Монополист на рынке конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 21:05, реферат

Описание работы

Монополист на рынке конкуренции в долгосрочном и краткосрочном периоде

Содержание

TOC o "1-2" h z u Введение. PAGEREF _Toc154390924 h 3

ГЛАВА 1. Монополия: понятие, виды, ценообразование в монополии. PAGEREF _Toc154390925 h 5

1.1 Причины возникновения монополии. PAGEREF _Toc154390926 h 5

1.2 Понятие монополии как модели рынка, основные черты. PAGEREF _Toc154390927 h 6

1.3 Ценообразование в монополии . PAGEREF _Toc154390928 h 9

1.4 Поведение монополии на рынке. PAGEREF _Toc154390929 h 11

ГЛАВА 2. Государственное регулирование монополии. PAGEREF _Toc154390930 h 13

2.1 Ценовая дискриминация. PAGEREF _Toc154390931 h 13

2.2 Антимонопольная политика. PAGEREF _Toc154390932 h 15

2.3 Антимонопольная политика в России.. PAGEREF _Toc154390933 h 17

2.4 Функции антимонопольного органа в России.. PAGEREF _Toc154390934 h 32

Заключение. PAGEREF _Toc154390935 h 34

Список использованной литературы: PAGEREF _Toc154390936 h 36

Работа содержит 1 файл

Реферат монополист.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

– некорректное сравнение хозяйствующим  субъектом своих товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

– продажу товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, торговых марок, фирменных  знаков;

– получение, использование, разглашение  научно-технической, производственной или торговой информации без согласия её владельца.

Непременный элемент любой системы  антимонопольного регулирования –  совокупность антимонопольных органов, их задачи, функции и полномочия. В России главный антимонопольный  орган – это Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), которое создает в регионах территориальные отделения. К основным его задачам относятся:

– содействие формированию рыночных отношений на основе конкуренции  и предпринимательства;

– предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

– государственный контроль за соблюдением  антимонопольного законодательства.

Этот орган вправе давать хозяйствующим  субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и об устранении их последствий, об их принудительном разделении или выделении структурных подразделений из их состава, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, о заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения антимонопольного законодательства.

В западных странах известны случаи принудительного роспуска объединений, вынужденной продажи активов для ограничения деятельности монополий. Но такие меры не должны применяться бездумно. Не всякое крупное производство подлежит разделу. Вредно разрушать интегрированное предприятие, составные части которого жестко связаны технологически.

МАП осуществляет государственный  контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций  и их объединений на предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Кроме того, этот орган обязан контролировать соблюдение антимонопольного законодательства при приобретении акций или долей в уставном капитале коммерческих организаций.

Система антимонопольного регулирования  включает также и меры ответственности  за нарушения антимонопольного законодательства. В России это в основном меры административно-организационного воздействия, хотя в некоторых случаях предусматриваются и более строгие меры.

В экономике современных государств всегда существую такие сферы, в  которых сохранение и поддержание  рыночной конкуренции нецелесообразно по причине её экономической неэффективности или по иным причинам, среди которых – обеспечение системы национальной безопасности страны. Антимонопольная политика, следовательно, не означает ликвидации монополизма вообще. Она должна опираться на основательную инвентаризацию рынков, на их разграничение, на конкурентные рынки и, в принципе, неконкурентные, т.е. такие, где сохранение монополий экономически оправдано. Сферы экономики, исключенные из рыночной конкуренции, – это так называемые естественные и государственные монополии.

Естественные монополии – такое  состояние товарного рынка, при  котором удовлетворение спроса эффективнее  отсутствии конкуренции в силу технологических  особенностей производства (в связи  с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства)./13/. Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на товары других видов. Мировой опыт свидетельствует, что такие условия производства характерны для так называемых предприятий общественного пользования, к которым, в частности, относятся предприятия электро-, водо- и газоснабжения, телефонная служба и т.д. Согласно Федеральному Закону РФ «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г., к ним отнесены:

– транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

– услуги по передаче электрической  и тепловой энергии;

– железнодорожные перевозки;

– услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

– услуги общедоступной электрической  и почтовой связи.

