Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:23, курсовая работа
Проблема соотношения монополии и конкуренции всегда занимала важное место в экономической теории и привлекала внимание исследователей, начиная с классиков экономической мысли. Заслуга теоретического обоснования рассматриваемой проблемы принадлежит еще А. Смиту, который выделил исходные условия существования конкуренции, вместе с тем противопоставил конкуренцию и монополию. Формированию неоклассической концепции конкуренции и монополии, как противоположных рыночных структур способствовали исследования А.Курно, Л.Вальраса, А.Маршалла и др. Дальнейшее развитие анализ процессов монополии и конкуренции получил в работах Дж.Робинсона, П.Сраффа, Э.Чемберлина, И.Шумпетера и ряда других ученых, которые исследовали механизм рыночного функционирования монополий, их негативные и позитивные последствия для общества, динамические аспекты и эффективность монополий по сравнению с конкурентными рынками. Фундаментальные исследования проблем конкуренции и монополии, их диалектического единства и соотношения в рамках капиталистического способа производства представлены также в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Особый взгляд на проблему конкуренции и конкурентной политики нашел отражение в работах представителей неолиберального (Ф.Хайек, В.Ойкен, Л.Эрхард) и институционального (Дж.Гэлбрейт, Ф.Перру) направлений экономической мысли.
Вести работу в этом направлении антимонопольным органам России придется еще долго, пока они найдут наиболее действенные именно для нашей страны способы поддержки конкуренции и ограничения монополистических проявлений. Ведь первые попытки регулирования деятельности монополий, предпринятые в нашей стране в 1992—1993 гг., особого успеха не принесли. Стало ясно, что особая структура российского хозяйства, о которой мы говорили выше, снижает действенность методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономическими системами рыночного типа.
«Монополист» — слово в нашей стране почти ругательное. «Естественная монополия» — это сочетание звучит мягче, но все равно способно вызвать нелестные комментарии. Однако бизнес не приемлет эмоций. Здесь все определяется экономической целесообразностью.
АК «Алроса» — уникальная компания по многим параметрам. Ее отличает от других уже то, что задумывалась она в новой, рыночной, ипостаси еще до начала массовой приватизации в России и создавалась в штучном порядке, указом президента РФ в 1992 году. При этом учитывалось, что существовавшая тогда структура управления не позволяла наладить нормальные рыночные отношения с зарубежными партнерами. «Алроса» изначально создавалась с учетом опыта, а в некоторых направлениях — по образу и подобию ведущих мировых компаний, в том числе и «Де Бирс».
В ее состав вошли горно-обогатительные
комбинаты, геологические предприятия,
научно-исследовательские и
Таким образом, «Алроса» преобразовалась в современную промышленно-финансовую диверсифицированную группу предприятий, доходы которой с учетом внутреннего оборота составляют более 2 млрд долларов.
Структура собственности «Алроса» тоже в некотором роде уникальна, так как компания создавалась в период «парадов суверенитетов», на ее примере определялась формула согласования интересов центра и региона и отрабатывалась модель управления отраслью, имеющей стратегическое значение для всей России. Таким образом, у компании появилось два крупных собственника — Российская Федерация и Республика Саха (Якутия), они имеют по 32% акций; 23% акций было передано трудовому коллективу, остальными владеют Фонд социальных гарантий военнослужащих при правительстве РФ и администрации 8 районов (улусов) алмазной провинции Якутии.
Сегодня АК «Алроса» — крупнейшая российская компания и один из мировых лидеров по добыче и продаже необработанных алмазов. На ее долю приходится более 98% российского алмазного рынка и около четверти мирового производства.
Одним из важнейших направлений деятельности компании всегда была и остается социальная политика.
Средняя зарплата в АК «Алроса» — 12 тыс. рублей в месяц. Горняки получают 20 тыс., строители — 15−18 тыс. В компании создан свой пенсионный фонд «Алмазная осень», и если человек проработал более пятнадцати лет, то помимо государственной он получает и так называемую алмазную пенсию, более высокую. В прошлом году на эту программу было потрачено 75 млн рублей. 13600 человек прошли обследование и лечение, отдохнули в санаториях и профилакториях, более 4000 детей побывали летом в лагерях курортного типа. На работу в «Алроса» устроиться трудно, и люди ни при каких обстоятельствах не хотят уходить из компании. Были примеры, когда пострадавшие от наводнения работники компании отказывались от переселения в города европейской части страны. Они не хотели терять хорошую и стабильную работу.
АК «Алроса» большое внимание уделяет региональной политике, ее социальному наполнению. Для школ Республики Саха (Якутия) компания приобрела компьютеров на 60 млн рублей. Для сельскохозяйственных предприятий закупила мини-тракторов на 30 млн рублей, построила две модульные школы. Для УВД Республики Саха (Якутия) было закуплено и передано различного оборудования и технических средств на 46 млн рублей и на 10 млн рублей произведено строительных и ремонтных работ.
С деятельностью «Алроса»
теснейшим образом связано
В последнее время руководство АК «Алроса» не раз заявляло, что стремится не ограничиваться только добычей и огранкой алмазов, а потому намерено развивать собственное производство ювелирных изделий с бриллиантами и участвовать в их реализации. При такой схеме выигрывает не только акционерная компания — новый импульс получают отечественные гранильная и ювелирная промышленность, сокращается расстояние между производителем и поставщиком сырья, что в итоге благоприятно отражается на цене готового изделия.
С помощью «Алроса» создана якутская гранильная промышленность. По итогам прошлого года предприятие «Туймаада даймонд» обработало алмазов почти на 100 млн долларов, в этом году оно надеется получить продукции уже на 150 млн. Расширяет свою производственную деятельность предприятие «Бриллианты Алроса» — структурное подразделение компании.
Компания работает на долгосрочной основе с заводом «Кристалл» в Смоленске, оказывает поддержку в восстановлении производственных мощностей барнаульскому «Кристаллу». В рамках конверсии создаются гранильные производства в Северодвинске, Санкт-Петербурге и Гагарине. Получает свое развитие проект «Алмазный двор». Если удастся добиться его самоокупаемости, аналогичные центры могут появиться и в других крупных городах.
У АК «Алроса» масштабные планы, их можно реализовать, если все добываемые камни найдут сбыт. Ситуация на алмазном рынке складывается вполне благополучная: прогностические оценки на пятнадцать и пятьдесят лет не предрекают мировому АБК серьезных потрясений. Считается, что в предстоящие десять лет прогнозируемый объем добычи алмазов будет реализоваться на рынке полностью.
Таким образом, можем утверждать, что акционерная компания «Алроса» — отечественный алмазный монополист — сегодня выгодна государству именно в таком качестве, а не в каком-то ином.
В самом общем виде
рынок – это система
Также хотелось бы отметить большую важность вопроса о монополиях, особенно для России в сегодняшний переходный период. Перед Российским государством только сейчас встает задача, которую многие развитые страны до сих пор не могут решить эффективно. С одной стороны, нам проще, потому что можно заимствовать огромный опыт, связанный с регулированием деятельности монополий, который накопился за многие десятилетия в этих странах. С другой стороны, нельзя не учитывать специфику формирования и развития российских корпораций. Поэтому, как мне кажется, нашему парламенту необходимо незамедлительно разработать и принять ряд важных законов, чтобы не допустить нежелательной концентрации монопольной власти в руках небольшого числа фирм. Ведь уже сегодня рынки многих товаров фактически монополизированы, либо на них действуют 2-3 компании, которым никто не мешает сговариваться, распределять сферы влияния, диктовать цены. За примерами не надо далеко ходить, эти компании можно назвать, причем существуют как местные новосибирские монополисты (например, корпорация “Транс-Блок” является единственным крупным поставщиком и продавцом бензина и других нефтепродуктов), так и действующие в рамках всей страны.
Конкуренцию российским компаниям составляют мощнейшие зарубежные ТНК, но для защиты российского бизнеса принимаются различные меры, в том числе и законодательные (например, недавно повысили пошлины на ввозимую аудио- видеотехнику, ограничили поставку спиртных напитков). По-моему, тут важно не переусердствовать, так как в таких случаях иногда рынок захватывается одной крупной российской фирмой, и конкуренция государством не стимулируется. Осторожно также следует обращаться с лицензированием и выдачей патентов. Все это требует принятия эффективных законов и разумных действий со стороны государства.
В ходе данной курсовой были решены такие задачи, как:
- раскрытие понятия «конкуренция», «несовершенная конкуренция», «монополия»;
- изучение основных теоретических подходов к пониманию экономической сущности рынков совершенной и несовершенной конкуренции;
- выявление проблемы ценообразования и максимизации прибыли в условиях чистой монополии;
- анализ действий рынков несовершенной конкуренции в современных российских условиях.
Основные выводы:
1. Рыночная власть
в общем виде заключается в
способности продавцов или
2. Рыночная власть существует в двух формах. Когда продавцы назначают цену, которая выше предельных издержек, мы говорим, что они обладают монопольной властью, и мы определяем монопольную власть той величиной, на которую цена превышает предельные издержки. Когда покупатели могут получить цену, которая ниже их предельной оценки товара, мы говорим, что они обладают монопсонической властью, а ее размер определяем величиной, на которую предельная оценка превышает цену.
3. Частично монопольная
власть определяется
4. Рыночная власть может накладывать издержки на общество. Как власть монополии, так и власть монопсонии могут быть причиной того, что производство находится ниже конкурентного уровня и поэтому потребительский излишек и излишек производителя могут иметь полные чистые убытки.
5. Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание – есть экономический закон рыночного хозяйства. Конкуренция воздействует на рынок как внутренний регулятор.
6. В целом, государство полагается на антитрестовское законодательство, чтобы помешать фирмам заполучить избыточную рыночную власть. Для этого также используется прямое и косвенное регулирование цен.
Информация о работе Модели рынка: соотношение конкуренции и власти