Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:26, курсовая работа
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
Введение …………………………………………………………..3
1. Сущность рыночной экономики………………………………4
2. Шведская модель …………………………………….……….10
3. Польская модель ……………………………………………...16
4. Венгерская модель ……………………………………………22
5. Российская модель…………………………………………….26
Заключение……………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………37
Экономические реформы Швеции в начале 1990-х гг. позволила также провести структурную трансформацию экономики: из-за дерегулирования повысилась конкурентность на внутреннем рынке, снизилась доля традиционных отраслей и повысилась доля наукоемких производств. Выросла степень концентрации совокупного промышленного потенциала: 25 крупных компаний контролируют 80% совокупного промышленного производства в стране. В период 1991-1994гг. несоциалистическое правительство приватизировало ряд государственных компаний. Ускорился рост инновационных процессов.
На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания - “Струра Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.
Успешное функционирование
Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.
В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников (СКФ),автомобилестроение (“Вольво” и “СААБ-Скания”), черная металлургия (“Свенска столь”),электротехника (“Электролюкс”, АББ, “Эрикссон”), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (“Свенска целлюлоза” и др.), самолетостроение (“СААБ-Скания”), фармацевтика (“Астра”, “Фармасиа”), производство специальных сталей (“Сандвик”, “Авеста”).
В Швеции сложился наиболее
мощный финансовый капитал
В финансовую группу “Скандинависка эншильда банкен”, контролирующую до 40% экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40% занятости в промышленности Швеции, входят семейные группы Валленбергов, Юнсонов, Боньеров, Лундбергов, Седербергов. Среди них выделяется семейство Валленбергов, контролирующее компании, биржевая стоимость акций которых превышает 1/3 акционерного капитала всех зарегистрированных на бирже фирм.1
Вторая финансовая
группа - “Свенска хандельсбанкен”
- включает в свой состав кроме
объединения вокруг самого
Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства - видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели - низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.
Экономика Польши вступила в полосу реформирования почти одновременно с нашей страной. Тем не менее Польше удалось достичь существенно лучших результатов: страна является одним из лидеров в Центральной и Восточной Европе. Многие процессы, которые у нас были лишь провозглашены, в Польше уже осуществляются или реализуются в настоящий момент. В Польше на протяжении более пяти лет стабильно улучшаются показатели экономического роста. Одним из важнейших достижений следует считать создание реально действующего фондового рынка, уровень развития которого и выполняемая им роль уже приближаются к западным стандартам.
• Идет интенсивная подготовка к вступлению Польши в Европейский Союз после 2002 г.
• В настоящее время в Польше происходят крупные институциональные изменения — административная реформа, реформа систем здравоохранения и социального обеспечения, начатые в 1999 г. Особое влияние на рынок ценных бумаг окажет реформа системы социального обеспечения. Частные открытые пенсионные фонды, управляемые пенсионными обществами, будут собирать взносы работников и инвестировать их на рынке капиталов. Эти институциональные инвесторы получат в распоряжение огромные средства, инвестирование которых на польском фондовом рынке окажет на него существенное влияние.
• Польская Комиссия по рынку ценных бумаг и биржам (PSEC) завершила работу над постановлением, позволяющим осуществлять «короткую» продажу ценных бумаг (short selling), состоящих в листинге Варшавской фондовой биржи WSE (планируется введение с начала 2000 г.).
• Предложены обширные изменения и дополнения к закону «Об облигациях». Получено одобрение правительства, идет обсуждение в Сейме. Новый вариант закона предусматривает введение новых типов облигаций и более гибкие процедуры их выпуска.
• PSEC готовит изменения к закону «О торговле крупными пакетами акций». Изменения направлены, главным образом, на защиту прав меньшинства акционеров при поглощениях и на обеспечение должного проведения предложений о поглощении.
• «Закон о товарных биржах» подготовлен к рассмотрению Парламентом. Данный закон должен создать адекватный механизм по торговле товарными инструментами, что особенно важно для сельского хозяйства.
• Подготовлены и одобрены правительством поправки к закону «О бухгалтерском учете». Эти поправки представляют собой важный шаг на пути приближения польской системы бухгалтерского учета к международным стандартам бухгалтерского учета.
