Монетаризм и кейнсианство

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:52, реферат

Описание работы

Как было уже отмечено, монетаристская концепция и монетаристские рецепты
отличаются от кейнсианских, а иногда и противоречат им. Вместе с тем было
бы неправильно проводить резкую грань между этими двумя подходами к
проблеме экономического регулирования. Обе теории построены применительно к
условиям, прежде всего, рыночной экономики. В известной мере они
взаимодополняют друг друга, составляя теорию определения общего дохода.
Кейнс обосновывает количественную зависимость доходов от расходов, Фридмен
— зависимость доходов от денег

Работа содержит 1 файл

Монетаризм и кейнсианство.docx

— 41.68 Кб (Скачать)

Итак, ускорение  инфляции положительно влияет на безработицу  лишь временно, главным ее итогом есть сокращение занятости. Поэтому, по мнению Фридмена, следует бороться не с  безработицей, а с инфляцией.

Фридмен формулирует  концепцию «объективной, естественной безработицы». Он делает вывод, который  занятости, как и производству, присущая цикличность. Ее природа кроется  в недостаточном предложении  денежной массы. Уменьшение денежной массы - признак кризисов и застоя, оно  обязательно сопровождается изменением конъюнктуры на рынке работы. То есть безработица он связывает с  существованием «объективного» денежного  спроса на рабочую силу, размеры  которой зависят от объемов производства. Если стараться стимулировать этот спрос с помощью искусственного влияния, то ответом станет рост цен, а не занятости.

Наилучшим регулятором  занятости есть рынок. Фридмен подчеркивает, что резерв рабочей силы обеспечивает равновесие, разрешает быстро увеличивать  занятость при условиях оживления  производства, повніше использовать производственные ресурсы, быстро наращивать товарное предложение и предотвращать  значительному возрастанию заработной платы. Он уважает экономически оправданным  А-5 °/в уровень безработицы, поскольку  социальное обеспечение такого количества безработных не составляет проблемы для государства.

Фридмен доходит  вывода, который нет потребности  в регулировании уровня занятости. Инфляционо-бюджетная и фискальная направленность кейнсианской политики стимулирование занятости приводит к вытеснению рыночной экономики, сокращение частного сектора, перераспределения  доходов в пользу социальной сферы, а главное, не оказывает содействие решению проблемы занятости. Поэтому  следует допустить такой уровень  безработицы, которая будет обеспечивать использование рынка работы как  стабилизатора конъюнктуры, будет  обеспечивать оптимальный уровень  заработной платы.

Уровень заработной платы. Колебание уровня безработица  Кейнс связывал с колебанием уровня заработной платы: возрастание реальной заработной платы ведет к уменьшению занятости. Поэтому он предлагал  определять минимальную заработную плату и фиксировать ее, а также  замораживать возрастания заработной платы с помощью инфляции.

По мнению Фридмена, уровень заработной платы вообще не подлежит | государственному регулированию. Ее размеры может устанавливать  рынок в зависимости от конъюнктуры. Затем необходимо отменить законы про  минимальную заработную плату и  запретить профсоюзам вмешиваться  в процесс ее формирования. В периоды  кризисов будет происходить сокращение заработной платы, которая в объединении  с возрастанием безработицы будет  оказывать содействие снижению цен  и будет стимулировать выход  из кризы. Итак, заработная плата также  станет своеобразным стабилизатором рыночного  равновесия.

Финансовая политика. Важную причину инфляции Фридмен  усматривает и в политике дефицитного  бюджетного финансирования. Для покрытия дефицита бюджета государство осуществляет дополнительную эмиссию инфляционных денег, и этот процесс со временем становится неконтролируемой.

Он обращается также к вопросу .фискальной политики, отмечая, что государство старается  решить проблемы, что самая ї создает, за счет прогрессивного налогообложения, перекладывая их на плече высокорентабельных предприятий, подрывая основы экономики.

Фридмен выступает  с резкой критикой политики несбалансированного  государственного бюджета, признавая  ее одной из причин разбалансирования  механизмов рыночного саморегулирования, постоянно действующим фактором инфляции.

Вместе с тем  он рекомендует содержаться от неконтролируемой, спонтанной денежной эмиссии, которая  также есть источником покрытия бюджетного дефицита и фактором инфляции. Федеральная  резервная система, которая аккумулирует резервные фонды коммерческих банков и, регулируя норму резерва, может  влиять на их кредитную экспансию, может  прекратить регулирование кредитной  политики коммерческих банков, который  состоит в частичном покрытии эмиссии коммерческих банков за счет резервов и приводит к спонтанному  увеличению денежной массы в оборота.

