Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 08:24, курсовая работа
На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
1. Введение. ………………………………………..…………………. 3
2. Определение монополии.……………………………………… 3
3. История монополии. Монополии в России.…………….….6
3.1 Крупные корпорации.
………………………………..……….….10
3.2 Антимонопольная политика.……………..……………………..13
3.3 Их роль в экономике. (корпораций)…………………………… 15
3.4 Связь монополий с банками.…………………………………….19
4. Долгосрочная и среднесрочная перспективы.
………..…….23
4.1 Стратегия государства.…………………………………………..23
4.2 Экономическое положение в России в настоящее время..25
5. Негативные стороны монополизма.……………………..……27
6.
4. Перспективы развития монополий.………………………..….28
1. Их эффективность. Роль государства.………………………28
7. Монопольная цена.……………………………………………....30
8. Заключение.…………………………………………………….….32
5. Негативные стороны монополизма.
Круг тех, кто может вести бизнес, неуклонно сужается и делает монополистичной всю экономику.
Все это не способствует развитию экономики в целом, тормозит возникновению и развитию новых конкурентоспособных предприятий. Отсутствие эффективной налоговой и юридической систем тоже не способствует развитию бизнеса. В итоге многие компании работают в расчете на краткосрочные перспективы, уводят деньги за границу, неохотно инвестируют их в производство. Все это негативно оказывается на экономике страны. Сказывается также и " кадровый монополизм ", когда все ключевые посты в бизнесе и государстве занимают люди, мыслящие категориями советской системы, не имеющие навыков работы в рыночных условиях и не желающие эти условия создавать. Все это усугубляет проблемы, с которыми столкнулась Россия на пороге 21 века. В таких условиях способны выжить лишь те предприятия, которые имеют уникальный бизнес или западные компании с очень долгим стратегическим прицелом на российский рынок.
Что же касается малого или среднего бизнеса, то несмотря на множество мер и полумер по его становлению и развитию, выжить в современных условиях они практически не могут. А именно на таком бизнесе строится экономический рост страны, а значит, и рост благосостояния населения, социальная стабильность в обществе. Выбор у России невелик: либо острожное движение в расчете на появление среднего класса, либо жесткие меры по снятию " кандалов " с экономически активных субъектов, создающие реальные предпосылки для быстрого роста нашей экономики ".
В такой ситуации еще более возрастает роль корпораций, которые решают успех начатых реформ по перестройке экономики, которые в состоянии привести российскую экономику на траекторию устойчивого роста.
6. Перспективы развитий монополий.
6.1
Их эффективность.
Роль государства.
Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.
В России
нет хороших моделей крупных
корпораций, нет и механизмов их
формирования. Имеющиеся разработки
являются слабо измененными прототипами
из прошлого. Они неспособны выжить
в условиях резкого изменения
экономического климата. В российском
законодательстве закреплено отрицательное
отношение к объединению
России
нужны собственные модели современных
корпораций – стратегических объединений
предприятий как эффективных
структур управления. Они нужны в
качестве ориентиров промышленной политики,
как основа практической работы, они
нужны для серьезной
Вывод российской
экономики из кризиса, создание условий
для ее подъема и развития в
большей степени зависит от формирования
и успешной работы крупных компаний.
Проводимые сначала 90-х годов реформы
направили хозяйственную
7. Монопольная цена.
Особого внимания требует вопрос ценовой политики монополистических образований. Используя свое монополистические положение, имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их. Вследствие этого появляется новая разновидность цены — монопольная цена, которая устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. К этому следует добавить, что эта цена рассчитана на получение сверхприбылей, или монополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения.
Особенность
монопольной цены заключается в
том, что она сознательно
являет собой определенную " дань ", которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение.
Монопольно высокую цену, устанавливает монополист, оккупировавший рынок, и с ней вынужден мириться потребитель, лишенный альтернативы. Следовательно, монопольная цена осуществляет перераспределение продукта между хозяйственными субъектами, но такое перераспределение, которое основывается на внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается — она отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверхизлишнего продукта.
Структура монопольной цены может быть представлена формулой:
Рмон.= Р1 + Р2 + Р3,
где Р1 — средняя прибыль, получаемая предпринимателями в условиях свободного перемещения капитала в результате действия межотраслевой конкуренции; Р2 — обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые осуществляют нововведения; Р3 — монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.
Монопольная цена — это верхняя цена, за которую монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную Р3. Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение длительного времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в отрасль других предпринимателей, которые в результате " ломают " монополию.
Следует учитывать и то, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она вынуждена учитывать реакцию покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно только товар, на который существует неэластичный спрос, в такой ситуации подорожание продукции приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличить объем продажи, но уже по сниженным ценам.
Заключение.
Современный
хозяйственный механизм представляет
собой объединение стихийного рыночного
регулирования с сознательным управлением
со стороны монополий и
1. Это конкуренция, которая возникает при условиях существования монополистических образований, соревнующихся как между собой, так и с предпринимателями среднего и малого бизнеса. В ней тон задают продавцы и покупатели, которые имеют определенную монопольную власть над продуктом, имеют возможность манипулировать ценами.
2.
Если совершенная
конкуренция происходила,
прежде всего,
за обеспечение
сбыта продукции,
то монополистическая
имеет значительно
больший диапазон
целей. Здесь конкурентная
борьба ведется
за монополизацию
рынков сбыта,
источников сырья,
результатов научно-
3. Конкуренция все больше перемещается из сферы обращения, где происходит реализация товаров, в сферу непосредственного производства, с отраслевого на межотраслевой, общехозяйственный уровень. Несовершенная конкуренция основывается прежде всего на нововведениях в средства производства, технологию, которые снижают затраты на единицу товара. Инновации в руках монополистов становятся методом конкурентной борьбы.
4. Значительно расширяется арсенал способов такой борьбы. Рядом с ценовой конкуренцией, использовавшейся ранее, применяются и другие способы. Отличают три основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая (нечестная). Ценовая конкуренция — это соревнование производителей путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их ассортимента или качества. Производители используют манипулирование ценами, теневые цены, тайные уменьшения, маневрирование ценами на разных рынках. Неценовая конкуренция — это завоевание конкурентного преимущества за счет лучшего использования достижений научно-технического прогресса. Здесь применяется продажа товаров более высокого качества, предложение новых товаров для удовлетворения тех же потребностей, оказание большего объема услуг, увеличение сроков гарантийного обслуживания, лучшие условия выделения потребительского кредита, проведение рекламных кампаний и т.д. И, наконец, широко практикуются так называемые неэкономические методы конкурентной борьбы. Это подкупы служебных лиц для улаживания дел, технический шпионаж, переманивание на свою сторону лучших специалистов и т.д.
Для укрепления в России мощного корпоративного звена нужно сделать еще очень много совместными усилиями законодательных и исполнительных органов власти. В связи с этим возрастает роль государства, которое должно контролировать эти процессы. В настоящее время государство имеет 4866 акций АО, размер доли в уставных капиталах обществ, находящихся в федеральной собственности: