Модернизации и инновации модель развития: теория и Российская практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы выявление, проблем и перспектив развития инновационной системы в российской экономике. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
 Рассмотреть понятие "инновация", "модернизация", функции и классификацию инноваций и модернизаций в российской инновационной системе.
 Изучить инновационную инфраструктуру и инновационный бизнес в российской инновационной системе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Модернизации и инновации: понятие, сущность, подходы к анализу……………………………………………………………………………..5
1.1 Инновационная модернизация Российской экономики ……………………5
1.2 Конкурентоспособность Российской экономики, как залог ее модернизации……………………………………………………………….....8
1.3 Направления и механизмы поддержки технологической реконструкции экономики России……………………………………………………………11
2 Роль инноваций и новых технологий в развитии экономики
России………………………………………………………………………...14
2.1 Перспективные варианты технологического развития экономики России………………………………………………………………………...14
2.2 Условия перехода к инновационно-технологической стратегии………...17
2.3 Как не опоздать с инновациями в России?...................................................21
3 Перевод экономики России на новый путь развития……………………...25
3.1 Проблемы конкурентоспособности Российской экономики……………...25
3.2 Инновации как эффективное средство повышения конкурентоспособности……………………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………...31
Приложение А………………………………………………………………..33
Приложение Б………………………………………………………………..33
Приложение В…………………………………………….………………….34
Приложение Г………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……………………………………….35

Работа содержит 1 файл

переделанная.docx

— 241.65 Кб (Скачать)

     Среди промышленных компаний часто выделяют производителей черных и цветных металлов – РАО «Норильский никель». Новолипецкий металлургический комбинат. Магнитогорский металлургический комбинат. Нижнетагильский металлургический комбинат. Однако, хотя их продукция достаточно конкурентоспособная на мировом рынке, сами эти предприятия уступают западным конкурентам. В области высоких технологий наиболее конкурентоспособны российские компании, занятые в аэрокосмическом бизнесе и конверсионных отраслях. К ним относятся РКК «Энергия», Государственный научно-производственный центр им. М.В.Хруничева, НПО «Алмаз», «Вымпел», «Комета» и «Рубин», КБ «Арсенал», АО «Звезда» и «Светлана», холдинговая компания «Ленинец», «Энергомашкорпорация» и др. Мировой опыт показывает, что развитие рыночных отношений само по себе не является достаточным условием  быстрого научно-технического развития. Тем более что спад промышленного производства, расстройство кредитно-финансовой и денежной сферы, высокий уровень инфляции, кризис неплатежей породили в России беспрецедентное падение  инвестиционной активности и соответственно снижение стимулов к инновационной деятельности в большинстве отраслей промышленности.[6]

    Возродить экономическую мощь России нельзя без интеграции в мировую экономику, но этот процесс не должен ограничиваться отраслями топливно-энергетического комплекса, первичной переработки минерального и сельскохозяйственного сырья. В условиях глобализации мировой рыночной экономики, основу которой образуют инновации, интеллектуальный потенциал общества становится тем основным ресурсом национальной экономики, который, при разумном определении страной своего места в общемировой системе распределения труда, сможет гармонично обеспечить не только международные инновационные процессы, но и содействовать развитию научно-технического прогресса своей страны. Одним из основных приоритетов государственной экономической политики России должны стать сохранение и развитие научно-технического потенциала. Основой для этого процесса служит пока еще уцелевший высокий интеллектуальный потенциал российского народа. Добиться повышения конкурентоспособности нельзя без кардинального  изменения всей экономической системы управления на уровне отдельного предприятия, отрасли, региона, всего национального хозяйства. Для этого необходима политическая воля к возрождению государства и последовательно проведение социально-экономических преобразований,  которые приведут, в конечном счете, к формированию современной высокоэффективной социально-ориентированной рыночной экономики, обеспечат всесторонний рост духовного и материального богатства российского народа.

