Модели рынка: соотношение конкуренции и власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Проблема соотношения монополии и конкуренции всегда занимала важное место в экономической теории и привлекала внимание исследователей, начиная с классиков экономической мысли. Заслуга теоретического обоснования рассматриваемой проблемы принадлежит еще А. Смиту, который выделил исходные условия существования конкуренции, вместе с тем противопоставил конкуренцию и монополию. Формированию неоклассической концепции конкуренции и монополии, как противоположных рыночных структур способствовали исследования А.Курно, Л.Вальраса, А.Маршалла и др. Дальнейшее развитие анализ процессов монополии и конкуренции получил в работах Дж.Робинсона, П.Сраффа, Э.Чемберлина, И.Шумпетера и ряда других ученых, которые исследовали механизм рыночного функционирования монополий, их негативные и позитивные последствия для общества, динамические аспекты и эффективность монополий по сравнению с конкурентными рынками. Фундаментальные исследования проблем конкуренции и монополии, их диалектического единства и соотношения в рамках капиталистического способа производства представлены также в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Особый взгляд на проблему конкуренции и конкурентной политики нашел отражение в работах представителей неолиберального (Ф.Хайек, В.Ойкен, Л.Эрхард) и институционального (Дж.Гэлбрейт, Ф.Перру) направлений экономической мысли.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Эконом теория.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

Из таблицы 2 видно, что  при понижении цены и увеличении объема оптимальной является партия изделий, при которой прибыль  будет максимальной. В данном примере  такой партией является партия объемом  в 200 изделий. Она приносит наивысший  доход в размере 2000 тыс.рублей. При этом цена за одно изделие в размере 35 тыс.рублей будет верхней границей монопольных цен.                                                

Источники монопольной власти фирмы. Выражение (1.5) показывает, что чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает фирма. Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие – с менее эластичной кривой спроса?

По меньшей мере три  фактора определяют эластичность спроса для фирмы. Первый из них – наличие  товаров-заменителей. Чем больше у  продукта некоторой фирмы товаров-заменителей  и чем ближе они по своим  качественным характеристикам к продукту нашей фирмы, тем более эластичен спрос на данный продукт, и наоборот. Так, например, у совершенно конкурентной фирмы спрос на продукцию совершенно эластичен по цене, потому что все другие фирмы на рынке продают точно такую же продукцию. Следовательно, ни одна из этих фирм не обладает монопольной властью. Другой пример: спрос на нефть слабо эластичен по цене, поэтому фирмы, занимающиеся добычей нефти, могут достаточно легко повышать цены на свою продукцию. Одновременно обратите внимание, что у нефти есть заменители, например, уголь или природный газ, если речь идёт о нефти как об энергоресурсе. Это приводит ещё к одному интересному выводу. У подавляющего большинства товаров или услуг существуют заменители, более или менее близкие. Неслучайно экономисты говорят, что мы живём в мире заменителей. Поэтому чистая монополия – явление в природе столь же редкое как снежный человек: все о нём слышали, все о нём говорят, но практически никто его не видел.

Вторым определяющим фактором монопольной власти является количество фирм, действующих на рынке. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растёт число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объёма реализации.

Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а  число так называемых «основных  игроков» (т.е. фирм, имеющих существенную долю на рынке). Например, если на две  крупные фирмы приходится 90% объёма реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм – 10%, то у двух крупных фирм будет большая монопольная власть. Положение, когда несколько фирм захватывает значительную часть рынка называется концентрацией.[12, c.107]

Мы можем уверенно предполагать, что, когда на рынке  действует всего несколько фирм, их руководители предпочтут, чтобы в отрасль на рынок не проникли новые фирмы. Рост числа фирм может только сократить монопольную власть основных фирм в отрасли. Важным аспектом конкурентной стратегии поэтому является создание препятствий проникновению в отрасль новых фирм. Речь об этом пойдёт в следующей главе.

