Монополист на рынке конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 21:05, реферат

Описание работы

Монополист на рынке конкуренции в долгосрочном и краткосрочном периоде

Содержание

TOC o "1-2" h z u Введение. PAGEREF _Toc154390924 h 3

ГЛАВА 1. Монополия: понятие, виды, ценообразование в монополии. PAGEREF _Toc154390925 h 5

1.1 Причины возникновения монополии. PAGEREF _Toc154390926 h 5

1.2 Понятие монополии как модели рынка, основные черты. PAGEREF _Toc154390927 h 6

1.3 Ценообразование в монополии . PAGEREF _Toc154390928 h 9

1.4 Поведение монополии на рынке. PAGEREF _Toc154390929 h 11

ГЛАВА 2. Государственное регулирование монополии. PAGEREF _Toc154390930 h 13

2.1 Ценовая дискриминация. PAGEREF _Toc154390931 h 13

2.2 Антимонопольная политика. PAGEREF _Toc154390932 h 15

2.3 Антимонопольная политика в России.. PAGEREF _Toc154390933 h 17

2.4 Функции антимонопольного органа в России.. PAGEREF _Toc154390934 h 32

Заключение. PAGEREF _Toc154390935 h 34

Список использованной литературы: PAGEREF _Toc154390936 h 36

Работа содержит 1 файл

Реферат монополист.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

 Так как монополия может  манипулировать объёмом производства  и ценой продукта, для неё не  существует какой-то определённой кривой предложения. 
    Монополия никогда не выберет комбинацию “цена–количество” на неэластичном отрезке своей кривой спроса. 
    В целях получения максимальной прибыли монополия может осуществлять ценовую дискриминацию (устанавливать разные цены для покупателей с неодинаковыми доходами). При этом монополия назначает для каждой группы покупателей максимально возможные цены, которые они готовы заплатить. Это даёт возможность производить такой объём продукции, какой был бы в условиях конкурентного рынка. 
    В долговременном периоде прибылям монополии всех видов угрожают: 1) конкуренты, 2) государственное регулирование цен и тарифов. Поэтому получение максимальной прибыли, возможно только в краткосрочном периоде; в долговременном периоде чаще всего монополия получает среденеотраслевую или несколько выше среденеотраслевой прибыль./3/

 

 

ГЛАВА 2. Государственное регулирование  монополии.

2.1 Ценовая дискриминация.

Ценовая дискриминация - установление разных цен для отдельных покупателей  на один и тот же товар при отсутствии различий в издержках фирмы, связанных с индивидуальным подходом к покупателям./2/

Дискриминационные условия - условия  доступа на товарный рынок, условия  производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами./29, гл.1, ст.4/

Максимизация прибыли заставляет искать различные способы, методы её достижения. Регулируя количество реализуемой продукции и влияя на цены, фирма получит больший валовой доход. Однако ограничение продажи - это определенный объем неудовлетворенного спроса, а значит, и потерянная часть прибыли. А если совокупный спрос на конкретную продукцию представить как сумму спроса отдельных групп потребителей, различающихся объемами доходов, и в соответствии с этим дифференцировать цены? Действительно, когда фирме удается определить для каждой группы потребителей свою цену, она получает от этого количества предельный доход.

Установление различных цен  на разные единицы одного и того же продукта создает возможность  равновесия цены и предельного дохода на каждой отдельной партии реализованного товара. Следовательно, одна группа потребителей может приобрести продукт по максимально высокой цене, другая – по цене ниже максимальной. Дальнейшая дифференциация цен ведет к увеличению продаж и появлению групп потребителей, которые раньше не могли приобрести данный вид продукта.  

В итоге все это способствует расширению рынка сбыта, ведет к  увеличению объема продажи и валового дохода. Установление разных цен на один вид товара, когда разные группы покупателей приобретают одну и  ту же продукцию по разной цене, называется ценовой дискриминацией.

В реальной практике ценовая дискриминация  используется довольно широко и может  принимать самые разнообразные  формы. Можно использовать систему  льгот, скидок для малообеспеченных и высокие цены для лиц с  высокими доходами. Различия оптовых  и розничных цен основываются на различиях в объемах реализуемого товара. Широко используется дифференциация цен в тарифах на телефонные услуги в дневное и вечернее время, в рабочие и выходные дни и т.д.

Представляется, что в условиях чистой монополии общество стоит перед необходимостью регулировать деятельность монополистических предприятий, разрабатывать и применять антимонопольное законодательство. Особо остро проблема контроля и ограничения возможных злоупотреблений проявляется на рынке, где функционируют естественные монополии.

Возможными направлениями воздействия  на них являются государственная  собственность и государственное  регулирование, которые обеспечивают установление цен, равных средним валовым  издержкам, распределение экономии от эффекта масштаба между потребителями и производителями.

Для того, что бы фирма-монополист смогла осуществлять ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать двум условиям. Во-первых, покупатели в силу невозможности  или неудобств не могут перепродавать  купленную продукцию. Во-вторых, продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы, исходя из учёта эластичности спроса на товары. После этого тем покупателям, спрос которых обладает высокой неэластичностью, будет предложена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен - более низкая.

2.2  Антимонопольная политика.

Негативные моменты монополизма  в экономике заставляют современные  государства разрабатывать и  проводить антимонопольную политику – комплекс мер государственной  власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.

Государственное антимонопольное регулирование  экономики включает два связанных  между собой направления:

1.Разработку  и принятие специального антимонопольного  законодательства;

2.Формирование  системы органов, осуществляющих  антимонопольное регулирование  и контролирующих соблюдение  антимонопольного законодательства.