     Для достижения мировой конкурентоспособности национальной экономики России необходимы: концентрация политических и материальных ресурсов на перспективных направлениях, превышающих мировой уровень; создание цепочки отраслевых взаимосвязей и соответствующих организационных структур; проведение системы мер административного и рыночного характера, ориентирующих фирмы ведущих отраслевых кластеров на формирование стратегий развития в русле общенациональной программы; достижение мультипликативного эффекта в узловых точках роста, расширение конкурентоспособности сегмента рынка. 
 

3.2   Инновации, как эффективное средство повышения конкурентоспособности. 

     В настоящее время все развитые страны рассматривают возможности инновационного пути развития за счет мировых научных достижений, полученных в течение многих столетий. Ограниченные ресурсы, направляемые на инновации, требуют сосредоточения только на некоторых направлениях развития из большого числа возможностей. Поэтому формирование приоритетов национального научно-технического развития входит в политику всех этих стран. При выборе приоритетов государственным органам следует ориентироваться на вид инноваций, а именно либо на базисные, либо на улучшающие инновации.   

     Инновационное развитие организации в современных условиях — неотъемлемая часть ее основной деятельности, так как способствует повышению уровня конкурентоспособности продукции и организации в целом. Последнее, в свою очередь, отражается на показателях прибыли и эффективности производства. Однако российская экономика несет в себе наследие планово-административной экономики, в которой важная роль внедрения инноваций отводилась только в перспективных отраслях. Руководители многих предприятий, организаций и фирм до сих пор не осознают первостепенность научно-технического развития своих объектов и не придают большого значения повышению качества продукции и услуг, предпочитая экономию на затратах как способ максимизации прибыли. Это сразу снижает адаптивность организаций к изменениям во внешней среде и делает их неконкурентоспособными в среднесрочном и долгосрочном периодах. Опыт промышленно развитых стран показывает, что роль инноваций в экономике велика. Они как проявление НТП помогают изменять и совершенствовать не только товары и услуги, но и систему управления организациями, приводя ее в соответствие с требованиями современной среды. Таким образом, инновации в организации выступают формой проявления научно-технического прогресса на микроуровне.[15]

     Инновационная деятельность, несмотря на перспективность, может сыграть и отрицательную роль в том случае, когда работа инновационного отдела в структуре организации существует сама по себе и его усилия направлены на достижение своих собственных целей. В результате значительные инвестиции на инновации работают «впустую», то есть не направлены на достижение главной цели организации. Инновация как результат творческой и инвестиционной деятельности направлена на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг, технологий, организационных форм на уровне фирмы. Целью инновации является повышение конкурентоспособности фирмы, товаров и услуг и увеличение за счет этого прибыли фирмы. Инвестиции — вложения средств с целью сохранения и увеличения капитала. В состав инвестиций входят основной, оборотный капитал, нематериальные активы. Инвестор — это юридическое или физическое лицо, вкладывающее инвестиции в инновацию.

     Из сказанного вытекают три возможных критерия классификации нововведений:

  • степень новизны для фирмы;
  • характер концепции, на которой основано нововведение;
  • интенсивность нововведения.

     Степень новизны нововведения во многом определяет уровень его конкурентоспособности. Чем дальше фирма углубляется в новые области, тем выше становится стратегический риск.[14]

     С точки зрения новизны следует различать следующие товары:

  • товары мировой новизны;
  • товары, новые для фирмы;
  • расширение имеющейся гаммы товаров;
  • обновленные товары;
  • сокращение издержек (снижение цены).

     Инновации дают возможность предприятию повысить прибыль, обеспечивая конкурентоспособность продукции, снизить риск банкротства в переходный период, обеспечить экономическую устойчивость. Последнее является обобщающим фактором выживания предприятия среди конкурентов, так как определяет степень подготовленности к изменениям внешней среды. Обеспечивая тем самым меньшую зависимость от внешней среды, экономическая устойчивость в свою очередь находится под влиянием инновационной сферы деятельности. Отсюда следует, что экономическая устойчивость тем выше, чем выше прибыль, которая зависит от степени внедрения инноваций. В интересах активизации процесса трансфера инноваций необходимо использовать такую классификацию, которая позволяет разработать наиболее эффективную модель трансфера.