Естественная монополия, как и  всякая монополия, несет в себе возможность  злоупотребления монопольной  властью со стороны её субъектов. Эти злоупотребления возможны при назначении цен и тарифов на товары и услуги отраслей – естественных монополистов, при определении объемов производства, распределении продукции между отдельными потребителями и др. Для недопущения злоупотреблений государство должно регулировать деятельность естественных монополий, разрабатывая особый правовой режим такого регулирования./12/

Государственное регулирование естественных монополий основывается на соблюдении баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

Существует представление, что  повышения цен на продукцию естественных монополий можно избежать, если осуществить  их реформирование. Суть реформ видится  в принципе сходной во всех отраслях: отделение конкурентной сферы и снижение издержек и цен посредством конкурентной борьбы. Анализ показывает, что такого рода возможности имеются только в электроэнергетике.

В хронологии российских реформ последнего десятилетия в сфере естественных монополий можно выделить два  последовательных периода: первая половина 90-х годов, когда инфраструктурные подсистемы (с которыми и связывается, в основном, проблематика естественно-монопольных отраслевых структур, естественных монополий) в основном реформировали «на общих основаниях», и вторая половина десятилетия, когда стали разрабатываться и проводиться в жизнь специальные мероприятия относительно естественных монополий.

В обобщенном виде можно назвать  следующие важные факторы, определяющие ход российских реформ в естественно-монопольных отраслевых структурах:

– проявление ряда ретроспективных  тенденций, сложившихся за рамками  рассматриваемого периода, в том  числе и негативных, определяющих долгосрочные и устойчивые диспропорции в развитии производственной инфраструктуры;

– наличие общего макроэкономического фона российских реформ, осуществление которых определило мероприятия по реформированию инфраструктурных отраслей;

– генезис российского монополизма (любого, естественного и «неестественного») – как административного, инициированного  «сверху», а не как сложившегося в процессе развития рыночных отношений, – что привносит в процессы реформирования дополнительные трудности;

– «запаздывающий» характер реформ в инфраструктурных отраслях в общем  пакете мер по реформированию отраслей народного хозяйства, – что в ряде случаев тормозит поступательный ход социально-экономических преобразований в стране;

– магистральный характер транспортных и энергетических сетей страны, особенности  формирования их структуры и топологии, влияющие на возможность развития конкурентных сред (как в рамках внутриотраслевой, так и межотраслевой конкуренции);

– многообразие форм и способов (не всегда полностью легитимных) проведения через отраслевые министерства комплекса  мероприятий отраслевого характера, направленных на выживание отрасли в новых хозяйственных условиях;

– особенности мероприятий по государственному регулированию инфраструктурных отраслей в сфере их естественной монополии, направленных на преодоление сращивания функций государственного управления и хозяйствования в рамках единого субъекта и ориентированных на обеспечение эффективности деятельности естественно-монопольных отраслевых структур в интересах общества.

Наряду с естественными монополиями  из сферы рыночной конкуренции могут  быть исключены и иные сферы деятельности, называемые государственными монополиями. Сохранение конкуренции в этих отраслях нецелесообразно не только в силу её экономической неэффективности, но и по причине особой роли этих отраслей в формировании общих условий экономического и социального развития страны, обеспечения национальной безопасности, а также особой социальной значимости производимых товаров и услуг. В качестве субъектов государственной монополии России выступают, как правило, государственные унитарные предприятия, имеющие лицензии на осуществление определенных видов деятельности. Виды государственной монополии: денежно-эмиссионная деятельность, осуществляемая Центральным Банком страны, некоторые виды внешнеэкономической деятельности (экспорт и импорт отдельных товаров), часто производство и сбыт алкогольной продукции и др. Режим государственной монополии имеет исключительный характер, его виды и границы определяются специальными законами.

Таким образом, антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование. Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать её возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу.

В настоящее время в нашей  стране прослеживается тенденция усиления регулирующей функции государства в рассматриваемой сфере. Это породило ряд экономических и правовых проблем.