Таким образом, основные рекомендации Фридмена вытекают из его  постулата, что преодолеть инфляцию можно лишь с помощью политики сдерживание - «рестриктивной политики». Уменьшение государственных затрат будет оказывать содействие сокращению дефицита государственного бюджета, ограничит  прирост денежной массы, замедлит темпы  инфляции. Это приведет к сужению  спроса, итак, возрастет безработица. Однако постоянное затухание темпов инфляции уменьшит инфляционные ожидания, оживит деловую активность и уровень  безработицы начнет снижаться.

По мнению Фридмена, функции государства не должны ограничиваться «быстрым реагированием» с помощью  ставки процента и дотаций на проявления дестабилизации, поскольку дефицитное финансирование и искусственное  стимулирование спроса росбалансирует финансовую систему. Стратегической линией может быть курс на сокращение государственного участия в перераспределении  национального продукта. Основная задача государства - не допускать колебаний  денежной массы, поддерживать стабильный темп ее прироста.

Объединение автономной и стабильной динамики денежной массы, которая не будет зависеть от циклических  колебаний, со стабилизацией бюджетных  расходов, если налоги, социальные выплаты  не будут использоваться для регулирования  конъюнктуры, обеспечит экономическое  равновесие.

Итак, основным фактором экономического равновесия в обществе, за Фридменом, есть стабильная, контролируемая динамика предложения денег. Этот фактор рассматривается как основа внутриэкономической  политики. Исследование национальной экономики как цепи мировой хозяйственной  системы М. Фридмен осуществлял  из позиции признания ее «самонастроювающуюся»  системой, какой нужен временное  и экономическое пространство.

Фридмен выходил  из концепции открытости экономики, которая реализуется через торговлю, инвестирование, обмен технологиями и прочие направления внешней  деятельности, отстаивал принцип  применимости законов национального  рынка к международной среде.

Последователи Кейнса сосредоточили свое внимание на исследовании платежного баланса с целью определения  влияния экспортно-импортных операций на обеспечение экономического равновесия. Признавая положительную зависимость  эффективного спроса от экспорта и  отрицательную - от импорта, они разрабатывают  модели, которые демонстрируют зависимость  установления равновесия от вмешательства  государства в внешнеэкономическую сферу методами прямого регулирования, бюджетного финансирования и внеэкономического влияния.

Экономические рычаги влияния, по кейнсианской доктрине, были связаны с платежным балансом, который зависел от валютного  курса. Поэтому исходной в моделях  экономического регулирования была система фиксированных валютных курсов, которая поддерживалась Центральным  банком. Искусственное регулирование  курсов с помощью процентных ставок давало возможность через девальвацию  или ревальвацию валют стимулировать  ли сдерживать экспортно-импортные  операции.

Милтон Фридмен  отстаивал принципы самообеспечения  валютного равновесия за счет свободной  игры рыночных сил. Он утверждал, что  вмешательство государства в  валютную среду может послужить  причиной дестабилизации валютных отношений, отплыл национальной валюты с всеми  производными экономическими следствиями. Валютное равновесие может обеспечиваться за счет постоянной долгосрочной кредитно-денежной политики.

Интересно, что  соображение кейнсианцев и монетаристов относительно роли процентной ставки как регулятора переливания капиталов  из страны в страну совпадают, но, за Фридменом, эта роль есть лишь вспомогательной.

Фридмен исходил  из того, что при условиях рыночной экономики существует обратная связь  между валютными резервами и  размерами внутренней денежной массы, которая в сумме составляет величину, которая необходимая для товарооборота. Именно через эту обратную связь  обеспечивается равновесомая, тогда  как система, созданная на основе кейнсианской модели (Бреттон-Вуд), блокирует  действие адаптационных механизмов рынка. То есть идея стихийного выравнивания денежного обращения и платежных  балансов противопоставляется использованию  эпизодических девальвации Ведь после девальваций возрастают внутренние цены, что приводит к появлению  инфляции, которая снова приводит к дефициту платежного баланса.

Очевидно, что  Фридмен рассматривал экономическую  деятельность общества как органическое единство внутренней и внешней экономик и в этом усматривал суть открытости экономики.