     Динамика удельного веса организаций, занимающихся разработкой и использованием новшеств, для России выглядит следующим образом. Прирост ВВП за счет новых технологий в России примерно 0,6%, тогда как в развитых странах этот показатель достигает 60 - 80%. В 2009-2010 гг. На инновации в Россию тратилось 3% средств. Объем инновационной продукции в Россию составил 6,7%.[4] Для сравнения мы можем увидеть ситуацию в разных странах мира. Удельный вес не зависит ни от размеров страны, ни от богатства ее природных ресурсов.[Приложение Б]

     Резюмируя выше сказанное, хотелось бы отметить: опыт развитых стран демонстрирует, что за последние два десятилетия участие государства в повышении конкурентоспособности предприятий своей страны возрастало. Правительства этих стран разрабатывают и осуществляют специальные программы по обеспечению конкурентоспособности национальной экономики, берут на себя заботу о формировании, развитии и удешевлении необходимой для этого инфраструктуры – науки, информационно-коммуникационных систем, пересматривают налоговое законодательство в целях поощрения конкурентоспособных отраслей и т.д. Сложившиеся реалии требуют использования данного опыта в России, перехода к политике государственного стимулирования конкурентоспособности российской экономики.

                                            Заключение.

     Целью данной работы являлось исследование модернизации и инновации, модели развития: теория и российская практика. Поставленная цель достигнута посредством следующих задач:

        • в изучении понятий и сущностей  модернизации и инновации.
        • рассмотрение особенностей  конкурентоспособности российской экономики.
        • Рассмотрен перевод экономики России на новый путь развития

     Проведенный анализ позволяет сформулировать следующие основные выводы. За сравнительно небольшой период своей эволюции содержание понятия «модернизация» прошло путь от постулата, заключавшегося в необходимости реализации парадигмы функционирования социально-экономических отношений в обществе по строгому образцу западной цивилизации, к междисциплинарной категории, трактуемой как долгосрочный процесс качественного преобразования социально-экономической системы государства, который является ответом на системный кризис, заключается в переходе от «устаревшего» состояния системы к «современному» и отображает стратегию посткризисного развития. Системность процесса модернизации заключается в том, что он затрагивает все сферы социальной, политической и экономической жизни общества, инициируется, главным образом, государством, а реализуется совместно субъектами экономики и социально-общественными институтами. Виды инноваций можно классифицировать по сферам общественной жизни, стратегии и направлению осуществления, характеру развития, стадиям социально-экономического развития, отношению к передовым странам. Иностранный опыт осуществления модернизационных преобразований показывает, что, во-первых, государственное регулирование экономики в процессе модернизации сначала заключается в формировании стратегии социально-экономического развития и мониторинге за достижения тактических целей и затем сводится к обеспечению функционирования институциональной структуры экономики; во-вторых, на ранних этапах модернизация осуществляется за счет формирования и стимулирования внутреннего платежеспособного спроса и, в конечном счете, замещения импорта, однако собственных инвестиционных ресурсов недостаточно для завершения системной модернизации экономики, поэтому активно развиваются высокотехнологичные наукоемкие отрасли, способные осуществить экспансию на внешние рынки, и, наконец, в-третьих, в процессе модернизации экономики ключевую роль играет национальная инвестиционная политика, формирующая инвестиционный потенциал экономики и обеспечивающая его эффективное перераспределение и использование. Перспективы достижения стратегических целей выхода из кризиса и повышения конкурентоспособности российской экономики, значительного увеличения доли российских компаний на высокотехнологичных рынках во многом определяются эффективностью функционирования инновационных систем, в частности, системы распространения инноваций. Одна из наиболее актуальных проблем российской экономики - повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую добавленную стоимость. Поэтому возникает острая необходимость в получении предприятиями доступа к передовым технологиям.