Корни антимонопольного регулирования уходят в глубь веков. Первым антимонопольным законом общего характера, где впервые использовался и термин «монополия», принято считать конституцию о ценах императора Зенона (483 г.). В ней говорилось: «Мы приказываем, чтобы на одно лицо не позволило себе осмелиться осуществлять монополию на какой-либо вид одежды, или на рыбу, или на какую-либо вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначенную для другого использования». В США с 1890 года действует антимонопольный закон Шермана. Согласно ему вне закона объявляется «всякий контракт и всякое объединение в форме треста либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами».

В 1914 году был принят Закон Клейтона, основные положения которого:

а) запрещали практически все формы  дискриминации в ценовой политике;

б) накладывали ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительным ассортиментом;

в) запрещали слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу;

г) запрещали совмещение должностей в  советах директоров различных фирм и деловых предприятий.

Принятые  законы регулируют следующие узловые  вопросы: фиксация цен, слияние фирм и предприятий и ограничения  в этой сфере, дискриминация цен.

В экономической и юридической  литературе по антимонопольному регулированию  экономики принято различать  две основные его модели: американскую и европейскую.

Американская  модель строится на принципе запрещения монополии как структурной единицы независимо от социально-экономических последствий её деятельности. Сторонники такого подхода, который получил наименование структуралистского, утверждают, что отрасль, имеющая монополистическую структуру, и вести себя будет как монополист. Следовательно, экономические действия отраслей с монополистической структурой обязательно будут негативными и с общественной точки зрения и должны попадать под действие антимонопольного законодательства. В данной модели антимонопольного регулирования предполагаются в основном форма правоприменительного процесса и судебное преследование нарушителей.

Европейская модель, в отличие от американской, делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. Такой подход, называемый бихевиористским, акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. В этой модели используется правило разумного подхода, которое провозглашает незаконной не всякую монополию, а лишь ту, социально-экономические последствия которой имеют для общества негативный характер. Такой подход требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние конкуренции на различных рынках. В случае необходимости эти органы используют корректирующие, регулирующие и запретительные меры преимущественно административного характера.

В последнее десятилетие различия между этими двумя моделями уменьшаются. При этом их сближение идет в сторону  европейской модели, когда антимонопольное  регулирование деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется не только на основе их относительных и абсолютных размеров, сколько с учетом социально-экономических последствий их деятельности для общества.

2.3 Антимонопольная политика в  России

Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше к европейской модели. Это находит выражение в содержании российского антимонопольного законодательства, а также в полномочиях и практической деятельности федеральных антимонопольных органов. Последние включены в России в систему исполнительной власти и используют главным образом административно-организационные методы осуществления антимонопольной политики.

Начало  антимонопольному регулированию в  России было положено принятием 22 марта 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции  и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон, подвергшийся значительной переработке в 1995 году, стал ярко выраженным рыночным актом в российской правовой системе. В целом же антимонопольное законодательство состоит из Конституции Российской Федерации, названного Закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента, постановлений и распоряжений правительства.

Система антимонопольного регулирования экономики  включает следующие элементы:

а) понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики;

б) виды монополистической деятельности, подлежащей государственному регулированию;

в) перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащий запрещению;

г) определение системы антимонопольных  органов, их задач, функций и полномочий;

д) меры ответственности за нарушение  антимонопольного законодательства.

Важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования экономики в каждой стране – само понятие монополиста  как субъекта, деятельность которого подлежит регулированию. В Российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через понятие «доминирующее положение» – центральное в Законе о конкуренции. Согласно этому Закону доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам. В настоящее время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В некоторых случаях по установлению антимонопольного органа доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. Однако, не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Все названные количественные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста относятся к рынкам товаров, не имеющих заменителей, либо взаимозаменяемых товаров. По отношению к рынкам иных товаров определение количественных границ монополиста не имеет строгого и однозначного решения.

Совершенствование практики антимонопольного регулирования в развитых странах проявилось в последнее время при определении монополиста и его экономической власти в учете так называемых аффилированных лиц. Российское антимонопольное законодательство также требует выявления и учета таких лиц. В частности, Федеральный Закон «Об акционерных обществах» от 28 декабря 1995 года обязывает акционерные общества вести учет аффилированных лиц и ежегодно публиковать в открытой печати их списки с указанием числа и категории принадлежащих им акций (ст. 92, 93).

Аффилированные (взаимозависимые) лица – это любые физические и юридические лица, отношения между которыми могут оказать непосредственное влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

Другой важнейший элемент в  системе антимонопольного регулирования – определение видов монополистической деятельности, представляющих злоупотребление хозяйствующим субъектом (или группой лиц) доминирующим положением на рынке. К ним относятся все действия, которые имеют, либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции:

– изъятие товаров из обращения  для создания дефицита и повышения  цен;

– навязывание контрагенту неприемлемых для него условий договора;

– принуждение к заключению «связанных контрактов»;

– нарушение установленного порядка  ценообразования;

– создание препятствий доступу  на рынок другим хозяйствующим субъектам;

– установление монопольно высоких (низких) цен;

– необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства соответствующего товара и др.

Как один из видов монополистической  деятельности, подлежащей запрещению в России, рассматриваются соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, могущих иметь в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения приводят к ограничению конкуренции в виде установления согласованных цен, разделов рынков, ограничения доступа на рынок других продавцов. В отдельных случаях разрешаются соглашения, преодолевающие барьер в 35%, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от такого соглашения превышает возможные его негативные последствия для рынка.

Один из элементов в любой  системе антимонопольного регулирования  – перечень форм недобросовестной конкуренции, которые не допускаются. В России к ним относят:

– распространение ложных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту или нанести ущерб его деловой репутации;

– ложную информацию о потребительских  свойствах и месте изготовления товара;

Информация о работе Монополист на рынке конкуренции