Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 21:05, реферат
Монополист на рынке конкуренции в долгосрочном и краткосрочном периоде
TOC o "1-2" h z u Введение. PAGEREF _Toc154390924 h 3
ГЛАВА 1. Монополия: понятие, виды, ценообразование в монополии. PAGEREF _Toc154390925 h 5
1.1 Причины возникновения монополии. PAGEREF _Toc154390926 h 5
1.2 Понятие монополии как модели рынка, основные черты. PAGEREF _Toc154390927 h 6
1.3 Ценообразование в монополии . PAGEREF _Toc154390928 h 9
1.4 Поведение монополии на рынке. PAGEREF _Toc154390929 h 11
ГЛАВА 2. Государственное регулирование монополии. PAGEREF _Toc154390930 h 13
2.1 Ценовая дискриминация. PAGEREF _Toc154390931 h 13
2.2 Антимонопольная политика. PAGEREF _Toc154390932 h 15
2.3 Антимонопольная политика в России.. PAGEREF _Toc154390933 h 17
2.4 Функции антимонопольного органа в России.. PAGEREF _Toc154390934 h 32
Заключение. PAGEREF _Toc154390935 h 34
Список использованной литературы: PAGEREF _Toc154390936 h 36
Так как монополия может
манипулировать объёмом
Монополия никогда не выберет комбинацию
“цена–количество” на неэластичном
отрезке своей кривой спроса.
В целях получения максимальной прибыли
монополия может осуществлять ценовую
дискриминацию (устанавливать разные
цены для покупателей с неодинаковыми
доходами). При этом монополия назначает
для каждой группы покупателей максимально
возможные цены, которые они готовы заплатить.
Это даёт возможность производить такой
объём продукции, какой был бы в условиях
конкурентного рынка.
В долговременном периоде прибылям монополии
всех видов угрожают: 1) конкуренты, 2) государственное
регулирование цен и тарифов. Поэтому
получение максимальной прибыли, возможно
только в краткосрочном периоде; в долговременном
периоде чаще всего монополия получает
среденеотраслевую или несколько выше
среденеотраслевой прибыль./3/
Ценовая дискриминация - установление разных цен для отдельных покупателей на один и тот же товар при отсутствии различий в издержках фирмы, связанных с индивидуальным подходом к покупателям./2/
Дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами./29, гл.1, ст.4/
Максимизация прибыли
Установление различных цен на разные единицы одного и того же продукта создает возможность равновесия цены и предельного дохода на каждой отдельной партии реализованного товара. Следовательно, одна группа потребителей может приобрести продукт по максимально высокой цене, другая – по цене ниже максимальной. Дальнейшая дифференциация цен ведет к увеличению продаж и появлению групп потребителей, которые раньше не могли приобрести данный вид продукта.
В итоге все это способствует расширению рынка сбыта, ведет к увеличению объема продажи и валового дохода. Установление разных цен на один вид товара, когда разные группы покупателей приобретают одну и ту же продукцию по разной цене, называется ценовой дискриминацией.
В реальной практике ценовая дискриминация используется довольно широко и может принимать самые разнообразные формы. Можно использовать систему льгот, скидок для малообеспеченных и высокие цены для лиц с высокими доходами. Различия оптовых и розничных цен основываются на различиях в объемах реализуемого товара. Широко используется дифференциация цен в тарифах на телефонные услуги в дневное и вечернее время, в рабочие и выходные дни и т.д.
Представляется, что в условиях чистой монополии общество стоит перед необходимостью регулировать деятельность монополистических предприятий, разрабатывать и применять антимонопольное законодательство. Особо остро проблема контроля и ограничения возможных злоупотреблений проявляется на рынке, где функционируют естественные монополии.
Возможными направлениями
Для того, что бы фирма-монополист смогла осуществлять ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать двум условиям. Во-первых, покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленную продукцию. Во-вторых, продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы, исходя из учёта эластичности спроса на товары. После этого тем покупателям, спрос которых обладает высокой неэластичностью, будет предложена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен - более низкая.
