Модели рынка: соотношение конкуренции и власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Проблема соотношения монополии и конкуренции всегда занимала важное место в экономической теории и привлекала внимание исследователей, начиная с классиков экономической мысли. Заслуга теоретического обоснования рассматриваемой проблемы принадлежит еще А. Смиту, который выделил исходные условия существования конкуренции, вместе с тем противопоставил конкуренцию и монополию. Формированию неоклассической концепции конкуренции и монополии, как противоположных рыночных структур способствовали исследования А.Курно, Л.Вальраса, А.Маршалла и др. Дальнейшее развитие анализ процессов монополии и конкуренции получил в работах Дж.Робинсона, П.Сраффа, Э.Чемберлина, И.Шумпетера и ряда других ученых, которые исследовали механизм рыночного функционирования монополий, их негативные и позитивные последствия для общества, динамические аспекты и эффективность монополий по сравнению с конкурентными рынками. Фундаментальные исследования проблем конкуренции и монополии, их диалектического единства и соотношения в рамках капиталистического способа производства представлены также в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Особый взгляд на проблему конкуренции и конкурентной политики нашел отражение в работах представителей неолиберального (Ф.Хайек, В.Ойкен, Л.Эрхард) и институционального (Дж.Гэлбрейт, Ф.Перру) направлений экономической мысли.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Эконом теория.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

Вести работу в этом направлении  антимонопольным органам России придется еще долго, пока они найдут наиболее действенные именно для нашей страны способы поддержки конкуренции и ограничения монополистических проявлений. Ведь первые попытки регулирования деятельности монополий, предпринятые в нашей стране в 1992—1993 гг., особого успеха не принесли. Стало ясно, что особая структура российского хозяйства, о которой мы говорили выше, снижает действенность методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономическими системами рыночного типа.

 

2.4 Влияние монополии на экономику Республики Саха (Якутия) на примере АК «Алроса»

«Монополист» — слово в нашей стране почти ругательное. «Естественная монополия» — это сочетание звучит мягче, но все равно способно вызвать нелестные комментарии. Однако бизнес не приемлет эмоций. Здесь все определяется экономической целесообразностью.

АК «Алроса» — уникальная компания по многим параметрам. Ее отличает от других уже то, что задумывалась она в новой, рыночной, ипостаси еще  до начала массовой приватизации в  России и создавалась в штучном порядке, указом президента РФ в 1992 году. При этом учитывалось, что существовавшая тогда структура управления не позволяла наладить нормальные рыночные отношения с зарубежными партнерами. «Алроса» изначально создавалась с учетом опыта, а в некоторых направлениях — по образу и подобию ведущих мировых компаний, в том числе и «Де Бирс».

В ее состав вошли горно-обогатительные комбинаты, геологические предприятия, научно-исследовательские и проектные  институты, а также сбытовые, транспортные и строительные организации. У «Алроса» появились своя авиация и свое речное пароходство, свой газопровод и своя нефтедобыча, своя система подготовки кадров и свое здравоохранение. В целом акционерное общество объединило предприятия десяти различных отраслей, деятельность которых подчинена главной цели — добывать и сбывать алмазы. В рамках основной деятельности АК «Алроса» создала ряд дочерних акционерных обществ, стала акционером уже существующих коммерческих структур. В настоящее время компания участвует в той или иной форме почти в ста коммерческих структурах.

Таким образом, «Алроса» преобразовалась в современную промышленно-финансовую диверсифицированную группу предприятий, доходы которой с учетом внутреннего оборота составляют более 2 млрд долларов.

Структура собственности  «Алроса» тоже в некотором роде уникальна, так как компания создавалась  в период «парадов суверенитетов», на ее примере определялась формула  согласования интересов центра и  региона и отрабатывалась модель управления отраслью, имеющей стратегическое значение для всей России. Таким образом, у компании появилось два крупных собственника — Российская Федерация и Республика Саха (Якутия), они имеют по 32% акций; 23% акций было передано трудовому коллективу, остальными владеют Фонд социальных гарантий военнослужащих при правительстве РФ и администрации 8 районов (улусов) алмазной провинции Якутии.

Сегодня АК «Алроса» —  крупнейшая российская компания и один из мировых лидеров по добыче и  продаже необработанных алмазов. На ее долю приходится более 98% российского алмазного рынка и около четверти мирового производства.

Одним из важнейших направлений  деятельности компании всегда была и  остается социальная политика.

