Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:21, курсовая работа
Цель данной курсовой работы выявление, проблем и перспектив развития инновационной системы в российской экономике. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие "инновация", "модернизация", функции и классификацию инноваций и модернизаций в российской инновационной системе.
Изучить инновационную инфраструктуру и инновационный бизнес в российской инновационной системе.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Модернизации и инновации: понятие, сущность, подходы к анализу……………………………………………………………………………..5
1.1 Инновационная модернизация Российской экономики ……………………5
1.2 Конкурентоспособность Российской экономики, как залог ее модернизации……………………………………………………………….....8
1.3 Направления и механизмы поддержки технологической реконструкции экономики России……………………………………………………………11
2 Роль инноваций и новых технологий в развитии экономики
России………………………………………………………………………...14
2.1 Перспективные варианты технологического развития экономики России………………………………………………………………………...14
2.2 Условия перехода к инновационно-технологической стратегии………...17
2.3 Как не опоздать с инновациями в России?...................................................21
3 Перевод экономики России на новый путь развития……………………...25
3.1 Проблемы конкурентоспособности Российской экономики……………...25
3.2 Инновации как эффективное средство повышения конкурентоспособности……………………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………...31
Приложение А………………………………………………………………..33
Приложение Б………………………………………………………………..33
Приложение В…………………………………………….………………….34
Приложение Г………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……………………………………….35
Процесс модернизации экономики включает институциональную модернизацию, структурную модернизацию, технологическую модернизацию и социально-экономическую модернизацию. Для России важны все данные составляющие модернизации, но наиболее актуальной задачей является структурная модернизация, то есть переориентация с экстенсивной сырьевой экспортно-ориентированной модели экономического развития на модель экономического развития, опирающегося на производство продукции, с высоким уровнем, добавленной стоимости.
Для обеспечения нормального и стабильного роста Российской экономики необходима качественная и органическая модернизация российской промышленности, она невозможна, без сознательного проведения определенной политики совместными усилиями государства и частного капитала, сложившегося за последнее десятилетие в России как экономическая сила и, по потенциалу как минимум не уступающая госсектору. В силу запредельной изношенности основных фондов, старения высококвалифицированных кадров, глубокого падения производства высокотехнологических товаров и нарастающей переориентации экономики на импортную технологическую базу, меры по переводу экономики на инновационный путь развития нужно предпринимать немедленно. Пока сохраняющийся научно-производственный потенциал еще позволяет реализовать заявленную президентом стратегию инновационного развития. Для реализации указанных мер экономической политики требуется предпринять серьезные усилия по преодолению сопротивления влиятельных сил, заинтересованных в энергосырьевом сценарии развития. Для продвижения инноваций в российской экономике, государству необходимо решить стратегические задачи по ликвидации региональных диспропорций развития страны, а именно, жизненно необходимы:
Процесс модернизации и внедрения инноваций требует значительных финансовых вложений, как со стороны государства, так и со стороны частного сектора. С этой целью необходимы новые механизмы кардинального повышения кредитования внутреннего производства, так как в настоящее время, учитывая низкий уровень рентабельности действующих производств, нехватку амортизационных отчислений, высокотехнологические отрасли промышленности обрекаются на суженное воспроизводство. Необходимо создание стимулов для высокоэффективных инвестиций (включая налоговые меры, меры амортизационной политики). При разработке системы мер стимулирования научно-технических разработок и развитие системы венчурного финансирования. В частности, следует рассмотреть возможность налоговых мер стимулирования инвестиций в научные разработки. С другой стороны, налоговая реформа должна ставить задачу снизить нагрузку на добросовестных налогоплательщиков, но не общий уровень доходов бюджетной системы. Должны быть исключены наиболее искажающие налоги (такие, как налоги, уплачиваемые с оборота) и неравномерное распределение налоговой нагрузки, приводящее к серьезному искажению условий конкуренции, однако это может (и, по нашему мнению, должно) быть компенсировано отменой налоговых льгот, сокращением уклонения от налогов и уменьшением неплатежей в бюджет по мере достижения целей модернизации.
При осуществлении инвестиционной политики, направленной на модернизацию, возрастает роль индикативного планирования. В России государство реализовало такое индикативное планирование в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020-2030 гг. Однако данные индикаторы уже утратили свою актуальность в силу того, что они разрабатывались без учета мирового экономического кризиса, разразившегося в конце 2010 г.
Предложения по переводу экономики России
на инновационный путь развития являются
предметом широкого обсуждения. Однако,
мнения экспертов во многом сходятся:
для создания благоприятных условий по
модернизации экономики, в первую очередь
промышленного производства, необходимо
прекратить опережающее повышение тарифов
на энергоносители, сформировать механизмы
кредитования внутреннего производства,
привести уровень финансирования науки
и образования в соответствие с мировыми
стандартами, освободить производство
добавленной стоимости и инвестиции от
запредельного налогового бремени,
привести закупочную политику контролируемых
государством корпораций в соответствие
с задачами развития отечественной промышленности
и положить конец лоббированию интересов
иностранных конкурентов в высших эшелонах
власти. Все вышеперечисленные условия
называются основными и если в ближайшей
перспективе не произойдут кардинальные
изменения в политике государства по указанным
направлениям, то российская экономика
не сможет выйти на инновационный путь
развития.
Также необходимы меры по защите внутреннего
рынка, формированию единого экономического
пространства стран СНГ, использованию
рубля в международных расчетах, повышению
ответственности директоров госкорпораций
и эффективности институтов развития,
созданию эффективной инновационной системы.[1]
Таким образом, потенциально Россия имеет хорошие предпосылки для начала осуществления модернизации. Относительно низкий стартовый уровень ВВП при высоком качестве человеческого капитала делают российскую экономику наиболее перспективной среди переходных экономик. Однако для того, чтобы использовать эти предпосылки, необходимо проведение всего комплекса назревших мер по улучшению экономической и политической среды в России.
2.3 Как не опоздать с инновациями в России?
В наступившем году Минэкономразвития представило проект Стратегии инновационного развития до 2020 года. Это далеко не первый публикуемый проект модернизации и инновационного развития РФ. Так в 2005 году были приняты Основные направления политики России в области развития инновационной системы на период до 2010 года, в 2009 году — Стратегия развития науки и инноваций до 2015 года. В рамках реализации этих программ заложены основы действующей национальной инновационной системы, предприняты существенные усилия по развитию сектора исследований и разработок, а также по формированию развитой инновационной инфраструктуры. Однако, несмотря на все меры по стимуляции инновационного развития, средний уровень достижения запланированных показателей составил около 40 процентов, а по отдельным ключевым показателям получена негативная динамика. Целью новой Стратегии был заявлен перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, в рамках которого доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т.д.) достигнет не менее 5 - 10 процентов в 5 - 7 и более секторах, а доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40 - 50 процентов. Приоритетными направлениями инновационного развития в документе названы производство авиакосмической техники, нанотехнологии, композитные материалы, атомная и водородная энергетика, биомедицинские технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных, отдельные направления рационального природопользования и экологии.