Существует специальный индекс Херфиндаля-Хиршмана характеризующий степень концентрации рынка и широко используемый в антимонопольной практике.[6, c.10] Подсчитывается он следующим образом:

(1.6)

 при 

где количество фирм в отрасли;

процентный объём продаж ой фирмы в общем объёме продаж отрасли.


Индекс Херфиндаля-Хиршмана используется правительственными органами регулирования экономики в качестве легального ориентира антимонопольной  политики. Так, в США с 1982 г. стал основным ориентиром при оценке допустимости разного рода слияния предприятий. Этот индекс (и его изменение) используются для классификации слияний в три широких класса.

1. Если рынок оценивается как неконцентрированный («достаточно многочисленный») и слияние, как правило, беспрепятственно допускается.

2. При рынок считается умеренно концентрированным, но если его оценивают как «угрожающе немногочисленный». Это может вызвать дополнительную проверку допустимости слияния Департаментом юстиции.

3. При рынок считается высококонцентрированным, или «немногочисленным». В этом случае действуют две нормы. Если в результате слияния увеличивается на 50 пунктов, оно, как правило, разрешается. Если же после слияния увеличивается более чем на 100 пунктов, оно запрещается. Рост на 51-100 пунктов является основанием для дополнительного изучения допустимости слияния.

Наконец, конкурентная стратегия фирмы является решающим фактором монопольной власти. Предположим, что на рынке действуют четыре фирмы. Как они могут конкурировать друг с другом? Они могут, например, конкурировать очень агрессивно, сбивая цены друг друга, чтобы захватить бóльшую часть рынка. Это, вероятно, снизит цены почти до конкурентного уровня. В принципе, может сложиться ситуация, когда цена на рынке опустится до уровня предельных издержек фирм. Тогда ни одна из четырёх фирм не будет иметь монопольной власти, даже, несмотря на то, что их доли в общерыночном объёме продаж чрезвычайно велики. Эта ситуация будет рассматриваться подробно в двенадцатой главе как модель Бертрана. С другой стороны, эти четыре фирмы могут заключить соглашение о поддержании единой высокой цены на свою продукцию при ограничении объёмов выпуска. В данном случае на рынке возникает ситуация чистой монополии и рыночная власть каждой из фирм существенно возрастёт.

Прибыль монополиста. Как единственный производитель товара монополист находится в уникальном положении. Если монополист решает повысить цену продукта, ему не приходится беспокоиться о конкурентах, которые, назначая более низкую цену, захватят большую часть рынка. Монополист удерживает рынок в своей власти и полностью контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для продажи. Но это не означает, что монополист может назначить любую сколь угодно высокую цену, какую захочет, по крайней мере если его целью является максимизация прибыли.

Чтобы максимизировать  прибыль, монополист должен вначале определить как характеристики рыночного спроса, так и свои издержки. Оценка спроса и издержек является решающей в процессе принятия фирмой экономического решения. Располагая такими сведениями, монополист должен принять решение об объемах производства и продажи. Цена за единицу продукции, получаемая монополистом, устанавливается в зависимости от кривой рыночного спроса (это означает, что монополист может установить цену и определить объем производства в соответствии с характером кривой рыночного спроса).[16, c.89]

Решение монополиста  относительно объема производства. Какое количество товара должен производить монополист? Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. В этом - решение проблемы и для монополиста. На рис.2 кривая рыночного спроса D является кривой среднего дохода монополиста. Цена единицы продукции, которую получит монополист, является функцией объема производства. Здесь также показаны кривая предельного дохода МR и кривые средних и предельных издержек - АС и МС. Предельный доход и предельные издержки совпадают при выпуске объема Q*. С помощью кривой спроса мы можем определить цену Р*, которая соответствует данному количеству продукции Q*.

