Модернизации и инновации модель развития: теория и Российская практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы выявление, проблем и перспектив развития инновационной системы в российской экономике. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
 Рассмотреть понятие "инновация", "модернизация", функции и классификацию инноваций и модернизаций в российской инновационной системе.
 Изучить инновационную инфраструктуру и инновационный бизнес в российской инновационной системе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Модернизации и инновации: понятие, сущность, подходы к анализу……………………………………………………………………………..5
1.1 Инновационная модернизация Российской экономики ……………………5
1.2 Конкурентоспособность Российской экономики, как залог ее модернизации……………………………………………………………….....8
1.3 Направления и механизмы поддержки технологической реконструкции экономики России……………………………………………………………11
2 Роль инноваций и новых технологий в развитии экономики
России………………………………………………………………………...14
2.1 Перспективные варианты технологического развития экономики России………………………………………………………………………...14
2.2 Условия перехода к инновационно-технологической стратегии………...17
2.3 Как не опоздать с инновациями в России?...................................................21
3 Перевод экономики России на новый путь развития……………………...25
3.1 Проблемы конкурентоспособности Российской экономики……………...25
3.2 Инновации как эффективное средство повышения конкурентоспособности……………………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………...31
Приложение А………………………………………………………………..33
Приложение Б………………………………………………………………..33
Приложение В…………………………………………….………………….34
Приложение Г………………………………………………………………..34
Список использованной литературы……………………………………….35

Работа содержит 1 файл

переделанная.docx

— 241.65 Кб (Скачать)

     Одной из основных примет глобализации мирового хозяйства выступает конкурентоспособность, к видимому результату которой можно отнести инновационное развитие. Повышение конкурентоспособности российской экономики было названо в числе приоритетных задач в послании Президента России Федеральному Собранию РФ еще в 2009 г. Доминирующим направлением нынешнего послания Президента России является модернизация всех отраслей национальной экономики. Однако вопрос об уровне конкурентоспособности российских предприятий остался открытым до сих пор. Ускорение модернизации экономики через наращивание потенциала инноваций является наилучшим путем повышения конкурентоспособности, но в российских реалиях этот путь часто преграждает ряд существенных барьеров. Особенности национальной экономики — упор на импорт зарубежной техники и технологий, слабое финансирование затрат на технологическую модернизацию и инновационные разработки. Несмотря на то, что в последние годы государство пытается стимулировать российский бизнес к разработке и внедрению инноваций, процесс модернизации сталкивается с серьезными трудностями. Главными проблемами можно обозначить отсутствие сформированной инновационной системы, а также отсутствие спроса на инновации. Как отметил председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности О. Оганян: «Государство сделало принципиальный выбор в пользу масштабной технологической модернизации и перевода экономики на инновационный путь развития, формирования конкурентоспособной национальной инновационной системы. Но, несмотря на ряд позитивных сдвигов, государственная инновационная политика в России по-прежнему остается неэффективной. Национальная инновационная система еще не сложилась». Ни для кого не секрет, что на российском рынке доминируют сырьевые компании. Бизнес не хочет рисковать ради создания новых технологий, в то время как государство не может стать универсальным заказчиком. В бюджете 2011 г. на цели модернизации и инновационного развития было выделено 48 млрд руб. Однако статичность многих российских компаний в направлении модернизации может привести к результатам значительно ниже ожидаемых. К началу 2011 г. износ основных фондов уже составил 57,3%, а значит, неизбежно обвальное выбытие основных фондов по причине не только морального, но и физического износа. В таких условиях о конкурентоспособности российской экономики с оптимизмом говорить не приходится, в то время как повышение этого показателя является стратегической целью в контексте экономического развития страны.  Выбытие устаревших основных фондов, потеря конкурентных преимуществ отечественных предприятий и давление со стороны государства в итоге приведут российский бизнес к модернизации, но потеря времени в условиях глобализации и экономической отсталости отечественной экономики недопустима. Многие компании, стремясь к повышению своей конкурентоспособности, зачастую забывают про элементарные ее составляющие. Далеко не каждое предприятие в условиях жесткой конкурентной борьбы и неустойчивого финансового климата способно осуществить инновационные проекты. Такие рискованные мероприятия может позволить сильная, уже конкурентоспособная компания. Говорить о модернизации путем инновационного развития реально только в том случае, когда компания завоевала определенное положение на рынке и постоянно укрепляет свои позиции. С одной стороны, модернизация выступает рычагом повышения уровня конкурентоспособности компаний, занимающихся разработкой и реализацией инновационных проектов, а с другой — это под силу далеко не всем. Только заняв определенные конкурентные позиции, компания сможет заниматься инновационными проектами. Необходимость модернизации экономики в России — истина бесспорная. Еще одним подтверждением этому можно назвать то, что экономика стран с основной долей отраслей высоких технологий отличается устойчивостью к инфляции, так как цены на продукцию технологичных производств только на первоначальном этапе определяются большими затратами на разработку и опытное производство. По мере наращивания объемов выпуска издержки производства и цены на них динамично снижаются. В этом случае наблюдается так называемый «эффект масштаба». Это не только фактор обеспечения конкурентоспособности продукции этих отраслей на мировом рынке, но и причина, предопределяющая относительно низкую инфляцию в странах с преобладанием высокотехнологичного производства. В то время как цены на сырьевые товары объективно растут из-за ухудшения сырьевой базы, условий добычи, выработки высокопродуктивных месторождений и т.д.[6]

    Итак, конкурентоспособность национальной экономики и грамотная внешняя политика — необходимость для всех и каждого, кто причастен к экономической деятельности. Модернизация экономики является неоспоримым условием свободного выхода российских предприятий на мировой рынок и будет способствовать укреплению позиций России в мире.

