Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 08:24, курсовая работа
На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
1. Введение. ………………………………………..…………………. 3
2. Определение монополии.……………………………………… 3
3. История монополии. Монополии в России.…………….….6
3.1 Крупные корпорации.
………………………………..……….….10
3.2 Антимонопольная политика.……………..……………………..13
3.3 Их роль в экономике. (корпораций)…………………………… 15
3.4 Связь монополий с банками.…………………………………….19
4. Долгосрочная и среднесрочная перспективы.
………..…….23
4.1 Стратегия государства.…………………………………………..23
4.2 Экономическое положение в России в настоящее время..25
5. Негативные стороны монополизма.……………………..……27
6.
4. Перспективы развития монополий.………………………..….28
1. Их эффективность. Роль государства.………………………28
7. Монопольная цена.……………………………………………....30
8. Заключение.…………………………………………………….….32
Содержание.
3.1 Крупные корпорации.
………………………………..……….….10
3.2 Антимонопольная политика.……………..……………………..13
3.3 Их роль в экономике. (корпораций)…………………………… 15
3.4 Связь монополий с банками.…………………………………….19
4. Долгосрочная и среднесрочная перспективы.
………..…….23
4.1 Стратегия
государства.…………………………………………..
4.2 Экономическое
положение в России в
5. Негативные стороны монополизма.……………………..……27
6.
7. Монопольная цена.……………………………………………....30
8.
Заключение.…………………………………………………
1.
Введение.
На совершенном
конкурентном рынке действует достаточно
продавцов и покупателей
Предмет данной работы - монополия. Она является понятием, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции.
Монополия – это рынок со множеством продавцов и лишь одним покупателем. Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть.
Современная теория выделяет три типа монополий:
1) монополия отдельного предприятия;
2) монополия как соглашение;
3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке " единым фронтом ", когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.
Монополии
– крупные хозяйственные
Монополии
благодаря высокому уровню сосредоточения
экономических ресурсов создают
возможности для ускорения
" Что такое монополия? Это ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий подъем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта ".
Таким образом, вместо здоровой и взаимовыгодной конкуренции появляется возможность одной или нескольких группам крупных предприятий воздействовать на рынок и изменять цены к собственной выгоде и в ущерб всему обществу. Это дает возможность монополистам регулировать общий объем предложений, ограничивать количество выпускаемой продукции и тем самым получать за нее более высокие цены, а поэтому и устойчивую экономическую прибыль. Цены, зачастую превышающие конкурентные, прямо противоречат интересам потребителя, интересам общества, которое не в состоянии воздействовать на монополиста так, как оно может влиять на частного продавца. В итоге монополия заменяет конкуренцию, цены на продаваемые товары и услуги полностью зависят от интересов монополистов, от их экономической выгоды. Поэтому все ресурсы распределяются в интересах монополистических производителей, добивающихся высоких прибылей, а не в интересах всего общества в целом. Монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов.
Монополии
являются составной частью любого развитого
государства. От их деятельности зависят
все сферы жизнедеятельности
общества: политическая, экономическая,
социальная. От них зависит положение
в обществе, так как настроение
людей напрямую связано с их материальным
обеспечением – зарплатой, выплатой
пособий, предоставлением услуг, а
все это может быть только при
хорошо работающей экономике, составной
частью которой являются крупные
монополии, дающие основную часть доходов.
Бюджет любой страны полностью зависит
от монополий. Они являются главной
составной частью экономики, ее стержнем.
Основные монополии объединяются в
корпорации, в которых форма бизнеса
исключает участие в нем
Значение
таких корпораций в экономике
трудно переоценить. Они играют решающую
роль в наполнение бюджета, а значит,
влияют на жизнь страны в целом.
3. История монополий. Монополии в России.
Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Более сложные
формы монополистических
Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной собственности, новая роль банков и развитие системы участия, монополистические слияния как способ централизации капитала, эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства.
Быстрый
рост размеров капитала обеспечивался
также усилением централизации,
происходившей в форме слияний
независимых компаний. Эта форма
централизации капитала широко использовалась
в США. Первая большая волна
Развитие
всех видов монополистической
Монополии
появились и в России, но их развитие
было своеобразным. Первые монополии
образовались в 80-х годах 19 века (Союз
рельсовых фабрикантов и др.).
Своеобразие развития заключалось
в непосредственном вмешательстве
государственных органов в