     Теоретически существуют два подхода. Можно пойти по пути приобретения лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний. Другой путь – опора на собственный научно-технический потенциал, в значительной мере невостребованный сегодня отечественной промышленностью. Он является более перспективным со многих точек зрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых и организационно-управленческих барьеров.  
 
 

Приложение А

Таблица 1.Некоторые существующие определения инноваций.

 

Приложение Б

Удельный  вес предприятий, внедряющих инновационные  технологии в%, в разных странах мира.

 

Приложение В

Отчету  по глобальной конкурентоспособности 2011-2012, представленный Всемирным экономическим форумом.

 

Приложение  Г

 
Суммарные затраты на исследования и разработки, % ВВП

 
 

Список  использованной литературы 

  1. Экономическая теория: учебник для вузов / Е. Ф. Борисов. - М. : Юрайт, 2002. - 384 с - ISBN 5-94227-078-3.
  2. Экономическая теория: учебник / под ред. В. И. Видяпина . - М. : ИНФРА-М, 2003. - 714 с. - ISBN 5-16-000300-2.
  3. Основы экономической теории:  учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / Л. М. Куликов  2008. - 400 с. : ил.. - Библиогр.: с. 346-347. - ISBN 978-5-279-02465-0.
  4. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / науч. ред. А. В. Сидорович. - М. : Дело и Сервис, 2007. - 1040 с. - ISBN 978-5-8018-0335-7.
  5. Экономическая теория : учеб. для вузов: в 2 т. / А. Ф. Шишкин, Н. В. Шишкина . - М. : Владос, 2010. - ISBN 978-5-691-01717-9.
  6. Азгальдов, Г. Как не опоздать с инновациями в России / Г. Азгальдов, А. Костин // Интеллектуальная собственность: Промышленная собственность, 2010. - N 1. - С. 4-13. - Библиогр.: с. 13 (14 назв. ). - ISBN 978-5-7410-1093-8.
  7. Белкин, В. Д. Инновационная модернизация российской экономики - утопия или реальность? / В. Д. Белкин, В. П. Стороженко // Экономическая наука современной России, 2010. - N 1. - С. 73-82. - Библиогр.: с. 82 (15 назв. ). - ISBN 5-94786-015-7 .
  8. Л.П. Гончаренко, Ю.А. Арутюнов Инновационная политика – М.: КНОРУС, 2009. – 352 с. - ISBN 5-93093-072-4.
  9. Инновации: теория и практика : монография / Х. Б. Дусаев . - М. : Отдел оперативной полиграфии "ВО Минсельхоз России", 2003. - 246 с. - Библиогр.: с. 236-244. - ISBN 5-94200-016-6.
  10. Ивантер, В. В. Перспективы и условия инновационно-технологического развития экономики России / В. В. Ивантер, Н. И. Комков // Проблемы прогнозирования, 2009. - N 3. - С. 3-20. - ISBN 978-5-7410-1136-2.
  11. Матвеев, О. Проблема перехода к инновационному типу экономического развития / О. Матвеев // Экономист, 2009. - N 8. - С. 92-96. - ISBN 5-8046-0037-0 .
  12. Пестова, А. А. Финансирование инноваций: в поисках российской модели / А. А. Пестова, О. Г. Солнцев // Банковское дело, 2009. - N 1. - С. 48-52. - ISBN 978-5-9275-0321-6.
  13. Сухарев, О. С. "Умная" экономика, технологическая гонка и модернизация России / Сухарев О. С. // Экономический анализ: теория и практика, 2010. - N 41. - С. 2-8. - Библиогр.: с. 8 (6 назв. ).
  14. Зинченко, Н. В. Конкурентоспособность российской экономики как залог ее модернизации / Н. В. Зинченко // Финансы и кредит, 2010. - N 32. - С. 24-27. - Библиогр.: с. 27 (5 назв. ). - ISBN 978-5-9275-0643-9.
  15. http://www.forbes.ru/ekonomika  журнал Форбс, «Модернизация или инновации: что важнее для экономики России?» Сергей  Гуриев , 2009.

Информация о работе Модернизации и инновации модель развития: теория и Российская практика