1.3 Направления и механизмы поддержки технологической  реконструкции экономики России

     К главным системным условиям последующего освоения технологий, входящих в национальную технологическую базу, а также сопряжения национальной инновационной системы и экономики относятся объективные оценки потенциала экономического развития на основе реформирования технологической структуры экономики России и ориентация инноваций и науки на перспективы технологического развития. Для перехода к инновационной экономике от сложившегося в России порядка «обслуживания» наукой экономики, общества и оборонного комплекса, согласно которому наука рассматривается как «нагрузка» на развивающуюся экстенсивным путем экономику, необходимо:

  • преодоление невосприимчивости экономикой инноваций и новых технологий;
  • отказ от финансирования науки по «остаточному принципу» и переход к стабильному финансированию науки на уровне не ниже 4% затратной части ВВП;
  • восстановление на новой экономической, организационной и технологической основе прикладного, инновационного сектора науки, практически утраченного после распада отраслевой науки;

Наиболее  перспективная ресурсно-инновационная  стратегия предполагает активное наращивание объемов, прежде всего, перерабатывающих отраслей, что в свою очередь должно привести к росту объемов обрабатывающих отраслей, а затем к росту производства конечной продукции и производственной инфраструктуры.[4]

     При анализе причин малых объемов производства комплекса перерабатывающих отраслей установлено, что главными среди них являются: отсутствие современных отечественных технологий глубокой переработки ресурсов; высокие риски удержания объемов производства на завершающих переделах, обусловленные: несовершенством технологий и организации производства, отсталостью производственно-транспортной инфраструктуры, неисполнением договорных обязательств, давлением криминальных структур, недостатком квалифицированных кадров. В России восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера остается низкой, в 2009 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,4 % от общего числа предприятий отечественной промышленности, что значительно ниже значений, характерных для Германии (69,7%), Ирландии (56.7%), Бельгии (59,6%), Эстонии (55,1%), Чехии (36,6%). Мала доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых технологий (11,8%). Низка не только доля инновационно-активных предприятий, но и интенсивность затрат на технологические инновации, составляющая в России 1,9% (аналогичный показатель в Швеции 5,5%, в Германии – 4,7%).

    Перечисленные причины вполне преодолимы. Так, недостаток современных технологий может быть восполнен их импортом и консолидированным заказом на разработку и создание отечественных технологий близким по профилю деятельности компаниям. Риски удержания «длинных» технологических цепочек могут быть существенно снижены при целенаправленной и последовательной промышленной политике государства путем формирования современной транспортной инфраструктуры, подготовки квалифицированных кадров и др. Также необходимо коренным образом изменить налоговую политику в направлении содействия «удержанию» в экономически обоснованных пределах первичных ресурсов национальной экономикой. Мировой и отечественный опыт свидетельствует о невозможности эволюционного, без поддержки государства перехода к прогрессивной технологической структуре экономики. Правительство должно быть готово к принятию экономических мер, содействующих освоению и рентабельному использованию новых технологий. Также должны быть разработаны и приняты механизмы льготного кредитования и финансирования при участии государства новых производств на базе новейших конкурентоспособных технологий. [Приложение Г]. Мировая практика успешного технологического развития свидетельствует о том, что оно становится достижимым сегодня преимущественно в странах, развитие которых базируется на принципах общественной солидарности, главенства закона, равенства перед ним всех субъектов экономической, политической и других сфер жизни, их ответственности перед обществом. Без соблюдения этих принципов невозможно (формировать) управлять чрезвычайно усложнившимися процессами технологических преобразований, лежащими в основе всего общественного развития. К важнейшим организационно-экономическим условиям содействия переходу к инновационной экономике в России, уже существующим в развитых странах, относятся налоговые льготы, льготные кредиты, отмена таможенных ограничений, введение таможенных льгот и др. В России на начало XXI в. сложилась крайне жесткая система налогообложения, в которой льготы для НИОКР практически отсутствуют (кроме не начисления НДС для бюджетных средств и 1,5% отраслевых фондов, формируемых за счет себестоимости). Предприятия отказываются от НИОКР, ссылаясь на их дороговизну и невозможность оплаты за счет себестоимости.

