Модели рыночной экономики и их характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

Содержание

Введение …………………………………………………………..3
1. Сущность рыночной экономики………………………………4
2. Шведская модель …………………………………….……….10
3. Польская модель ……………………………………………...16
4. Венгерская модель ……………………………………………22
5. Российская модель…………………………………………….26
Заключение……………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

Совет WSE рассчитывает на резкое увеличение числа котируемых компаний (примерно до 500), оборота (до 50 млрд долл. в год) и капитализации (до 60 млрд долл.). Варшавская фондовая биржа претендует на роль наиболее крупной и значимой в Центральной и Восточной Европе.

В 1994 г. Варшавская биржа  стала полноправным членом Международной федерации фондовых бирж (FIBV).

Внебиржевой рынок — Central Table of Offers (СеTО). Операции начали осуществляться в 1996 г., к середине 1998 г. в СеТО велась торговля акциями более 20 компаний; за день совершается сделок в среднем на сумму от 4 до 6 млн долл.

Национальный депозитарий — National Depositary for Securities (NDS) является центральным депозитарием, клиринговой палатой и расчетным центром по ценным бумагам, допущенным к публичному обращению.

NDS выполняет следующие основные функции:

• расчет остатков на счетах членов;

• осуществление расчетов по сделкам, предоставление в кредит ценных бумаг для завершения расчетов;

• формирование гарантийного фонда для компенсации последствий в случае неплатежа со стороны брокера, взимание платежей в фонд со стороны участников и контроль за поддержанием минимального остатка на их счетах;

• ведение инвестиционных счетов участников;

• уведомление платежных  агентов о дивидендах и корпоративных  событиях;

• через NDS осуществляется сбор доходов (проценты, дивиденды, погашение ценных бумаг);

• при NDS создана Клиринговая палата по деривативам, главной целью которой является организация и эффективное осуществление сделок участников рынка.

Новый закон «О публичном обращении  ценных бумаг» расширил функции NDS. Среди наиболее важных нововведений следует выделить ведение реестра ценных бумаг, не допущенных к публичному обращению и возможность членства в NDS центральным депозитариям иностранных государств.

Прочие участники рынка. Согласно закону «О публичном обращении ценных бумаг», комиссия (PSEC) осуществляет лицензирование следующих видов профессиональных участников рынка:

• юридических лиц, осуществляющих брокерскую деятельность или ведущих инвестиционные счета;

• трастовых и инвестиционных фондов;

• физических лиц-брокеров;

• инвестиционных консультантов.

Раскрытие информации

Основные требования по раскрытию информации установлены  законом «О публичном обращении ценных бумаг» и комплексом подзаконных актов.

В Польше действует компьютерная система «Эмитент», начало существованию которой было положено распоряжением PSEC № 407 от 23.11.95 г. С тех пор система стала широко используемым средством передачи информации в PSEC, Варшавскую фондовую биржу и Польское пресс-агентство. Система «Эмитент» нацелена на обеспечение эмитентов ценных бумаг, торгуемых на открытом рынке, эффективным и безопасным средством передачи информации, требуемым законодательством, в первую очередь законом «О публичном обращении ценных бумаг». Основными участниками системы являются эмитенты, РSЕС, Варшавская фондовая биржа, Central Table of offers (CeTO) (внебиржевой рынок), Польское пресс-агентство (Polish Press Agency). До конца 1998 г. 249 компаний, акции которых торгуются на открытом рынке, выразили свое желание присоединиться к системе «Эмитент», из которых 204 были включены в систему и активно в ней участвуют.

В настоящее время Польша переживает некоторое замедление экономического роста. За 1999 г., по прогнозу Bank Handlowy, прирост ВВП ожидается на уровне 3,7%. Замедление экономического роста вызвано двумя группами факторов:

• внешними факторами: последствиями азиатского и российского валютно-финансовых кризисов, высоким уровнем мировых цен на нефть, высоким уровнем платежей по внешнему долгу в 1999 г. (к середине 1999 г. общий объем внешней задолженности составил 42,7 млрд. долл; 132% годового экспорта);1

• внутренними факторами: проведением крупных структурных преобразований в экономике. В стране реализуется крупномасштабная социальная, в частности пенсионная реформа; в экономике изменяется роль бывших государственных предприятий, участники рынка приспосабливаются к повышению степени открытости экономики. Все это, особенно реформа социальной сферы, требует крупных затрат со стороны государства. В том числе и поэтому одной из наиболее острых проблем польской экономики остается значительное отрицательное сальдо платежного баланса (около 7% ВВП за 1999 г.). Неослабного внимания, несмотря на достигнутые успехи, требует проблема сдерживания инфляции. Отрицательное сальдо торгового баланса в настоящее время покрывается значительным притоком иностранных инвестиций (около 4 млрд долл. за январь — сентябрь 1999 г.); крупной статьей доходов бюджета в ближайшие 2—3 года будут оставаться доходы от приватизации крупных государственных предприятий, что дает некоторый запас прочности для завершения преобразований.

