Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:23, курсовая работа
Проблема соотношения монополии и конкуренции всегда занимала важное место в экономической теории и привлекала внимание исследователей, начиная с классиков экономической мысли. Заслуга теоретического обоснования рассматриваемой проблемы принадлежит еще А. Смиту, который выделил исходные условия существования конкуренции, вместе с тем противопоставил конкуренцию и монополию. Формированию неоклассической концепции конкуренции и монополии, как противоположных рыночных структур способствовали исследования А.Курно, Л.Вальраса, А.Маршалла и др. Дальнейшее развитие анализ процессов монополии и конкуренции получил в работах Дж.Робинсона, П.Сраффа, Э.Чемберлина, И.Шумпетера и ряда других ученых, которые исследовали механизм рыночного функционирования монополий, их негативные и позитивные последствия для общества, динамические аспекты и эффективность монополий по сравнению с конкурентными рынками. Фундаментальные исследования проблем конкуренции и монополии, их диалектического единства и соотношения в рамках капиталистического способа производства представлены также в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Особый взгляд на проблему конкуренции и конкурентной политики нашел отражение в работах представителей неолиберального (Ф.Хайек, В.Ойкен, Л.Эрхард) и институционального (Дж.Гэлбрейт, Ф.Перру) направлений экономической мысли.
Конкуренция - это сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие ’’нормальной’’ конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления ’’перекосов’’ и больших диспропорций в его развитии. К примеру, ’’дефицитный рынок’’ ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий ’’дефицитный рынок’’ можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок- порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.[20, c.151]
КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА ЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОЦВЕТАНИЕ И ВЫЖИВАНИЕ - ЕСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЗАКОН РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА. КОНКУРЕНЦИЯ ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА РЫНОК, КАК ВНУТРЕННИЙ РЕГУЛЯТОР.[10, c.8-9]
Большинство реально функционирующих рынков отличаются от идеальной модели совершенной конкуренции. Отдельные производители или их объединения в состоянии воздействовать на условия продажи, в частности на цены. Поэтому все рынки несовершенной конкуренции называются «рынками делателей цен». Основным отличием их выступает степень монополизации.
На рынке монополистической конкуренции в значительной степени
соблюдается принцип разнообразия товаров, производимых разными фирмами. Если эти товары способны к взаимозаменяемости, удовлетворению одних и тех же потребностей, то рыночная конкуренция возникает и в условиях ограниченного количества продавцов (производителей) и как бы переходит в конкуренцию между товарами, продуктами.
В наиболее общем виде
монополистическая конкуренция
В условиях монополистической конкуренции с дифференциацией продукта рычагом конкуренции становятся не только цены, но в той же степени и качество товара, предполагающее различие между одними и теми же товарами.
На рынке монополистической конкуренции представлены, например, одежда, которая различается материалом, стилем, качеством работы; услуги торговли, связанные с продажей продукта в кредит, упаковкой, льготами постоянным покупателям. Продукты могут быть дифференцированы на основе размещения и доступности, примером тому мини-маркеты у станций метро и супермаркеты вдали от него. Соответственно на рынках монополистической конкуренции с дифференциацией товара разными считаются не только товары, отличающиеся по виду и назначению, но и качеством, рекламированием, организацией торговли, способами привлечения к ним покупателей.
Одним из преимуществ дифференцированности продукта является то, что, несмотря на наличие, относительно большого числа фирм, производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами в силу того, что покупатели и продавцы не связаны стихийно, а покупатели своими предпочтениями определяют необходимость и цену той иной продукции. Таким образом, конкуренция основана не только на цене, но и на ценовых факторах, давая возможность говорить о большем размахе неценовой конкуренции.[20, c.173]
Наиболее типичен для современной рыночной экономики
олигополистический рынок. Такой рынок обычно представлен несколькими относительно крупными и близкими по масштабу продаж и степени влияния участниками. Главный определяющий признак олигополии – немногочисленность, ограниченное число господствующих на рынке продавцов (производителей).
Рыночная дуополия есть частный случай олигополии, при котором
количество фирм-продавцов (производителей), представленных на рынке, сокращается до двух. Выделение этой категории в особый тип обусловлено тем, что в данном случае каждой фирме принадлежит весьма значительная доля рынка, по этому она приобретает уже не частичный, а полуограниченный контроль над рынком (продажами, ценами), что приближает дуополию к чистой, полной монополии.
Наибольшей монополизации рынок достигает в условиях абсолютной или чистой монополии, являющейся полярной противоположностью совершенной конкуренции. Абсолютно монополизированный рынок характеризуется следующими признаками:
1. Товар на
рынке продает единственный
2. Товар уникален в том смысле, что не имеет близких заменителей.
3. Продавец торгует только своим товаром .
4. Продавец диктует цену рынку в силу полного контроля над ним.
5. Вступление в отрасль заблокировано.[19, c.518-519]
Такой рынок по аналогии с идеальными конкурентными представляет абстракцию и практически в жизни не встречается, но он вполне может рассматриваться как модель, к которой приближаются высокомонополизированные рынки.
