Монополии в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Проблема монополии и конкуренции является одной из наиболее актуальных для экономики в настоящее время.
Монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики, предприятия – монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов.

Содержание

Введение
Глава 1. Монополии в рыночной экономике
1. Определение монополии
2. Спрос на продукт монополии
3. Максимизация прибыли монополией
4. Причины существования монополий
Глава 2. Естественные монополии и их регулирование
Глава 3. Антимонопольная политика в России и за рубежом
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 59.00 Кб (Скачать)

     В последнем столбце таблицы 1 показан  предельный доход фирмы. Величина этого  предельного дохода ниже цены при  всех (кроме единичного), объёмах  выпуска. Это объясняется тем, что  фирма может наращивать свой предельный объём продаж только за счёт снижения цены.

Следовательно,  если фирма решает продавать на одну единицу в неделю больше, то она получит прирост в размере цены этой единицы,

но понесёт  потери из-за того, что вынуждена  продавать первоначальный предельный объём продукции по более низкой цене.

     Приведённый в таблице 1  пример иллюстрирует эти последствия. Шкала спроса показывает, что 2 единицы могут быть проданы  по 12 $ за каждую, но чтобы продать 3 единицы  в неделю, фирма  должна снизить  цену до 10 $ за каждую. Когда объём  продаж возрастёт с 2 до 3 единиц, прирост  совокупного дохода будет равен 6 $ (30 $ - 24 $).

     Данный  прирост распадается на две составляющие.

 Первая составляющая – это те 10 $, которые фирма  получает от покупателя фактически в  момент продажи третьей единицы.

     Вторая  составляющая – это потеря в размере 4 $, возникающая в результате того, что каждая из двух первых проданных  единиц приносит теперь 10 $ вместо 12 $. Цену приходится снижать, для того чтобы продать третью единицу. Таким образом, фирма получает 10 $ от продажи третьей единицы, но теряет 4 $ из-за более низкой цены, по которой продаётся первоначальный объём выпуска в размере 2 единиц. это обеспечивает чистый предельный доход в размере 6 $.

 Так как совершенно конкурентная фирма может продать  сколь угодно много или сколь  угодно мало, не оказывая при этом влияния  на цену, которую она получает, то предельный доход в условиях совершенной  конкуренции совпадает с ценой.

   К кривой спроса на рис. 1.1б. мы добавляем кривую предельного дохода (MR) из таблицы.

 Например, предельный доход, полученный за счёт увеличения выпуска с одной единицы  до двух,

составляет 10 $. Это отмечено точкой G на кривой MR. Кривая MR берёт начало в той же самой точке на вертикальной оси, что и кривая спроса. Предельный доход от первой единицы выпуска всегда равняется цене данной единицы, поскольку в этой ситуации нет “первоначального выпуска”, приносящего меньший доход в результате снижения цены, которое необходимо для увеличения спроса. Однако после того как первая единица продана, MR становится ниже цены.

 Как показано на рисунке 1.3,3 кривая MR пересекает горизонтальную ось в точке, в которой совокупный доход достигает своего максимума. В тех случаях, когда предельный доход положителен, совокупный доход может быть увеличен за счёт наращивания объёма продаж, следовательно, величина совокупного дохода не может быть максимальной. В тех случаях, когда предельный доход отрицателен, совокупный доход может быть увеличен за счёт уменьшения объёма продаж. Совокупный доход может принимать, максимальное значение только в том случае, когда предельный доход равняется нулю.

     Чтобы максимизировать свою прибыль, монополист придерживается такого же рода двухшаговой  процедуры, что и совершенно конкурентная фирма. На первом шаге фирмы обоих  типов рассчитывают величину оптимального положительного выпуска, который позволяет  максимизировать прибыль, при условии, что фирма производит что-либо вообще. Если совершенный конкурент в  этих расчётах использует рыночную цену, то монополист пользуется предельным доходом.  На рисунке 1.3. показаны кривая спроса D и кривая предельного дохода MR - тоже, что и на рисунке 1.2. На рисунке изображена также кривая предельных издержек фирмы (MC). Для монополиста, как и для любой фирмы, MC показывает величину прироста совокупных издержек фирмы в том случае, когда она увеличивает выпуск продукции на одну единицу.

     Когда монополист увеличивает выпуск на одну единицу, прирост дохода равняется  предельному доходу. Прирост издержек равен величине предельных издержек. Если предельный доход превышает величину предельных издержек, то совокупный доход возрастает в большей степени, чем предельные издержки, и следовательно, прибыль увеличивается. Но если последняя единица продукции увеличивает издержки на большую, чем прирост дохода, величину, то выпуск следует сократить. Таким образом, если фирма вообще что-либо производит, то она максимизирует свою прибыль, производя такой объём выпуска, при котором предельный доход равнялся бы предельным издержкам. При оптимальном положительном объёме для монополии, позволяющим максимизировать прибыль при условии, что фирма не прекращает производство, предельный доход должен равняться предельным издержкам (MR=MC).

     Как известно, совершенно конкурентная фирма  максимизирует прибыль посредством  выбора такого выбора, при котором  цена равняется величине предельных издержек. Поскольку цена в условиях совершенной конкуренции совпадает  с величиной предельного дохода, то можно сказать, что конкурентная фирма так же выбирает объём выпуска  так, чтобы предельные издержки равнялись  предельному доходу.