Заметим, что уже на 2000 г. прогноз прироста ВВП составляет 5,2%, что является свидетельством уверенности в успешном ходе проводимых структурных преобразований экономики.

В последние несколько  лет на фоне продолжающегося экономического роста и широкого притока иностранных инвестиций в экономику страны польский рынок демонстрирует впечатляющую динамику развития.

На рынке растет число  и значение институциональных инвесторов: динамично развиваются инвестиционные фонды (возможность их создания впервые предусмотрена законом «Об инвестиционных фондах» от 21 февраля 1998 г.).

Интенсивно растет рынок корпоративных  облигаций. Объем этого рынка на конец 1998 г. оценивается в 1,7 млрд долл., из них около 70% приходится на краткосрочные облигации.1

Важным моментом стало появление  деривативов — фьючерсов и опционов (варрантов) на акции, индекс фондового рынка WIG, индекс инвестиционных фондов NIF, валюты.

Постепенная либерализация движения капитала и предоставление новых видов услуг (осуществляемых в рамках требований ОЭСР и ЕС), оказывают позитивное влияние на фондовый рынок. Предоставление филиалам иностранных инвестиционных фирм возможности оперировать на территории Польши стимулирует процессы повышения конкурентоспособности местных брокерских фирм, что не только повышает качество предоставляемых клиентам услуг, но и подготавливает участников фондового рынка к резкому росту "Конкуренции при вступлении Польши в Европейский союз (после присоединения Польши к ЕС инвестиционные институты этих стран смогут свободно оперировать на польском рынке).

Уже сейчас польским инвесторам разрешено  осуществлять инвестиции на зарубежных рынках, эмитенты имеют право выставлять до 25% эмиссии ценных бумаг для торговли на зарубежных рынках. Тем не менее, даже несмотря на такие либеральные меры, не наблюдается оттока инвесторов и эмитентов на зарубежные рынки, что доказывает высокую степень освоенности польского рынка национальными участниками.

Рынок государственных  ценных бумаг

На рынке долговых инструментов главное место занимают казначейские векселя и казначейские облигации, выпускаемые в бездокументарной форме. На конец 1998 г. номинальная стоимость этих бумаг составила около 22 млрд долл. Уровень доходности этих инструментов примерно соответствует доходности банковских депозитов (за 1999 г. около 12% годовых в национальной валюте)1.

Казначейские векселя (T-bills) выпускаются на период не более одного года. Первичное размещение этого вида ценных бумаг организовано в форме периодических аукционов. Наиболее распространены одногодичные казначейские векселя.

Казначейские облигации выпускаются  на срок 1, 2, 3, 5 и 10 лет. Двух-, пяти- и десятилетние облигации размещаются исключительно на аукционах. Трехгодичные облигации размещаются как частным инвесторам, так и на аукционах. Одногодичные облигации размещаются среди частных инвесторов. Облигации в зависимости от вида могут иметь фиксированную или плавающую доходность.

Вторичным рынком для казначейских векселей является межбанковский рынок. Однако банки могут проводить операции лишь через посредничество брокерских фирм. Казначейские облигации также торгуются на WSE и регулируемом внебиржевом рынке. Наиболее ликвидными инструментами являются казначейские векселя и казначейские облигации с фиксированной процентной ставкой.

В1995 г. был принят закон, разрешающий выпуск муниципальных облигаций. Этой возможностью воспользовались многие муниципальные образования. Одним из крупнейших размещений является единовременное размещение муниципальных облигаций г. Гданьска (около 25 млн долл.).

 

4. Венгерская модель

К настоящему времени Венгрия создала экономику открытого типа, полностью соответствующую нормам международного торгового права. Венгрия является полноправным членом ВТО (с 1995 г.) и ОЭСР (с 1996г.).

Благодаря выгодному географическому положению, глубокой либерализации, квалифицированности сравнительно низко оплачиваемых кадров страна превратилась в привлекательный объект для иностранных инвестиций. Среди всех стран ЦВЕ Венгрия с конца 80-х годов и до сих пор остается самой привлекательной для инвесторов. Половина инвестиций, поступивших в регион, приходится на ее долю. В этой связи Венгрия рассматривается как транснациональными, так и американскими и германскими корпорациями как своего рода плацдарм для закрепления и дальнейшего продвижения на рынки Центральной и Юго-Восточной Европы.