На практике наиболее близки к модели рынка чистой монополии так называемые естественные монополии. Они складываются в тех сферах, где конкуренция затруднительна или вообще неприменима, так как продукт может быть произведен только одной фирмой. К таким естественным монополиям относится большинство предприятий общественного, коммунального обслуживания, предоставляющих населению газ, электричество, тепловую энергию, предприятия водоснабжения, кабельное телевидение, средства транспорта. Почти все рынки подобных товаров и услуг подлежат государственному регулированию.[1, c.5]
Основное различие между рынком совершенной конкуренции и рынком несовершенной конкуренции состоит в том, что на первом фирмы не обладают рыночной (монопольной) властью, а на втором – обладают. Монопольная власть означает способность фирмы влиять на цену своей продукции, т.е. устанавливать её по своему усмотрению. Фирмы, обладающие монопольной властью называются ценопроизводителями (в другом переводе – ценоискателями). Фирмы, работающие на совершенно конкурентном рынке, напротив, могут быть охарактеризованы как ценополучатели, так как они принимают рыночную цену как заданную извне, самим рынком, и находящуюся вне их контроля, следовательно, эти фирмы не обладают монопольной властью.[12, c.109]
Такие рынки, как монополия, монополистическая конкуренция и олигополия – это рынки с несовершенной конкуренцией, и, значит, фирмы, функционирующие на них, имеют монопольную власть, хотя и по разным причинам.
Итак, фирма обладает рыночной властью, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продать. Последнее означает, что кривая спроса на продукцию такой фирмы не может быть горизонтальной линией, а должна иметь отрицательный наклон, как показано на рис.1. Как только цена становится функцией от количества продаваемой продукции, предельная выручка будет меньше цены при любом положительном объёме выпуска. Поэтому условие максимизации прибыли для любой фирмы, будет точно таким же, как и у чистого монополиста: максимизирующий прибыль объём выпуска достигается, когда предельная выручка равна предельным издержкам.
Отсюда мы получаем чрезвычайно важный вывод: фирма обладает монопольной властью, если цена, по которой она продаёт оптимальное количество продукции, превышает предельные издержки производства этого количества продукции. Конечно, монопольная власть фирмы, работающей в условиях монополистической конкуренции или на рынке олигополии, меньше, чем рыночная власть чистого монополиста, но она всё же существует.[12, c.58-61]
Если монополия получает право на реализацию товаров, то она стремится как можно больше продать товаров и получить при этом максимальное количество прибыли. Однако продажа каждой дополнительной единицы товара по мере удовлетворения спроса приносит все меньше и меньше дохода. Для того, чтобы продать эту дополнительную единицу, необходимо понизить цену, так как покупательная способность рынка имеет ограниченные возможности. При этом монополия будет продавать товары не по самой высокой цене, а по такой, которая обеспечивает оптимальное сочетание объема продажи и цены за единицу изделия и получение наивысшего общего объема прибыли.
В связи с этим возникают два вопроса. Во-первых, как мы можем измерить монопольную власть, чтобы можно было сравнить одну фирму с другой с этой точки зрения? Во-вторых, каковы источники монопольной власти и почему у одних фирм монопольная власть больше, чем у других?
Вспомним важное различие между совершенно конкурентной фирмой и фирмой с монопольной властью: для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам, для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки. Следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, повышает предельные издержки оптимального объёма выпуска.[1, c.5-6]
В частности, мы можем использовать коэффициент превышения цены над предельными издержками. Данный способ определения был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название индекса монопольной власти Лернера:
(1.1) |
| |
(1.2) |
|
Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы и Чем больше тем больше монопольная власть фирмы.
Данный коэффициент монопольной власти может быть также выражен в терминах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма. Была выведена формула монополистического ценообразования:
(1.3) |
|
Данная формула представляет собой универсальное правило ценообразования для любой фирмы с монопольной властью, если учитывать, что является коэффициентом эластичности спроса для отдельной фирмы, а не рыночного спроса.
Определить эластичность спроса для фирмы, чем для рынка, потому что фирма должна принять в расчёт реакцию своих конкурентов на изменение цены. В основном руководитель должен рассчитывать процентное изменение в сбыте продукции фирмы на 1%. Этот расчёт может основываться на математической модели или же на интуиции и опыте руководителя.
Рассчитав эластичность спроса для своей фирмы, руководитель может определить соответствующую накидку. Если эластичность спроса для фирмы велика, данная накидка будет минимальной (и мы можем сказать, что у фирмы небольшая монопольная власть). Если эластичность спроса для фирмы невелика, данная накидка будет большой (фирма обладает значительной монопольной властью).
Мы можем использовать выражение (1.3), чтобы записать индекс Лернера другим способом. Из (1.3) получаем:
(1.4) |
|
Теперь подставим (1.4) в формулу (1.1):
(1.5) |
|
Напомним, что теперь коэффициент эластичности спроса на продукцию отдельной фирмы, а не всего рыночного спроса.
Заметим также, что значительная монопольная власть не гарантирует высокие прибыли. Прибыль зависит от отношения средних издержек и цены. Фирма может обладать большей монопольной властью, чем фирма но получать меньшую прибыль, если у неё значительно выше средние издержки производства оптимального объёма выпуска.
Таблица 2 «Образование монопольных цен»
Объем партии, шт. |
Издержки на ед.прод-ии, тыс.руб. |
Совокупные изд-ки, тыс.руб. |
Цена за 1 изд-е, тыс.руб. |
Общ.выручка за партию, тыс.руб. |
Прибыль, тыс.руб. |
100 200 300 400 |
2 25 25 25 |
2500 5000 7500 10000 |
40 35 30 28 |
4000 7000 9000 11200 |
1500 2000 1500 1200 |
Информация о работе Модели рынка: соотношение конкуренции и власти