Негативные моменты
Государственное антимонопольное регулирование экономики включает два связанных между собой направления:
1.Разработку
и принятие специального
2.Формирование
системы органов,
Корни антимонопольного регулирования уходят в глубь веков. Первым антимонопольным законом общего характера, где впервые использовался и термин «монополия», принято считать конституцию о ценах императора Зенона (483 г.). В ней говорилось: «Мы приказываем, чтобы на одно лицо не позволило себе осмелиться осуществлять монополию на какой-либо вид одежды, или на рыбу, или на какую-либо вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначенную для другого использования». В США с 1890 года действует антимонопольный закон Шермана. Согласно ему вне закона объявляется «всякий контракт и всякое объединение в форме треста либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами».
В 1914 году был принят Закон Клейтона, основные положения которого:
а)
запрещали практически все
б)
накладывали ограничения на реализацию
и продажу товаров с
в) запрещали слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу;
г) запрещали совмещение должностей в советах директоров различных фирм и деловых предприятий.
Принятые законы регулируют следующие узловые вопросы: фиксация цен, слияние фирм и предприятий и ограничения в этой сфере, дискриминация цен.
В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию экономики принято различать две основные его модели: американскую и европейскую.
Американская
модель строится на принципе запрещения
монополии как структурной
Европейская модель, в отличие от американской, делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. Такой подход, называемый бихевиористским, акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. В этой модели используется правило разумного подхода, которое провозглашает незаконной не всякую монополию, а лишь ту, социально-экономические последствия которой имеют для общества негативный характер. Такой подход требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние конкуренции на различных рынках. В случае необходимости эти органы используют корректирующие, регулирующие и запретительные меры преимущественно административного характера.
В последнее десятилетие различия между этими двумя моделями уменьшаются. При этом их сближение идет в сторону европейской модели, когда антимонопольное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется не только на основе их относительных и абсолютных размеров, сколько с учетом социально-экономических последствий их деятельности для общества.
Российская практика антимонопольного
регулирования тяготеет больше к европейской
модели. Это находит выражение в содержании
российского антимонопольного законодательства,
а также в полномочиях и практической
деятельности федеральных антимонопольных
органов. Последние включены в России
в систему исполнительной власти и используют
главным образом административно-
Начало антимонопольному регулированию в России было положено принятием 22 марта 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон, подвергшийся значительной переработке в 1995 году, стал ярко выраженным рыночным актом в российской правовой системе. В целом же антимонопольное законодательство состоит из Конституции Российской Федерации, названного Закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента, постановлений и распоряжений правительства.
Система антимонопольного регулирования экономики включает следующие элементы:
а) понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики;
б)
виды монополистической
в) перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащий запрещению;
г)
определение системы
д) меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Важнейший
элемент в системе
Совершенствование практики антимонопольного регулирования в развитых странах проявилось в последнее время при определении монополиста и его экономической власти в учете так называемых аффилированных лиц. Российское антимонопольное законодательство также требует выявления и учета таких лиц. В частности, Федеральный Закон «Об акционерных обществах» от 28 декабря 1995 года обязывает акционерные общества вести учет аффилированных лиц и ежегодно публиковать в открытой печати их списки с указанием числа и категории принадлежащих им акций (ст. 92, 93).
Аффилированные (взаимозависимые) лица – это любые физические и юридические лица, отношения между которыми могут оказать непосредственное влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
Другой важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования – определение видов монополистической деятельности, представляющих злоупотребление хозяйствующим субъектом (или группой лиц) доминирующим положением на рынке. К ним относятся все действия, которые имеют, либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции:
– изъятие товаров из обращения для создания дефицита и повышения цен;
– навязывание контрагенту
– принуждение к заключению «связанных контрактов»;
– нарушение установленного порядка ценообразования;
– создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;
– установление монопольно высоких (низких) цен;
– необоснованный отказ от заключения
договора с отдельными покупателями
при наличии возможности
Как один из видов монополистической
деятельности, подлежащей запрещению
в России, рассматриваются соглашения
конкурирующих хозяйствующих
Один из элементов в любой системе антимонопольного регулирования – перечень форм недобросовестной конкуренции, которые не допускаются. В России к ним относят:
– распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации;
– ложную информацию о потребительских свойствах и месте изготовления товара;