Об интегрированности экономики  Венгрии в экономику ЕС говорит  тот факт, что 73% венгерского экспорта и 64% импорта приходится на рынок Евросоюза. Активное сальдо торгового баланса Венгрии со странами-членами ЕС выросло с 302 млн. долл. в 1998 г. до 1.019 млн. долл. в 1999 г. При этом 43% венгерского экспорта было произведено транснациональными компаниями (которые действуют, главным образом, в т.н. свободных экономических зонах), что на 7% выше показателя 1998 г. В целом же на долю компаний, в которых иностранный капитал присутствует в той или иной степени, приходится сегодня 1/3 ВВП Венгрии, 3/4 общего объема экспорта, на этих предприятиях задействовано до четверти трудоспособного населения страны.1

Последнее время Евросоюз активно  навязывает евро в качестве единицы осуществления международных денежных расчетов в регионе. Под влиянием изменения кросс-курса евро к доллару в 1999 г. Министерство экономики Венгрии стало предоставлять статистические данные по экономическим показателям не только в долларовом исчислении, но и в евро. На сегодняшний день 3/4 своих внешнеторговых операций Венгрия осуществляет в евро. С точки зрения экономики Венгрия совершенно готова к вступлению в ЕС — за последние 10-12 лет произошла глобализация ее экономики, страна практически полностью интегрировала в региональную и мировую экономические системы.

Решающим фактором в трансформации венгерской экономики и начале экономического роста стали прямые иностранные инвестиции (далее в тексте - ПИИ).

Благодаря своему географическому положению, политической стабильности и низкой стоимости рабочей силы, с одной стороны, а с другой — достаточно высокому профессионализму и опыту трудовых ресурсов, Венгрия оказалась очень привлекательной для иностранного инвестора. Но главное — Венгрия стала первой страной в регионе ЦВЕ, которой удалось обеспечить законодательные основы преобразования экономики. Еще в 1988 г. были приняты два принципиальных для стимулирования инвестиционных вливаний закона: об иностранных инвестициях на территории Венгрии и об учреждении хозяйственных ассоциаций.

Общая сумма иностранного капитала, поступившего в Венгрию с 1989 г. по 1998 г., составила 20 млрд. долл. Это более 50% всех иностранных инвестиций, направленных в регион Центральной и Восточной Европы. На одного жителя Венгрии приходится в 2 раза больше инвестиций, чем в Чешской Республике, и в 9 раз больше, чем в Польше.1

По информации Национального Банка Венгрии от 18.02.2000, совокупный объем ПИИ за 1999 г. составил 1,674.8 млн. долл. При этом Германия является вторым, вслед за Нидерландами, крупнейшим источником инвестиций, соответственно — 446 млн. долл. и 492,4 млн. долл. На эти две страны пришлось 56% общего объема ПИИ в Венгрию в 1999 г. 1

США занимают третье место с объемом в 197.1 млн. долл., затем следуют Великобритания (102.3 млн. долл.), Австрия (67.9 млн. долл.), Франция (59.8 млн. долл.). 1

Следует отметить, что около 70% совокупного объема ПИИ в 1999 г., а это 1,169.2 млн. долл., поступило из стран-членов Европейского валютного союза. В целом доля стран-членов ЕС в совокупном объеме ПИИ составила 76%, что соответствует 1,277.8 млн. долл. 1

Рассматривая распределение инвестиций по отраслям, следует отметить, что самая значительная доля от общего числа вложений направлена в промышленный сектор Венгрии, а точнее, в машиностроение, электротехнику, электронику — до 30%. В настоящее время этот сектор дает более 40% всего промышленного производства Венгрии и 60% экспорта в страны ЕС.1

На втором месте по объему находятся инвестиции в предприятия связи, на третьем - вложения в недвижимость. В последнее время растут инвестиции в строительство (в 1999 г. возросли на 88,5%), однако их доля в сумме всех инвестиций в венгерскую экономику составляет только 3%. После экономического кризиса 1998 г. отмечено снижение до 14% инвестиций в финансовый сектор. 1

Важным показателем инвестиционной деятельности считается реинвестирование доходов от капиталовложений в той же стране. В Венгрии с 1998 г. доходы не реинвестируются.

ПИИ могут приходить  в страну в различной форме: это могут быть вклады в строительство нового предприятия, основание совместного предприятия, инвестирование расширения корпоративной сети предприятий или приватизация. Именно приватизация оказала значительное влияние на всю производственную структуру страны, став также источником крупных поступлений в бюджет. За счет притока иностранного капитала правительству Венгрии удается покрывать постоянно существующий дефицит текущих статей платежного баланса. Так, согласно данным ОЭСР, в 1995 г. объем только прямых иностранных инвестиций в Венгрии составил 180% дефицита платежного баланса, в 1996 г. — 118%, в 1997 г. - 213%. По информации Венгерского национального банка, в 1999 г. совокупный объем иностранного капитала, поступившего в страну, соответствовал 2.631 млрд. долл., что в значительной степени превосходит годовой дефицит платежного баланса, который составил 2.076 млрд. долл. 1

Из обшей суммы иностранных  инвестиций около 75% получено государством в форме доходов от приватизации. На сегодняшний день около 40% индустрии Венгрии находится в руках иностранных инвесторов. 1

Анализ структуры иностранных  капиталовложений в Венгрии после 1990 г. показывает, что после транснациональных корпораций (30,26%) самая высокая доля в общем объеме таких вложений принадлежит немецким компаниям (25.48%), что отвечает историческим традициям венгерской экономики. Важную роль играют также американские (13,33%) и французские (8,99%) инвесторы. 1

Информация о работе Модели рыночной экономики и их характеристики