Рис.2 График максимизации прибыли при равенстве предельного дохода предельным издержкам


Предположим, монополист производит меньшее количество продукции - Q1 и соответственно получает более высокую цену Р1. Как показывает рис.1, в таком случае предельный доход монополиста превышает предельные издержки, и если бы он производил большее количество продукции, чем Q1, он получил бы добавочную прибыль (МR - МС), т.е. увеличил бы свою совокупную прибыль. Фактически монополист может увеличивать объем производства, повышая свою совокупную прибыль вплоть до объема производства Q*, при котором дополнительная прибыль, получаемая от выпуска еще одной единицы продукции, равна нулю. Поэтому меньшее количество продукции Q1 не максимизирует прибыль, хотя и позволяет монополисту установить более высокую цену. При объеме производства Q1 вместо Q* совокупная прибыль монополиста будет меньше на величину, равную заштрихованной площади между кривой МR и кривой МС, между Q1 и Q*.

На рис.2 больший объем производства Q2 также не является максимизирующим прибыль. При данном объеме предельные издержки превышают предельный доход, и если бы монополист производил меньшее количество, чем Q2, он увеличил бы совокупную прибыль (на МС - МR). Монополист мог бы увеличить прибыль еще больше, сокращая объем производства до Q*. Увеличение прибыли за счет снижения объема производства Q* вместо Q2 дано площадью ниже кривой МС и выше кривой МR, между Q* и Q2. Мы также можем показать алгебраически, что объем производства Q* максимизирует прибыль. Прибыль равна разности между доходом и издержками, которые представляют собой функцию от Q:

p(Q) = TR(Q) - TC(Q).

По мере того как Q растет, начиная с нуля, прибыль будет  возрастать до тех пор, пока не достигнет максимума, а затем станет снижаться. Таким образом, объем производства Q максимизирует прибыль в том случае, когда приращение прибыли от дополнительного увеличения Q равно нулю (т.е. Dp/DQ = 0). Тогда

Но DTR/DQ является предельным доходом, а DC/DQ - предельными издержками, и поэтому условием максимизации прибыли является

MR - MC = 0 или MR = MC.

 

2.3. Тенденции развития  монопольной власти в Российской Федерации

 

Эластичность спроса является важным фактором, ограничивающим монопольную власть фирмы на рынке. Если мы имеем дело с чистой монополией (только один продавец), эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому все отрасли естественные монополии регулируются государством. Во многих странах предприятия естественной монополии являются государственной собственностью.

В результате преобразований в Российской Федерации разрушены  устои государственного монополизма, характер монополизации, структура рынков претерпели изменения. По отдельным товарным группам удалось ликвидировать дефицит, возникли первые конкурентные рынки.

В России на сегодняшний  день наблюдается очень высокая степень монополизации рынка. Так, в машиностроении 85% крупных предприятий являются полными монополистами в производстве некоторых видов продукции. В нашей стране монополизм в течение десятилетий насаждался “сверху” государством. Поэтому демонополизация является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции между предприятиями.

Юридическая основа для  борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. Этот закон устанавливает, что:

1) запрещаются действия  фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе отдельных граждан;

2) запрещаются монопольные  сговоры о ценах, изъятие товаров  с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;

3) подлежат наказанию  фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией;

4) контроль за деятельностью  монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет);

5) при нарушении требований  законодательства Антимонопольный  комитет вправе расторгнуть любой хозяйственный договор, потребовать от монополиста возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф в размере до 1 млн. руб.[13, c.139-140]

Законом установлено  понятие “доминирующее положение”, то есть исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим может быть признано положение такой фирмы, доля которой на рынке составляет 65% и более. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующим положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционах и торгах, о разделе рынка, об ограничении доступа к рынку.

Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия, принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства. Этот закон действует и в настоящее время.

В 1995 г. отечественные  фирмы получили право возбуждения дел по обвинению в демпинге с целью вытеснения конкурентов с российского рынка. Это явилось результатом постепенно совершенствующегося в нашей стране набора методов борьбы с монополизмом.

Информация о работе Модели рынка: соотношение конкуренции и власти