это было проделано  некогда  со

«Стандарт Ойл»);

      4)  введение  государственного  контроля  за  процедурами  слияния   и

поглощения фирм, а в некоторых случаях —  установление порядка,  при  котором

поглощения и слияния  возможны лишь с разрешения государства;

      5) введение  в особо  сложных  случаях  (чаще  всего  это  относится   к

естественным монополиям)  прямого  государственного  контроля  за  ценами  и

заработной платой. Последнее связано с тем,  что  в  определенных  ситуациях

профсоюзы, если они  достаточно массовые, трактуются законом  как  монопольные

продавцы на рынке  труда;

      6) наказание  фирм за проведение политики  ценовой дискриминации. 

      Осуществление   антимонопольных  действий  со  стороны  государства   в

тактическом плане  возможно двумя путями.

      Во-первых, антимонополистические  мероприятия   должны  в  значительной

части  предшествовать  переходу  к   рыночным   отношениям.   Предварительно

необходимо  создание  системы  мер  противодействия   монополиям   (создание

антимонопольного  законодательства,  расформирование  крупных   объединений,

первичная  демонополизация).  Но  этому  варианту  присущи  недостатки.  Они

связаны с тем, что  вместо одной формы монополизма  возникают другие,  что  не

ведет к развитию конкуренции.

      Во-вторых,   антимонополистические   действия  должны   осуществляться

одновременно с  переходом к рыночным отношениям и в  рамках  этих  отношений.

Синхронность этих процессов  в  большей  мере  способствует  демонополизации

экономики, развитию конкуренции. В этой связи всей совокупности  мероприятий

по    экономической    реформе    необходимо    придавать    антимонопольную

направленность. Необходима антимонопольная экспертиза принимаемых  решений.

      Антимонопольная  политика во времени видоизменяется. На каком-то  этапе

развития приоритетными  являются одни направления  антимонопольной  политики,

а с изменением ситуации акценты меняются. 

      Однако  некоторые формы монополии   современная  экономическая   наука  и

законодательство  все же считают нормальным явлением и потому не  преследуют.

Прежде всего, не  подлежит  наказанию  та  фирма,  которая  сумела  схватить

значительную долю рынка за счет:

      . создания  уникального товара;

      . эффективного  маркетинга;

      . разработки  и освоение  новой  технологии,  позволившей  существенно

        снизить затраты и на этой  основе продавать товары по  более  низким

        ценам, не лишаясь прибыли.

Монопольная цена. 

Особого внимания  требует вопрос ценовой политики монополистических образований. Последние, как уже говорилось выше, используя  свое монополистические положение, имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их. Вследствие этого появляется новая разновидность  цены — монопольная цена, которая  устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение  на рынке, и приводит к ограничению  конкуренции и нарушению прав потребителя. К этому следует  добавить, что эта цена расчитана  на получение сверхприбылей, или  монополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения. 

Особенность монопольной  цены заключается в том, что она  сознательно отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается  в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней или нижней в  зависимости от того, кто ее формирует  — монополист или монопсонист. В  обоих случаях обеспечивается выгода последних за счет потребителя или  мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему  части продукта. Таким образом, монопольная  цена являет собой определенную “дань”, которую общество вынуждено платить  тем, кто занимает монопольное положение. 

Отличают монопольную  высокую и монопольную низкую цены. Первую устанавливает монополист, оккупировавший рынок, и с ней  вынужден мириться потребитель, лишенный альтернативы. Вторую формирует монопсонист  по отношению к мелким производителям, которые тоже не имеют выбора. Следовательно, монопольная цена осуществляет перераспределение  продукта между хозяйственными субъектами, но такое перераспределение, которое  основывается на внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается — она отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая  получения сверхизлишнего продукта. 

Структура монопольной  цены может быть представлена формулой: 

Рмон.= Р1 + Р2 +Р3, 

где Р1 — средняя  прибыль, получаемая предпринимателями  в условиях свободного перемещения  капитала в результате действия межотраслевой  конкуренции; Р2 — обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые  осуществляют нововведения; Р3 — монопольная  сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения. 

Монопольная цена —  это верхняя цена, за которую монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную Р3. Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение длительного  времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в  отрасль других предпринимателей. Поэтому  существуют барьеры, препятствующие вступлению в отрасль других предпринимателей, например: 

1. Эффект масштаба. Высокоэффективное производство  с низкими издержками достигается  в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией  рынка. Новым конкурентам трудно  войти в такую отрасль, т.к.  это требует крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея более  низкие издержки производства, в  состоянии на время снизить  цену продукции, чтобы уничтожить  конкурента. 

2. Исключительные  права. В ряде стран Европы  и Америки правительство предоставляет  фирмам статус единственного  продавца (транспортные услуги, связь,  газоснабжение). Но взамен на эти  привилегии правительство сохраняет  за собой право регулировать  действие таких монополий, чтобы  исключить злоупотребление властью,  защитить интересы немонополизированных  отраслей и население. 

3. Патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную  защиту новым продуктам и производственным  технологиям, что обеспечивает  производителям монопольные позиции  на рынке и на определенный  промежуток времени гарантирует  их исключительные права. 

4. Собственность  на важнейшие виды сырья. Некоторые  компании являются монополистами  благодаря безраздельному владению  источниками производственного  ресурса, необходимого для производства  монополизированного продукта. Так,  «Алюминиум компани оф Америка»  является владельцем всех основных  источников бокситов. Довольно длительное  время канадская компания «Инко» контролировала около 90% известных мировых запасов никеля. Большинство алмазных рудников контролируется южноафриканской компанией «Де Бирс». 

Следует учитывать  и то, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она  вынуждена учитывать реакцию  покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно только товар, на который существует неэлластичный спрос. На и в такой  ситуации подорожание продукции  приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применить небольшой дефицит  для удержания высокой цены, или  увеличить объем продажи, но уже  по сниженным ценам. 

Одним из вариантов  ценового поведения на олигополистических рынках является “лидерство в ценах”. Существование нескольких олигополистов, казалось бы, должно повлечь за собой  конкурентную борьбу между ними. Но оказывается, что она в форме  ценовой конкуренции привела  бы только к общим потерям. У олигополистов  есть общий интерес для удержания  единых цен и недопущения “ценовых войн”. Это достигается с помощью  негласного соглашения принимать цены фирмы-лидера. Последняя — это, как  правило, самая крупная фирма, определяющая цену определенного товара, остальные  же фирмы принимают ее. Самуэльсон определяет, что “фирмы молча вырабатывают такую линию поведения, которая  исключает острую конкуренцию в  отрасли цен”*.(*См. Самуэльсон П. “Экономикс”  с. 531) 

Возможны и другие варианты ценовой политики, не исключая прямого соглашения между олигополистами. Цена природных монополистов находится  под контролем государства. Правительство  постоянно проверяет цены, устанавливает  предельные границы, исходя из необходимости  обеспечить определенный уровень рентабельности фирмы, возможностей развития и т.д.

      Можно   сказать,  что  антимонопольная   политика   и   антимонопольное

законодательство  не  имеют  целью  запрещение  или  ликвидацию  монопольных

образований. В обществе сложилось понимание того, что  монополия  как  фактор

роста  прибыли  не  может  быть   уничтожена.   Поэтому   реальное   задание

антимонопольной политики заключается в  том,  чтобы  поставить  деятельность

монополии    на     государственный    контроль,    исключить    возможность

злоупотребления монопольным  положением. К. Маркс  еще  в  середине  прошлого

столетия пришел к выводу, что появление монополий  требует  государственного

вмешательства.

      Главная  цель этого вмешательства заключается   в  защите  и  сохранении

свободной конкуренции, которой  угрожают  монопольные  тенденции.  Конкретно

можно  сформулировать  такие  цели:  ограничение  монополий,   поддержка   и

содействие малому бизнесу, защита прав потребителя. Существуют две  основные

формы борьбы с монополиями:

     1) предупреждение  создания монополий;

     2) ограничение  использования монопольной власти.

      Демонополизация   осуществляется  путем   либерализации   рынков.   Это

достигается гибким маневрированием таможенным режимом  (снижение  таможенных

пошлин, отмена квот, ликвидация других барьеров, препятствующих  поступлению

на  внутренний  рынок  иностранной  продукции),  улучшением  инвестиционного

климата для зарубежных инвесторов, поддержкой малого бизнеса  и т.д.

      Важное  значение  имеют   государственный   контроль   над   процессом

концентрации   капитала,   финансовые    санкции    в    случае    нарушения

антимонопольного  законодательства.

      Необходимо  умело  использовать   такой   инструмент   антимонопольной

политики, как ведение  Реестра  хозяйствующих  субъектов,  имеющих  на  рынке

определенного  товара  долю   более   35%.   Включение   в   Реестр   служит

предостережением  хозяйствующим субъектам, является профилактической мерой  и

может  быть  основанием  для  изучения  того  или  иного  субъекта  в  плане

установления монополистической  деятельности.

      В   качестве   одного   из   инструментов   антимонопольной   политики

используется предварительное  согласие антимонопольных органов  на  создание,

реорганизацию, ликвидацию, слияние предприятий, приобретение  акций  (долей)

в уставном капитале, на  проведение  операций  на  рынке  банковских  услуг.

Предварительное  согласие  рассматривается  как  важный   элемент   политики

создания конкурентной среды. 

      Для   проведения   антимонопольной   политики   государство    создает

антимонопольные  службы,  основной   задачей   которых   является   контроль

Информация о работе Монополия: причины возникновения