Монополист на рынке конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 21:05, реферат

Описание работы

Монополист на рынке конкуренции в долгосрочном и краткосрочном периоде

Содержание

TOC o "1-2" h z u Введение. PAGEREF _Toc154390924 h 3

ГЛАВА 1. Монополия: понятие, виды, ценообразование в монополии. PAGEREF _Toc154390925 h 5

1.1 Причины возникновения монополии. PAGEREF _Toc154390926 h 5

1.2 Понятие монополии как модели рынка, основные черты. PAGEREF _Toc154390927 h 6

1.3 Ценообразование в монополии . PAGEREF _Toc154390928 h 9

1.4 Поведение монополии на рынке. PAGEREF _Toc154390929 h 11

ГЛАВА 2. Государственное регулирование монополии. PAGEREF _Toc154390930 h 13

2.1 Ценовая дискриминация. PAGEREF _Toc154390931 h 13

2.2 Антимонопольная политика. PAGEREF _Toc154390932 h 15

2.3 Антимонопольная политика в России.. PAGEREF _Toc154390933 h 17

2.4 Функции антимонопольного органа в России.. PAGEREF _Toc154390934 h 32

Заключение. PAGEREF _Toc154390935 h 34

Список использованной литературы: PAGEREF _Toc154390936 h 36

Работа содержит 1 файл

Реферат монополист.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

То есть, каждый из органов естественных монополий ведет реестр, включает в него те организации, которые действительно  являются естественными монополиями  в соответствии с тем определением, которое дано в Законе, и именно к ним он имеет право применять меры по контролю и регулированию. Положение о реестре утверждается Правительством, а сами реестры ведут эти органы.

Не решены еще некоторые вопросы  естественных монополий. Например, очень  сложно отделить конкурентный сектор от монопольного. Возьмем то же РАО “Газпром”. Там большой конкурентный сектор – добыча газа, реализация, ремонт, обслуживание, восстановление скважин, производство отдельных видов оборудования для добычи, транспортировки и реализации газа. Но внутри этой группы существует тот вид деятельности, который называется транспортировкой газа по газопроводу, а это – естественная монополия.

В средствах массовой информации было много выступлений о том, как  поступать с “Газпромом”. Одна сторона  считала, что нужно оставить всё  как есть, что он со всем справится сам, другая говорила, что его необходимо организационно разделить, создать несколько юридических лиц, в том числе самостоятельную компанию, которая будет заниматься транспортировкой газа, и вот эту компанию контролировать со стороны государства. Но истина лежит уже где-то посередине. И это подтверждается теми указами Президента и решениями Правительства, которые сейчас приняты по регулированию естественных монополий. Это Указ Президента №426 от 28 апреля 1997 года “Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий”. Он представляет собой программу мер по реформированию естественных монополий до 2000 года. В нём четко расписано по секторам: электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный транспорт и связь.

Отдельные отрасли в этот Указ не попали. Например, такой монопольный  вид деятельности, как транспортировка  нефти; ничего не сказано и про  аэропорты. Транспортировка нефти  организационно отделена от добычи нефти  и от её реализации, и поэтому  контролировать эту сферу гораздо удобнее, чем в электроэнергетике или газовой промышленности.

После выхода Указа Президента Правительство  Российской Федерации 7 августа 1997 года приняло постановление №987 “Об  утверждении программы мер по структурной перестройке, приватизации и усилению контроля в сферах естественных монополий”. Оно утвердило программу мер по структурной перестройке, конкретизировало те положения, которые содержатся в Указе Президента.

Вторая, очень важная проблема. Каждая из сфер естественных монополий имеет сетевую природу, то есть определенный объект, которым кто-то со стороны пользуется. При транспортировке газа газодобывающая организация закачивает в газопровод свой газ, чтобы кто-то его получил за несколько тысяч километров. В электроэнергетике то же самое. В связи точно та же ситуация – есть те, кто закачивает в канал связи информацию, и те, кто эту информацию получает. Нефть и железные дороги – то же самое. Поэтому в этих секторах очень важная проблема так называемого не дискриминационного доступа к сети. Надо сделать так, чтобы связисты, газотранспортники и железнодорожники не говорили: “этот клиент наш, мы его обслуживаем в первую очередь, а ты – чужой, вставай в очередь и жди, когда у нас до тебя руки дойдут”. Это – самая главная задача. Как она сейчас решается? Если брать электроэнергетику, то решается она тем, что формируется федеральный оптовый рынок электрической энергии. В идеале очень хорошо, когда существует единый рынок за счет перетоков в рамках единой сети.