Средняя зарплата в АК «Алроса» — 12 тыс. рублей в месяц. Горняки  получают 20 тыс., строители — 15−18 тыс. В компании создан свой пенсионный фонд «Алмазная осень», и если человек проработал более пятнадцати лет, то помимо государственной он получает и так называемую алмазную пенсию, более высокую. В прошлом году на эту программу было потрачено 75 млн рублей. 13600 человек прошли обследование и лечение, отдохнули в санаториях и профилакториях, более 4000 детей побывали летом в лагерях курортного типа. На работу в «Алроса» устроиться трудно, и люди ни при каких обстоятельствах не хотят уходить из компании. Были примеры, когда пострадавшие от наводнения работники компании отказывались от переселения в города европейской части страны. Они не хотели терять хорошую и стабильную работу.

АК «Алроса» большое  внимание уделяет региональной политике, ее социальному наполнению. Для школ Республики Саха (Якутия) компания приобрела компьютеров на 60 млн рублей. Для сельскохозяйственных предприятий закупила мини-тракторов на 30 млн рублей, построила две модульные школы. Для УВД Республики Саха (Якутия) было закуплено и передано различного оборудования и технических средств на 46 млн рублей и на 10 млн рублей произведено строительных и ремонтных работ.

С деятельностью «Алроса» теснейшим образом связано решение  проблемы занятости в Республике Саха (Якутия): ежегодно от 150 до 200 молодых специалистов приходят в компанию. В большинстве своем это выпускники Якутского государственного университета, в котором сейчас обучаются около 100 стипендиатов «Алроса». С 2001 года компания финансирует обучение якутских студентов в Горной академии Санкт-Петербурга. Компания смотрит в завтрашний день и готовит необходимые плацдармы на всех направлениях.

В последнее время  руководство АК «Алроса» не раз заявляло, что стремится не ограничиваться только добычей и огранкой алмазов, а потому намерено развивать собственное производство ювелирных изделий с бриллиантами и участвовать в их реализации. При такой схеме выигрывает не только акционерная компания — новый импульс получают отечественные гранильная и ювелирная промышленность, сокращается расстояние между производителем и поставщиком сырья, что в итоге благоприятно отражается на цене готового изделия.

С помощью «Алроса» создана  якутская гранильная промышленность. По итогам прошлого года предприятие  «Туймаада даймонд» обработало алмазов почти на 100 млн долларов, в этом году оно надеется получить продукции уже на 150 млн. Расширяет свою производственную деятельность предприятие «Бриллианты Алроса» — структурное подразделение компании.

Компания работает на долгосрочной основе с заводом «Кристалл» в Смоленске, оказывает поддержку в восстановлении производственных мощностей барнаульскому «Кристаллу». В рамках конверсии создаются гранильные производства в Северодвинске, Санкт-Петербурге и Гагарине. Получает свое развитие проект «Алмазный двор». Если удастся добиться его самоокупаемости, аналогичные центры могут появиться и в других крупных городах.

У АК «Алроса» масштабные планы, их можно реализовать, если все  добываемые камни найдут сбыт. Ситуация на алмазном рынке складывается вполне благополучная: прогностические оценки на пятнадцать и пятьдесят лет не предрекают мировому АБК серьезных потрясений. Считается, что в предстоящие десять лет прогнозируемый объем добычи алмазов будет реализоваться на рынке полностью.

Таким образом, можем утверждать, что акционерная компания «Алроса» — отечественный алмазный монополист — сегодня выгодна государству именно в таком качестве, а не в каком-то ином.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В самом общем виде рынок – это система экономических  отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления. Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок – это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Рынок – это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Также хотелось бы отметить большую важность вопроса о монополиях, особенно для России в сегодняшний переходный период. Перед Российским государством только сейчас встает задача, которую многие развитые страны до сих пор не могут решить эффективно. С одной стороны, нам проще, потому что можно заимствовать огромный опыт, связанный с регулированием деятельности монополий, который накопился за многие десятилетия в этих странах. С другой стороны, нельзя не учитывать специфику формирования и развития российских корпораций. Поэтому, как мне кажется, нашему парламенту необходимо незамедлительно разработать и принять ряд важных законов, чтобы не допустить нежелательной концентрации монопольной власти в руках небольшого числа фирм. Ведь уже сегодня рынки многих товаров фактически монополизированы, либо на них действуют 2-3 компании, которым никто не мешает сговариваться, распределять сферы влияния, диктовать цены. За примерами не надо далеко ходить, эти компании можно назвать, причем существуют как местные новосибирские монополисты (например, корпорация “Транс-Блок” является единственным крупным поставщиком и продавцом бензина и других нефтепродуктов), так и действующие в рамках всей страны.