     Если  монополист решает производить что-либо, то он установит цену так, чтобы объём  спроса равнялся его оптимальному положительному объёму выпуска. Поскольку предельные издержки равны предельному доходу при оптимальном положительном  объёме выпуска, а предельный доход  ниже цены, то из этого следует, что  данная цена будет выше предельных издержек. Таким образом, если монополист решает производить что-либо, то он максимизирует прибыль, поднимая цену выше уровня

предельных  издержек.Предположим, например, что  предельные издержки фирмы постоянны  и составляют 8 $ в расчете на единицу, и она в настоящий момент производит 1 единицу в неделю. В таблице  показано, что она могла бы увеличить  свою прибыль на 2 $ в неделю, т.е. на разницу MR-MC (10 $ - 8 $), путём увеличения объёма выпуска на одну единицу в неделю. Дальнейшее наращивание выпуска до трёх единиц, снизило бы величину прибыли на 2 $, поскольку предельные издержки (8 $) в этом случае превысили бы предельный доход (6 $). Таким образом, оптимальный положительный выпуск фирмы составляет 2 единицы в неделю. Второй столбец таблицы 1 показывает, что для того, чтобы продавать 2 единицы в неделю, фирма должна установить цену в размере 12 $, которая гораздо выше величины её предельных издержек, составляющих 8$.

 

1.3. МАКСИМИЗАЦИЯ  ПРИБЫЛИ МОНОПОЛИЕЙ

     Как и в условиях совершенной конкуренции, единственное различие в расчётах величины оптимального положительного выпуска  для краткосрочного и долгосрочного  периодов состоит в том, что последний  включает долгосрочные предельные издержки. В краткосрочном периоде монополист, как и совершенный конкурент, продолжает производить, пока он возмещает  свои переменные издержки. Тогда как  в долгосрочном периоде должны быть возмещены все совокупные издержки - и постоянные, и временные. В  таблице 2 в сжатой форме охарактеризованы правила поведения монополиста, позволяющие ему максимизировать  прибыль.

 

 

Таблица 3

Решение монополиста об оптимальном объёме предложения.

Период Предельное  условие Проверка  прибылью
 
Краткосрочный
Выбирать объём  выпуска, при котором MR=MC Производить только в том случае, если Р* ³ AVC. Прекратить производство, если Р*<AVС
 
Долгосрочный
Выбирать объём  выпуска, при котором MR=LMC Производить только в том случае, если Р* ³ LAC. Прекратить производство, если Р*<LAC
 

     Существуют  два отличия данной таблицы от случая совершенной конкуренции. Первое состоит в том, что в предельном условии, которое используется для  расчёта величины оптимального положительного выпуска. Цена заменена предельным доходом. Второе отличие в том, что при  проверке прибылью монополист пользуется ценой, при которой объём спроса, равняется оптимальному положительному объёму выпуска, тогда как совершенный  конкурент пользуется существующей рыночной ценой, на которую он не может  влиять.

     Совершенные конкуренты могут быть охарактеризованы как ценополучатели, т.к. они понимают рыночную цену как данную и не находящуюся  вне их контроля. Выше было показано, что решение конкурентной фирмы  относительно объёма её выпуска может  быть выражено при помощи кривой предложения, показывающей, сколько продукции  произвела бы фирма при каждом заданном значении цены. Монополисты  не принимают цену как данную. Их можно охарактеризовать как ценопроизводителей, ибо они принимают рыночную кривую D как данную и сами выбирают как цену, так и объём выпуска. Поскольку между ценой монополиста и уровнем выпуска не существует никаких взаимосвязей, то для монополиста не существует кривой предложения.

     Таким образом, нельзя сказать, что монопольная  цена и монопольный выпуск определяется соотношением спроса и предложения. Но в условиях монополии, как и  в условиях совершенной конкуренции, цена и выпуск определяются условиями  спроса и условиями формирования издержек. Предельные издержки являются ключевым элементом издержек в обоих  случаях.

     На  рис. 1.3. показана кривая фактических  краткосрочных средних совокупных издержек фирмы АТС, обычно имеющую  U – образную форму. При оптимальном, положительном объёме выпуска Q* средние совокупные издержки фирмы составляют величину АТС*. Прибыль фирмы в расчёте на единицу продукции будет равняться цене Р* минус издержки, или средние удельные издержки АТС*. Следовательно, в данном случае фирма с лихвой покроет свои издержки и выберет объём производства Q*. Действительно общая величина её прибыли равняется заштрихованной площади: величине прибыли в расчёте на единицу продукции (Р* - АТС*), умноженной на общий объём выпуска (Q*).

      Не  все монополии получают монопольную  прибыль. Если никто не желает покупать товары фирмы, то она не получит никакой  прибыли, даже бухгалтерской (учётной). Издатели газет – монополисты  во многих уединённых небольших городках не смогли выдержать конкуренции  с радио и телевидением. Описанные  во многих патентах изделия, на производство которых имеется разрешение только у владельца патента, в действительности никогда не производятся. Монополия  может получать монопольную прибыль  только в том случае, если кривая спроса на её продукцию расположена  выше кривой её средних издержек.

 

 

    1.4. ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МОНОПОЛИЙ.

     Вообще  любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что  данный продукт производится только одной фирмой ( отрасль состоит  из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над  ценами. Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого  вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим  размером предприятий.

     Олигополия  второго вида – положение, когда  есть несколько продавцов, продающих  дифференцированные товары. В таком  случае существует частичный контроль над ценами. Рынок монополистической  конкуренции с дифференциацией  продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного  вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.

     Есть  несколько причин существования  монополий.4

  Первая: “естественная монополия”. Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость.

       Вторая причина: одна-единственная  фирма обладает контролем над  некоторыми редкими и чрезвычайно  важными ресурсами или в виде  сырья, или в виде знаний, защищенных  патентом или содержащихся в  секрете. Пример: алмазная монополия  “Де Бирс” опирается на контроль  над сырьем; фирма “Ксерокс”  контролировала процесс изготовления  копий, называемый 

     ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев  защищенных патентами.

  Третья: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.

В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий – монополистов и  их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий  – 500.

Информация о работе Монополии в рыночной экономике