В отрасли электроэнергетики ФОРЭН – Федеральный оптовый рынок электроэнергии. Туда производители электроэнергии поставляют энергию по определенной цене, которая на этом рынке формируется. Потребители электроэнергии её покупают. Цена поставки происходит от нормальной биржевой котировки. Если брать транспортировку нефти и газа, то там ситуация решается путем создания социальных комиссий.

30 сентября 1997 года принято постановление  Правительства РФ №1269 “О межведомственной  комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с доступом независимых организаций к газотранспортной системе РАО “Газпром” (в нефтяной отрасли такая комиссия работает уже давно). В состав комиссии входят представители Минтопэнерго РФ, Федеральной энергетической комиссии, Министерства экономики РФ и Антимонопольного комитета. Её задачи – на межведомственной основе рассматривать те спорные вопросы, которые возникают у независимых производителей газа.

Газ производит не только “Газпром”, и надо сделать так, чтобы любой  производитель газа имел возможность  пользоваться сетями, которыми владеет “Газпром”, на недискриминационной основе, по четко установленным и контролируемым тарифам, по единой процедуре доступа, потому что сеть имеет определенный ресурс, может, придется и в очереди постоять. Но чтобы производитель знал, когда его очередь подойдет, почему его поставили на это место, а не на четыре места вперед. Чтобы он узнал, почему ему отказали: потому что мало заплатил или потому что его газ не подходит для транспортировки по этому газопроводу своим качеством – не очищен, много примесей в нем. Вот для этого создается такая комиссия.

Любая организация может апеллировать к этой комиссии, а она принимает  решение. Участие Федеральной Энергетической Комиссии в составе этой межведомственной комиссии говорит о том, что по отношению к “Газпрому” могут быть применены все те санкции, которые предусмотрены законом о естественных монополиях: его могут оштрафовать, наказать другим способом.

Третий вопрос – какой уровень  концентрации производства и капитала допустим. Это старый спор между сторонниками государственного вмешательства в экономику и сторонниками свободного рынка. В разных исторических условиях, в разных отраслях, с разными технологическими укладами, с разным состоянием на мировом рынке ответы могли быть прямо противоположными.

Позиция Антимонополистического комитета заключается в том, что концентрация сама по себе не может признаваться вредной или полезной. Она существует объективно. Если рынок формируется  так, что на нем существует крупная  компания, значит так должно быть. Если только в этих условиях можно обеспечивать нормальное экономическое развитие, нормальный технический и научный прогресс и нормальную международную конкуренцию, значит концентрация нужна.

К сожалению, вне регулирования  рынка осталась одна очень важная сфера. Это сфера естественных монополий, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством: водоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, канализация, некоторые услуги связи и т.д.

Но Конституцией они отнесены к  компетенции органов Федерации  или местного самоуправления.

2.4 Функции антимонопольного органа  в России

8 июля 2006 года Государственной  Думой был принят Федеральный  Закон «О защите конкуренции», согласно которому были определены  следующие функции антимонопольного  органа в РФ:

1) обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

2) выявление нарушений антимонопольного  законодательства, принятие мер  по прекращению нарушения антимонопольного  законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения;

3) предупреждение монополистической  деятельности, недобросовестной конкуренции,  других нарушений антимонопольного  законодательства федеральными  органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

4) осуществление государственного контроля за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами./29, гл.6, ст.22/

 

Заключение.

Монополия (от моно – один и греч. poleo – продажа) исключительное право  в определенной области, государства, организации, фирмы.

Монополия– крупные хозяйственные  объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся  в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Чистая монополия характеризуется  следующими чертами:

-наличие  на рынке, в отрасли единственного  производителя определенного вида  продукта;

-вступление  других производителей на данный рынок заблокировано.

Монополист  имеет возможность, изменяя выпуск продукции, влиять на её цену. В то же время можно, изменяя цену, влиять на объем выпускаемой продукции. Определяющим в выборе вариантов  является стремление максимизировать валовой продукт.

Анализ  поведения производителя в условиях чистой конкуренции показал, что  максимизировать доход можно  при достижении равенства предельных издержек предельному доходу. Это  положение действует и в чистой монополии. Монополисты производят продукцию до того объёма, пока предельные издержки не будут превышать предельный доход. Точка равенства предельных издержек и предельного дохода является показателем оптимального объема производимого продукта.

Основным  методом государственного регулирования монополии является антимонопольная политика, которая формировалась на протяжении многих веков. В настоящее время выделяют два основных направления воздействия на монополии со стороны государства: государственная собственность и государственное регулирование. Эти методы обеспечивают установление цен, распределение экономии от эффекта масштаба между потребителями и производителями.


Информация о работе Монополист на рынке конкуренции