Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:26, курсовая работа
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
Введение …………………………………………………………..3
1. Сущность рыночной экономики………………………………4
2. Шведская модель …………………………………….……….10
3. Польская модель ……………………………………………...16
4. Венгерская модель ……………………………………………22
5. Российская модель…………………………………………….26
Заключение……………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………37
Наибольший объем приходится на крупные американские компании, такие как Ameritech International, General Electric, General Motors, US West, Alkoa.
На сегодняшний день в Венгрии количество компаний, владельцем или совладельцем которых являются немецкие фирмы, насчитывает несколько тысяч, в то время как компании США, сконцентрировавшись на крупном бизнесе, являются совладельцами 400 предприятий.
Согласно последнему исследованию, проведенному в начале 2000 г. Немецко-венгерской торгово-промышленной палатой (DUIHK), которая в течение семи лет отслеживает ситуацию среди германских компаний, действующих в Венгрии, одной из острых проблем для их развития впервые был назван недостаток квалифицированных кадров. Немецкие компании в 1999 г. добились в Венгрии заметных успехов. За год доходы от продаж увеличились в среднем на 24,4% , прибыль возросла в среднем на 43%. При этом рост обеспечивался в большей степени за счет реинвестирования собственных доходов, а не внешних вливаний.1
Расходы также возросли на 22%. Последнее является причиной того, что многие немецкие компании ищут возможность перенести наиболее, затратные производства на восток и юг страны.
Более 1/3 общего объема промышленного производства Венгрии приходится на машиностроение, при этом почти 40% общего объема машиностроительного производства составляет продукция автомобилестроения (двигатели, комплектующие детали и электронное оборудование для автомобилей). Именно в эту отрасль был направлен основной объем иностранных инвестиций. В Венгрии почти одновременно появились филиалы таких гигантов автомобильной промышленности, как Ford, General Motors, Opel, Suzuki.
В 1994 г. объем акционерного капитала в производстве автотранспортных средств равнялся 22.1 млрд. форинтов, на долю иностранного капитала при этом приходилось всего 4 млрд. форинтов. К 1998 г. объем акционерного капитала вырос до 48,6 млрд. форинтов, а иностранный капитал в нем составляет 34 млрд. форинтов или 69,7%, что соответствует 217% от уровня 1994 г.1
Однако, несмотря на весь этот ошеломляющий успех, все чаше хочется задать вопрос — а что на сегодняшний день представляет собой собственно венгерская экономика? Все чаще высказываются предположения о том, что Венгрия стала придатком транснациональных монополий. На фоне интенсивного роста последних лет венгерского промышленного экспорта и постоянного увеличения объема промышленного производства, которые обеспечиваются исключительно деятельностью ТНК, на внутреннем промышленном, как собственно и потребительском, рынке рост очень незначителен.
Приватизация в стране была проведена решительно и быстро. Результатом открытости процесса для иностранцев стало то, что зарубежный капитал избрал именно Венгрию в качестве своего плацдарма в регионе ЦВЕ, и на сегодняшний день из 50 крупнейших ТНК в стране обосновались 35. Более того, именно они, а также компании с тем или. иным участием иностранного капитала и обеспечивают жизнеспособность венгерской экономики. Характерным является также тот факт, что сегодня наиболее последовательными сторонниками дальнейшей либерализации торговли в ЦВЕ являются именно транснациональные корпорации, для которых открытие рынков региона стало составной частью инвестиционной стратегии.
Венгрия, как и регион ЦВЕ в целом, стала своего рода ареной партнерства и конкуренции между США и Германией.
В арсенале Германии имеются по преимуществу экономические механизмы, которые она и использует для установления собственного доминирования в регионе. Всегда активно выступая за продвижение западных институтов на восток, Германия сконцентрировала свои усилия на создании на своих границах группы государств (к их числу относится и Венгрия), которые будут следовать в фарватере ее экономической политики.
В силу исторически сложившейся реальн
На сегодняшний день США по-прежнему заинтересованы в своем присутствии и лидерстве в Европе и закреплении такой модели на континенте на достаточно длительный срок. Это одна из главных причин их интереса к региону Центральной Европы, и Венгрии в частности. При этом приоритетными являются военно-политические рычаги воздействия. Тем не менее, не желая допустить абсолютного лидерства Германии в экономической сфере, Соединенные Штаты закрепляют и свои экономические позиции на рынке Центральной Европы. Перенос производства в Венгрию позволил американским компаниям удешевить стоимость выпускаемой продукции и расширить ее рынок сбыта. А вступление Венгрии и других стран-претендентов в ЕС (активными сторонниками которого выступают американцы) приведет к ослаблению механизмов экономической зашиты, общей либерализации рынка Евросоюза, а следовательно, обеспечит свободное передвижение американских товаров и услуг на территории региона.
Активизация деятельности американских компаний на востоке Венгрии, где расположен один из крупнейших транспортных узлов континента (г. Захонь), имеет целью выход на рынки Восточной Европы, а в перспективе и России.
Вместе с тем на сегодняшний день не все экономические требования Евросоюза достижимы для Венгрии. Существуют проблемы, связанные с развитием экологически чистых производств и проведением пенсионной реформы, остается открытым вопрос о развитии инфраструктуры и транспортной сети. Одной из наиболее острых и трудноразрешимых проблем остается сельскохозяйственное производство и производство продуктов питания — сферы, в которой Венгрия традиционно играла одну из ведущих ролей на мировом рынке. Рынок стран-членов ЕС до сих пор остается закрытым для этих венгерских товаров.