• Экономический комитет Совета министров обсуждает закон «О предотвращении проникновения "грязных" денег в финансовую систему Польши».
Процесс политического и экономического реформирования начался в Польше в 1989 г. Благодаря грамотной стратегии реформ, учету местных условий и решительному осуществлению процессов реформирования после непродолжительного этапа «шоковой терапии» стране удалось выйти на путь устойчивого экономического роста (таблица 3.).
Следует особо отметить роль государства в процессе экономического реформирования. Правительству Польши в ходе преобразований удалось сохранить контроль над ситуацией, избежать хаоса и разграбления национального богатства. Своими экономическими успехами Польша во многом обязана тому, что руководство страны смогло найти удачное соотношение между государственным регулированием и контролем и либерализацией экономики.
Процесс приватизации
Ключевым моментом реформирования экономики был процесс приватизации.
Приватизация реализовывалась тремя методами (таблица 4.):
1. Прямая приватизация
осуществляется
• продажу предприятия;
• слияния с другими
• лизинг предприятия работниками.
2. Косвенная приватизация
осуществляется после коммерциа
3. Метод ликвидации применяется к убыточным предприятиям (по результатам текущей деятельности).
Следует особо отметить
Процесс приватизации
Организация рынка
Центральным специализированным органом государственного регулирования рынка ценных бумаг в Польше является Комиссия по рынку ценных бумаг и биржам (PSEC), созданная в соответствии с законом «О публичном обращении ценных бумаг» и трастовых фондах от 22 марта 1991 г.
Организационная структура PSEC включает в себя:
• департамент корпоративных
• правовой департамент;
• департамент брокерских фирм;
• департамент инвестиционных фондов;
• департамент надзора;
• департамент генерального директора;
• административный департамент;
• секретариат.
Согласно Конституции председатель PSEC не имеет права издавать обязательные для исполнения всеми участниками рынка постановления, он лишь обращается к соответствующим государственным органам для принятия нормативных документов по рынку ценных бумаг. В этих целях комиссия подготавливает проект постановления для Совета министров и для министра финансов.
Варшавская фондовая биржа (WSE) создана 16 апреля 1991 г. в качестве единственной фондовой биржи страны. Является акционерным обществом, большинство акций которого принадлежит Государственному казначейству, имеет статус саморегулируемой организации (СРО).
Требования к осуществлению операций, правила листинга устанавливаются PSEC. Торговля осуществляется в безбумажной форме через лицензированных биржевых брокеров. Основной формой торговли является система фиксированных котировок, для наиболее ликвидных акций применяется также система непрерывной торговли, ведется и торговля пакетами акций (вне торговых сессий). Расчеты проводятся через Национальный депозитарий (NDS).
До конца 1995 г. доходы инвесторов на WSE не облагались налогами. В 1999 г. индивидуальные инвесторы по-прежнему не облагаются налогом от операций с капиталом, равно как и граждане стран, с которыми Польша имеет соглашения об избежании двойного налогообложения (большинство европейских стран, в том числе Россия, и промышленно развитые страны остального мира).
Юридические лица теперь облагаются налогом по ставке 40%, дивиденды — по ставке 20%, налоги с транзакций не взимаются.1
Идет сотрудничество с Парижской фондовой биржей по приведению технологии торговли к мировым стандартам.
На 1999 г. планировалось окончание работ по переходу WSE с системы фиксированных котировок на систему непрерывных котировок. В начале 1996 г. система непрерывных котировок начала применяться к 5 наиболее широко торгуемым акциям (Bank Inicjatyw Gospodarczych, Bank Przemysowo — Handlowy, the Dbica tyre company, Elektrim, Rolimpex). Сейчас в систему включено 76 компаний.
Предусматривается допуск к торговле новых финансовых инструментов — корпоративных и муниципальных облигаций. Есть предложения по торговле опционами, однако это потребует предварительного внедрения и отладки системы непрерывных котировок, планируется развитие операций с деривативами.
Информация о работе Модели рыночной экономики и их характеристики