Следствием действия психологических факторов и государственного вмешательства в экономику считал Фридмен и передачу шокового состояния  из страны в страну - импорт инфляции. Если в стране индекс роста внутренних цен высшему, чем у партнеров, то за валютной конвертируемости рынок  насыщается импортными товарами, а  в стране-партнере, ориентированной  на экспорт, возрастают цены, ускоряются инфляционные процессы, которые передаются через рост экспортных цен. Лишь рыночный механизм может своевременно отреагировать  на этот процесс. Поэтому идею плавающего (а не жестко фиксированного) валютного  курса Фридмен отстаивает в контексте  кредитно-денежной политики.

Исследуя взаимосвязь  валютного курса и инфляции, Фридмен  указывает, что если золото перестает  быть мерой ценности национальных валют, инфляционные процессы оказывают непосредственное влияние на понижение курса этих валют, а низкий курс приводит к росту внутренних цен. Самая инфляция хотя и есть следствием внутренних макроэкономических процессов (возрастание денежной массы, уменьшение ВНП), но связанная с динамикой курса валют.

Фридмен отмечает, что спрос на импортные товары есть высшим там, где они относительно более дешевые, это ведет к  уравновешиванию цен. Поэтому паритетность валют выводится из их покупательной  способности. Теория паритета покупательной  способности валют ориентирует, как должны изменяться цены, чтобы  обеспечивать равновесие валютного  курса.

Фридмен и его  последователи отрицательно относились к государственному регулированию  валютного курса, которое обеспечивалось за счет валютной интервенции с целью  поддерживания курса собственной  страны» квотирование спроса на валюту, манипулирование процентными прудами  и депозитами. В особенности осуждались валютные интервенции (увеличение объемов  предложения валюты на внутреннем рынке  за счет валютного резерва страны), поскольку это приводит к одних  и тех же следствий, что и бесконтрольная эмиссия денег, и предопределяет окончательное падение валютного  курса.

Затем можно сказать, что Милтон Фридмен экстраполировал  выводы своей монетарной доктрины на все составу экономического развития, доказывая) что законы денежного  обращения не признают границ, действуют  в всем рыночном пространстве.

Экономическая модель капиталистического общества Фридмена имеет все признаки неолиберализма. Деятельность государства ограничивается, во-первых, созданием условий для  свободного функционирования рынка, а  не для его регламентации; во-вторых, обеспечением безопасности граждан; в-третьих, законодательной функцией и контролем  за соблюдением законодательства.

Фридмен, как  и другие неолибералы, признает, что  рыночное хозяйство имеет большой  внутренний потенциал самоуравновешивания, саморегулирование. Если в рыночном механизме и возникают диспропорции, то только через чрезмерное внешнее  вмешательство. Поэтому вмешательство  в экономику необходимо ограничить макроэкономической сферой, в частности  контролем за денежным оборотом.

Количество инструментов государственного регулирования (так  называемых административных методов  влияния) необходимо сократить, отказавшись  от бюджетных средств влияния  на экономику, от попыток перераспределения  доходов, в том числе через  прогрессивное налогообложение.

Социальная сфера, за Фридменом, не должен быть приоритетным направлением деятельности государства. Индивидуализм и свобода предусматривают  неравенство. Фридмен защищает индивидуализм  и осуждает «социальный компромисс», «коллективное планирование» и  прочие формы «сползание к социализму».

Он подчеркивает, что стабильная экономика обеспечивает высокий уровень жизни в обществе, но каждый гражданин должен сам заботиться о том, чтобы получить свою частицу  общественного продукта.

Таким образом, монетаризм, продолжая традиции классического  рыночного либерализма, отверг лозунга  социальной справедливости, в том  числе и поддержки полной занятости, как такой, что не могут быть проблемой  государства, поскольку их реализация связана с дестабилизацией экономических  процессов. Вместе с тем мероприятия  по жесткой денежной и стабильной фискальной политике, поддержки бюджетного равновесия и обеспечения законности и порядка монетаризм признал  важными условиями функционирования свободной рыночной экономики.

На основах  монетаризма возник ряд новых  доктрин и школ, которые придерживаются либеральных взглядов, развивают  их и приспосабливают к современным  требованиям.

Монетаристская  теоретическая конструкция нашла  отображения в теориях нового направления современной экономической  мысли - «рациональных ожиданий»  и «экономики предложения».

Информация о работе Монетаризм и кейнсианство