Переходная экономика по своей природе есть особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует как бы ''промежуточное'' состояние общества, переломную эпоху, эпоху экономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особый характер переходной экономики, отличающей ее от ''обычной'' экономики той или другой ступени.
Основные черты переходной экономики как особенного ее состояния по сравнению с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены в целом характером изменений в этот период.
Отсюда первая черта – характерная неустойчивость переходной экономики. Дело в том, что во всякой системе в процессе ее функционирования постоянно происходят различные изменения. Но они выступают как своеобразное средство реализации цели, свойственной данной экономике, средство приведения ее именно в устойчивое, равновесное состояние.
Переходная экономика
Вторая черта, вытекающая из первой, - альтернативный характер развития переходной экономики. Конечно, альтернативность эта имеет определенные границы, но означает, что итоги развития переходной экономики могут быть варианты. Это вытекает из природы переходной экономики, в которой перемешаны элементы старого и нового состояний, а также из многообразия факторов, воздействующих на процесс развития в этот период.
Третья черта – появление и функционирование особых переходных экономических форм. В этом также проявляетя ''смешанность'' старого и нового в этот период. Переходная форма, неся в себе ''смешанное'' содержание, уже выражает противоречие с традиционными системными формами, служит своеобразным сигналом о процессе умирания прежней системы.
Четвертая черта - особый характер противоречий в переходной экономике. Это противоречия не функционирования, а развития, то есть нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми и другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, на которые направлена переходная эпоха, в экономическом аспекте всегда носят революционный характер: речь идет о смене экономических систем. Но и в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются столь резким обострением противоречий, что связаны с революциями и социально-политическими.
Пятая черта – историчность переходной экономики. Эта историчность связана с двумя обстоятельствами. Во-первых, с историческим характером условий переходной экономики. Одно дело, когда общество переходит от традиционной к индустриальной рыночной экономике, другое – современные переходные процессы. В этих случаях различны и исходные состояния, и конечные результаты, и противоречия в обществе, поскольку различны и его экономический строй, и социальная структура, и т. д. Во-вторых, историчность переходной экономики зависит от особенностей региона, а также и от отдельной страны. К примеру, неодинаково переходные процессы протекают в условиях восточной или западной цивилизации, зависят они от конкретного уровня развития каждой страны.
Экономические реформы постсоциалистического периода как в России, так и в Восточной Европе обнаруживают известную цикличность. Ранний период активных преобразований сменяется, чаще всего под влиянием нарастания социально-экономической напряженности, замедлением реформ. Но в дальнейшем накопление проблем, порожденных недостаточной реформированностью экономики, вызывает к жизни новый этап энергичной трансформации. Так произошло и в России. Активные реформы 1992-1996гг уступили место эволюционному развитию рыночных институтов в 1994-1996гг. Однако с 1997г правительство приступило к подготовке нового цикла реформ - в социальной, военной, жилищно-коммунальной и других сферах.
Представить полную периодизацию пока невозможно, поскольку Россия, как и другие страны, прошла пока лишь часть пути к рыночной экономике. Однако теоретический анализ позволяет предположить, что постсоциалистическая трансформация должна пройти через три этапа.
Первый этап – это макроэкономическая стабилизация и либерализация экономики. Основное содержание этого этапа – подавление инфляции, устранение наиболее резких дисбалансов в денежно-кредитной сфере и укрепление рубля. В России первый этап начался в январе 1992г с либерализации цен и завершился в 1996-1997гг, когда удалось победить инфляцию, создать основные правовые и организационные институты рыночной экономики и завершить первый (ваучерный) этап приватизации.
Второй этап – это переход к экономическому росту. Первые признаки оживления в нашей стране возникли в первом полугодии 1997г, но они еще слабы и неустойчивы.
Третий этап – это будет этап завершения постсоциалистических реформ, когда сложится современная структура экономики с преобладанием наукоемких производств и информационных услуг, возникнет саморазвивающаяся рыночная система и начнут формироваться институты социального партнерства. Этот этап переходного периода продлится, видимо до конца первого десятилетия XXI в.
Среди многочисленных изменений, происходящих в переходной период, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности.
Их пять:
Исторический путь нашей страны в сочетании с универсальными конечной целью социально-экономическими тенденциями свидетельствует о том, что постсоциалистической трансформации для России является смешанная либерально-регулируемая экономика с сильно выраженными социальными функциями государства.
Сущность административно-
Этот процесс протекает во взаимодействии с формированием рынка. В переходный период рынок не сложился в целостную и эффективную систему, поэтому проведение реформ требует не только участия рыночных институтов, но и организующей силы государства.
Наиболее видимым проявлением изменения роли государства в экономике в первые годы трансформации была экономическая либерализация. Фактически она сводилась к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. Например, государство разрешило всем субъектам рынка устанавливать цены (либерализация цен), покупать и продавать валюту (либерализация валютного рынка) и осуществлять экспортно-импортные операции (либерализация внешней торговли). Всем памятен Указ президента о свободе торговли, который разрешил заниматься торговой деятельностью – от уличной торговли до образования торговых компаний – любым физическим и юридическим лицам.
Воздействие государства на формирование
институциональной среды выража
Корпус рыночного
1)права собственности;
2)контрактные отношения (
3)порядок начала и окончания хозяйственной деятельности;
4)поддержание конкурентной среды.
В переходный период к корпусу рыночного права следует добавить особые экономико-правовые процедуры, регулирующие переход к рынку (например, приватизация).
Информация о работе Модели рыночной экономики и их характеристики