     Таким образом, при решении этих задач общий экономический рост и темпы инновационного развития при этом будут все более взаимосвязаны. С одной стороны, инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста через повышение производительности всех факторов производства во всех секторах экономики, расширение рынков и повышение конкурентоспособности продукции, через создание новых отраслей, наращивание инвестиционной активности, роста доходов населения и объемов потребления и т.д. С другой стороны, экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в человеческий капитал (прежде всего, в образование и фундаментальную науку), в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития. 

Роль  инновации и новых  технологий в развитии

экономики России

    1. Перспективные варианты технологического развития экономики России

     Определяющим сектором национальной экономики в значительной степени является промышленность. Анализ состояния российской промышленности показывает, что в настоящее время основными проблемами ее развития являются неустойчивость, замедление темпов роста в предыдущие годы, снижение важнейших показателей эффективности производства, медленное улучшение структуры промышленного производства и экспорта, достаточно высокий физический и моральный износ основных производственных фондов, высокий уровень затрат ресурсов. Основным же фактором, сдерживающим рост промышленного производства и позитивные структурные сдвиги, является низкая конкурентоспособность отечественной продукции. Это обусловлено, в первую очередь, невысокой инвестиционной и инновационной активностью в промышленности. Решение этих задач требует проведения промышленной политики, направленной на активизацию инвестиционной и инновационной деятельности, модернизацию оборудования, внедрение новых и новейших технологий, повышение эффективности производства и конкурентоспособности российской промышленности на основе перехода на инновационный путь развития.[13]

     Качественный экономический рост, помимо доминанты высокотехнологичной промышленности, включает и фактор модернизации общества, что предполагает создание условий для свободы предпринимательства, добросовестной конкуренции, создания индустрии инноваций, развития и симбиоза человеческого и социального капиталов, а также политическая модернизация, содержание которой составляют изменения политической системы как неотъемлемой составной части общего системного перехода. В этой связи в экономике неизмеримо возрастает роль модернизационных процессов с целью улучшения качественного потенциала национальной экономики.   Эксперты газеты «Известия» утверждают, что, поскольку российская промышленность устарела и изношена, сегодня преждевременно   заниматься   инновациями.   По словам Б. Титова, заявление о переходе к инновационной экономике - не более чем идеологический лозунг, «потому что сегодня у нас доиндустриальная экономика, думать надо сейчас не более чем о модернизации. Нужно делать то, что делают Китай и Индия, - покупать (или воровать) технологии за рубежом и внедрять их у себя». Другой эксперт Н. Иванова пишет: «Мы замахиваемся сейчас на "нанотехнологии", но если сегодня не будет создана технологическая база, на основе которой можно делать то, что завтра разработают наши ученые, то послезавтра это все перекупят западные или китайские компании». В авторитетных научных журналах в последнее время появилось немало статей о необходимости «деиндустриализации» и модернизации экономики и социальной сферы как неизбежных предварительных этапов, предшествующих переходу к инновационному развитию. И это в целом справедливо для преобладающего большинства стран.

    Однако Россия, как свидетельствует история ее развития в XX в., в этом отношении представляет исключение. При значительном отставании экономики и социума СССР от промышленно развитых стран, страна смогла опередить их в развитии авиации дальнего следования, атомной энергетики, ракетостроения, освоении космического пространства. Необходимое условие модернизации, инновационного развития экономики и социума России — стремление населения страны к переменам. Редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков полагает, что главным препятствием реализации замыслов президента Д.А. Медведева по переходу России к инновационному развитию могут стать консерватизм и инерция общества. Как показали социологические опросы населения США в 2008 г., 70% американцев желали перемен, что обеспечило избрание президентом страны Барака Обамы. В тот же период президентская и думская избирательные кампании в России проводились под лозунгом «сохранения преемственности», что определило результаты выборов. Поэтому ситуация для модернизации и инноваций в России представляется на первый взгляд крайне неблагоприятной (Ремчуков, 2010).

     В настоящее время инновационная деятельность провозглашена в качестве приоритетного направления государственной экономической политики Российской Федерации, ведется достаточно активная работа по созданию различных институтов в ее поддержку. Вместе с тем, техническое перевооружение большинства отраслей экономики осуществляется крайне медленно, а новая продукция на территорию страны приходит в подавляющем объеме из-за рубежа. Перспективы достижения стратегических целей выхода из кризиса и повышения конкурентоспособности российской экономики, значительного увеличения доли российских компаний на высокотехнологичных рынках во многом определяются эффективностью функционирования инновационных систем, в частности, системы распространения инноваций. В связи с этим возникает проблема четкости при разработке стратегий инновационного развития и продвижения инноваций на различных уровнях.

     Итак, переход к устойчивому росту отечественной экономики возможен лишь при условии создания полноценной национальной инновационной системы, все составные части которой - наука, инновации и новые технологии - согласованы между собой, а результаты ее деятельности защищены на законодательном уровне и создают устойчивые конкурентные преимущества отечественным продуктам и услугам на внутреннем и внешних рынках. 
 
 

2.2 Условия перехода к инновационно-технологической стратегии.

Информация о работе Модернизации и инновации модель развития: теория и Российская практика