Конкуренцию российским компаниям составляют мощнейшие зарубежные ТНК, но для защиты российского бизнеса принимаются различные меры, в том числе и законодательные (например, недавно повысили пошлины на ввозимую аудио- видеотехнику, ограничили поставку спиртных напитков). По-моему, тут важно не переусердствовать, так как в таких случаях иногда рынок захватывается одной крупной российской фирмой, и конкуренция государством не стимулируется. Осторожно также следует обращаться с лицензированием и выдачей патентов. Все это требует принятия эффективных законов и разумных действий со стороны государства.

В ходе данной курсовой были решены такие задачи, как:

- раскрытие понятия «конкуренция», «несовершенная конкуренция», «монополия»;

- изучение основных  теоретических подходов к пониманию экономической сущности рынков совершенной и несовершенной конкуренции;

- выявление проблемы ценообразования и максимизации прибыли в условиях чистой монополии;

- анализ действий рынков несовершенной конкуренции в современных российских условиях.

Основные выводы:

1. Рыночная власть  в общем виде заключается в  способности продавцов или покупателей  воздействовать на цену товара.

2. Рыночная власть  существует в двух формах. Когда  продавцы назначают цену, которая  выше предельных издержек, мы говорим, что они обладают монопольной властью, и мы определяем монопольную власть той величиной, на которую цена превышает предельные издержки. Когда покупатели могут получить цену, которая ниже их предельной оценки товара, мы говорим, что они обладают монопсонической властью, а ее размер определяем величиной, на которую предельная оценка превышает цену.

3. Частично монопольная  власть определяется количеством  фирм, конкурирующих на рынке. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью фирма обладает. Когда на рынке действуют несколько фирм, монопольная власть зависит также от того, как взаимодействуют фирмы. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.

4. Рыночная власть может накладывать издержки на общество. Как власть монополии, так и власть монопсонии могут быть причиной того, что производство находится ниже конкурентного уровня и поэтому потребительский излишек и излишек производителя могут иметь полные чистые убытки.

5. Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание – есть экономический закон рыночного хозяйства. Конкуренция воздействует на рынок как внутренний регулятор.

6. В целом, государство полагается на антитрестовское законодательство, чтобы помешать фирмам заполучить избыточную рыночную власть. Для этого также используется прямое и косвенное регулирование цен.

 

Список использованной литературы

 

  1. Афанасьева Ю. Инновационное развитие: новая концепция монополии и конкуренции//МЭМО. 2005, №2.
  2. Голиченко О.Г. Экономическое развитие в условиях несовершенной конкуренции: Подходы к многоуровневому моделированию. - М.: Наука, 1999. - 191 с.
  3. Гурков И. Конкурентоспособность и инновационность российских промышленных предприятий//Вопросы экономики. 2005, №2.
  4. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство/Пер. с англ. – М., 2001.- 548 с.
  5. Кузнецов А. Электронные рынки и конкуренция//Вопросы экономики. 2004, №2.
  6. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику.- М: МП ТПО “Квадрат”, - 1991. – 206 c.
  7. Мазуров М. Доля рынка – стратегический показатель компании // Экономист. 2002, №10.
  8. Малахов С. Некоторые аспекты теории несовершенного конкурентного равновесия. // Вопросы экономики. 1996, № 10.
  9. Нордхаус В., Самуэльсон П. Экономика. 16-е изд. Пер с англ. – М.: «Вильямс», 2000.- 490 c.
  10. Приленский М. Рынок и конкуренция//ЭКО. 1996, №9.
  11. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. М., 2000.- 529 c.
  12. Рузавин И.Г. Монополии и несовершенная конкуренция. Курс рыночной экономики, М., 1994 г., 450с.
  13. Рынок и антимонопольное регулирование. А. И. Колесов, Е. В. Исаенко,      А. В. Исаенко. Белгород, 1999 г. 139 – 140 с.
  14. Радаев В. Изменения конкурентной ситуации на российских рынках//Вопросы экономики. 2003, №7.
  15. Розанова Н. Поддержка конкуренции и промышленная политика//МЭМО. 2005, №2.
  16. Самуэльсон П.Э. Монополистическая конкуренция - революция в теории: (Пер. И.В.Попович) // Вехи экономической мысли. - СПб.: Экон. школа, 1999. – 370с.
  17. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 3-х т. Пер. с англ. – СПб, 2000.-459с.
  18. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса. – М.: Проспект,2002.- 457с.
  19. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции/Пер. с англ. – М.: Экономика, 1996. – 679c.
  20. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика.– М.:ЮНИТИ, 1998.-350 c.
  21. http://www.libertarium.ru (Коллекция текстов российских ученых по проблемам экономической теории и экономической политики, а также переводы статей и книг известных западных экономистов)
  22. http://www.gks.ru (Госкомстат России)

Информация о работе Модели рынка: соотношение конкуренции и власти