Как планируют авторы Стратегии, переход России на инновационный путь будет проходить в 2 этапа. Первый этап, предполагающий «повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям», рассчитан на 2011-2013 годы. В ходе этого этапа будут сформированы механизмы
частно-государственного
партнерства, обеспечивающих взаимодействие
государства и бизнеса в
Центром эффективной инновационной политики в России являются местные инновации, возникающие в десятках частных инновационных инкубаторов или ускорителях по образу и подобию модели Idealab или Y-Сombinator. Принимая во внимание отсутствие развитого среднего класса, хай-тек-предпринимателей, непреодолимую бюрократию и скудость финансирования, эти частные инкубаторы — важнейший источник рождения высокотехнологических стартапов. Инкубаторы могут специализироваться в области биологии, возобновляемых источников энергии, интернета и т.д. Инкубаторы дают финансирование на первые этапы стартапа и на доказательство правильности концепции. Но финансирование — это ещё не решение проблемы. Они собирают предпринимателей и профессионалов из нужных областей, чтобы генерировать инновации. Их советы, управление и творчество превращают изобретение в новые продукты и услуги. В состав инкубаторов входят предприниматели-идеологи, внедренцы (для внедрения видения), администраторы (для построения структуры бизнеса), рыночные эксперты, бизнесмены, юристы и интеграторы, которые всё объединяют. Инкубаторы должны привлекать большое количество иностранных экспертов для передачи опыта и культуры инновации. Поскольку работа частных инкубаторов очень сложна, государство может сделать три шага для улучшения шансов на успех. Во-первых, государство должно их достаточно финансировать. Этим инкубаторам потребуется довольно много специалистов, поэтому они не могут быстро стать прибыльными, а постоянная забота о привлечении дополнительного финансирования отвлечёт их от главной задачи. Во-вторых, надо терпеть риски и неудачи. Среднее количество неудач в Кремниевой долине 10:1. В России количество будет поначалу гораздо выше, но со временем и опытом это соотношение станет более приемлемым. Государство и его программы должны содействовать накоплению опыта и реинтеграции тех, кто участвовал в неудачных стартапах, потому что их мудрость и знания являются ещё более ценными для следующих стартапов. В-третьих, для того чтобы следить за развитием, установлением количественных показателей, накоплением опыта и передачей его другим инкубаторам, должна быть создана многопрофильная некоммерческая организация. Частные инкубаторы не представляют никакой конкуренции венчурным инвесторам, поскольку они создают стартапы, которые со временем станут объектами дальнейшего венчурного инвестировании. Всё равно венчурные инвесторы не занимаются инкубацией и, очевидно, без них потеряли уже немало денег в России.
Таким образом эффективность таких частных
инкубаторов создаст спрос на быстрое
прототипирование, производство и расширение
их возможностей. Возможная роль «Сколково»
может состоять в обеспечении профессиональной
координации таких инкубаторов, что значительно
увеличит инновационную синергию и передачу
опыта. Применение на практике изложенных
идей потребует профессионального руководства
и опытного управления, поскольку, несмотря
на существование передовых методик, использование
их в России скорее походит на искусство,
чем на науку. Прорывы хай-тек-стартапов
не только дадут впечатляющие результаты,
но и изменят имидж России, которая установит
новые партнёрские отношения с глобальными
корпорациями (и связанные с этим потоки
инвестиции в экономику в целом). Такой
подход может принести именно те плоды,
которые лидеры России ожидают от инноваций.
Перевод
экономики России
на новый путь развития.
3.1 Проблемы конкурентоспособности Российской экономики.
Конкурентоспособность – многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях. Это конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: ведь страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары. Кардинальное решение проблемы конкурентоспособности неразрывно связаны с судьбой российской экономики, невероятными достижениями на путях к рыночному типу хозяйствования и более глубокой интеграции в систему мирового хозяйства. Несмотря на все усилия правительства Российской Федерации, предпринятые в последние годы по реформе экономики, механизмы здоровой конкуренции до настоящего времени так и не заработали. Для успеха экономической реформы ей необходимо придать четкую антимонопольную направленность. Вместе с тем нельзя не отметить еще одно очень важное обстоятельство: в последние годы Россия теряет международную конкурентоспособность, прежде всего в силу переживаемого экономического кризиса, но также и по другим причинам, носящим ярко выраженный политический характер. Именно государство не может изменить ситуацию в национальной экономике России. В результате не только значительно сократились экспортные возможности, но и снизилась конкурентоспособность российских товаропроизводителей на внутреннем рынке. Товарная конкурентоспособность определяется рядом факторов, среди которых первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда, которые оказывают влияние на цену и качество изделий. Сравнение издержек на производство промышленной продукции в России и передовых зарубежных странах показывает, что в России они выше, чем в Японии, США, Франции, Германии, Италии и Великобритании. По таким показателям, как объем продаж и число занятых, около двух десятков компаний можно условно (поскольку, как правило, они не ведут производственной деятельности за рубежом) отнести к разряду транснациональных. К ним можно было причислить крупнейшие компании топливно-энергетического комплекса – РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», «ЛУКойл», «Славнефть», «Юкос», «Роснефть», «Сургутнефть» и др. И все же, несмотря на масштабы операций на внутреннем рынке, эти компании значительно уступают западным транснациональным корпорациям по конкурентоспособности.
Информация о работе Модернизации и инновации модель развития: теория и Российская практика