Мировая практика знает несколько  подходов к их решению: 1) использование  института государственной собственности  в соответствующих сферах; 2) приватизация; 3) государственное регулирование Федеральным Законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», основаным на концепции государственного регулирования в интересах общества. Исходя из принципиальных положений этой экономической теории, базирующейся на необходимости обеспечить потребителей качественной продукцией в достаточном объеме и по доступным ценам, Закон о естественных монополиях предусматривает исчерпывающий перечень методов воздействия:

а) ценовое регулирование;

б) определение потребителем подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения.

Эти методы (каждый в отдельности  или оба одновременно) применяются  не автоматически, а в зависимости  от конкретной ситуации на товарном рынке и на основании решений государственных органов регулирования.

Каковы же причины разработки Закона РФ «О естественных монополиях»?

Анализ дел, которые рассматривались  в связи с нарушением антимонопольного законодательства, показывал, что 30-40, а то и все 50 процентов дел в разные периоды и в разных регионах приходилось именно на те субъекты, подразделения которых сейчас отнесены к сфере естественных монополий: транспорт, связь, энергетика.

Эти нарушения сводились к двум: злоупотребление своим монопольным положением в виде установления высоких цен на свою продукцию или услуги и нарушения, связанные с заключением и исполнением договоров. Есть много других вариантов нарушения антимонопольного законодательства, но значительная часть их приходилась именно на вышеназванные отрасли.

Начиная с 1992 года, когда произошла  либерализация цен, в этом секторе  цены стали расти быстрее, чем  в других. Правительство озаботилось  проблемой регулирования этих секторов и начало вводить такие меры, как  ограничение уровня рентабельности, установление неких предельных цен, то есть меры государственного регулирования. Но в том виде, в каком это регулирование осуществлялось, как показала практика, оно было малоэффективным.

Что значит «установить предельный уровень рентабельности», что значит «предприятие не может получать более 25% прибыли от затрат»? Всё просто: предприятие, чтобы получить большую прибыль, будет увеличивать затраты. Так все и поступали, то есть включали в себестоимость продукции всё, что действующее законодательство позволяло и не позволяло, и уже к этому объему затрат добавляли 25%.

Это и стало причиной того, что  Антимонопольным комитетом был  разработан проект Федерального Закона "О естественных монополиях". Он достаточно тяжело проходил в Правительстве и Государственной Думе. Столкнулись интересы тех отраслей, которые, в соответствии с этим Законом, должны контролироваться и самим государством. И все-таки в результате сложных подготовительных работ в 1995 году ФЗ «О естественных монополиях» был принят.

Федеральным Законом монополия  определена как состояние товарного  рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее  в отсутствии конкуренции. То есть это  те сферы, где само государство признало, что конкуренция не может быть основной для развития этих секторов в силу технологических особенностей производства. И второе: межотраслевая конкуренция не может быть в той сфере, где нет товарозаменителей, а спрос неэластичен. Например, предприятию нужна электроэнергия, оно не может её заменить транспортными услугами или продуктами питания. Получить электроэнергию можно только у естественного монополиста.

К сфере естественных монополий  отнесен достаточно узкий перечень видов деятельности. Здесь нужно  избегать таких ошибок, как утверждение: «Газпром» – естественная монополия. Естественной монополией является только транспортировка газа по трубопроводам. Не является естественной монополией добыча газа, оптовая и розничная его реализация. Является естественной монополией не нефтяной комплекс, а только транспортировка нефти и нефтепродуктов по трубопроводам.

Созданы органы, которые контролируют монополии. Это, в частности, Федеральная  Энергетическая Комиссия. За ней закреплено всё, что касается транспортировки  нефти и газа. Федеральные службы в области связи и транспорта.

Методы регулирования естественных монополий установлены законом. Например, ценообразование. В статье 6 Закона написано, что для данного  вида деятельности может быть установлена  фиксированная цена либо предельный уровень цен. Сейчас в разных секторах это делается по-разному. По электроэнергии есть предельный уровень, в других отраслях устанавливают достаточно жесткие тарифы.

В соответствии с Законом эти  нормы могут применяться к  тем организациям, которые включены в реестры субъектов естественных монополий.

Информация о работе Монополист на рынке конкуренции