Модели развития фондовых рынков (англо-американская, германская, японская) и их применение для Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы определить основные характеристики и особенности моделей развития фондовых рынков (англо-американской, германской, японской). Оценить фондовый рынок Республики Беларусь.
В процессе работы рассматриваются особенности германской, англо-американской, японской моделей развития фондового рынка а также применение опыта для фондового рынка Республики Беларусь

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

4
1 Фондовый рынок: понятие, функции и становление……………………..

6
1.1 Понятие фондового рынка, его функции………………………………..

6
1.2 Англо-американская модель фондового рынка…………………………

7
1.3 Германская модель фондового рынка……………………………….......

10
1.4 Японская модель фондового рынка……………………………………...

12
2 Фондовый рынок Республики Беларусь, его анализ и оценка…………...

14
2.1 Эволюция становления фондового рынка Республики Беларусь……...

14
2.2 Оценка деятельности фондового рынка Республики Беларусь…..........

17
2.3 Рекомендации по совершенствованию фондового рынка Республики Беларусь и применению опыта развитых стран…………..………………...

20
Заключение……………………………………………………………………

24
Список использованных источников……………..…………………………

25

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

Беларусь: все для государства

В республике просматривается явный крен в сторону государственных ценных бумаг, разновидностей которых у нас, пожалуй, больше, чем в какой-либо другой стране СНГ.

В обращении на 1.01.2008 г. находилось государственных ценных бумаг на 3,829 трлн. Br, а оборот с ними на Белорусской валютно-фондовой бирже в 2007 г. достиг 7,38 трлн. Br, что составило около 90% от объема всех биржевых операций с ценными бумагами.

Акционерных обществ в стране на 1.01.2008 г. насчитывалось 4211, из них 1788 — открытых и 2423 — закрытых. Объем эмиссии акций эмитентов на эту дату достиг 16,7 трлн. Br, в т.ч. 15,8 трлн. Br — акций ОАО, а 0,9 трлн. Br — акций ЗАО.

На бирже сделки с акциями в 2007 г. носили эпизодический характер: их объем составил всего 7,9 млрд.Br. Зато на внебиржевом рынке было заключено 16 869 сделок с акциями на 6,056 трлн. Br. Правда, большую часть этих операций в стоимостном выражении составила продажа государством нескольких крупных пакетов акций иностранным инвесторам. А количество транзакций обеспечивали операции по скупке предприятиями собственных же акций. Организовать привлечение капитала посредством размещения акций на открытом рынке у правительства страны пока не получается.

За 2007 г. было зарегистрировано 59 эмиссий корпоративных облигаций на 383,7 млрд.Br, 21,5 млн.USD и 13,4 млн. EUR.

Я  полагаю что нужно использовать опыт развитых стран для развития фондового рынка в нашей стране. Применение  англо-американской  модели , т.к. построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Это будет способствовать не только развитию фондового рынка, но и также это поможет в развитии частного бизнеса в нашей стране, что приведет к улучшению экономики в целом [9, c. 12].

Однако применение японской модели развития на данном этапе будет не совсем осуществимо. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Социальная направленность японской модели, государство ведет борьбу против социального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан в случае болезни, безработицы, ухода на пенсию. Такая модель была сформирована за счет того, что Япония в свое время отказалась от военных расходов и сконцентрировала все свои ресурсы для наращивания экономического потенциала в промышленности. Приобретались американские и западноевропейские патенты и лицензии, что на данном этапе развития нашей страны будет очень сложно осуществить.

Германская модель имеет же двухпалатное правление - уникальный признак немецкой модели. Наблюдательный  и исполнительный (правление) советы управляют немецкими корпорациями. Ключевые участники этой модели корпоративного управления  являются банки и корпоративные акционеры. Так же, как и в японской модели, банк одновременно является акционером и кредитором, эмитентом ценных бумаг и долговых обязательств, депозитарием и агентом, который голосует на годовых общих собраниях.

Было бы замечательно, если бы наше государство пыталось воспользоваться опытом развитых стран, а также применением их моделей развития для улучшения и развития нашего фондового рынка. Однако, это требует достаточных затрат и больших изменений, которые также скажутся на экономике нашей страны.

Также можно предпринять следующие методы для улучшения и развития фондового рынка Республики Беларусь.

Уменьшение ставки налога на доходы, полученные инвесторами при погашении таких облигаций, позволило бы значительно активизировать процесс инвестирования предприятий, в основном за счет внутренних источников. Кроме того, при снижении налога на доходы от операций с корпоративными ценными бумагами можно ожидать дополнительных поступлений в бюджет за счет увеличения объемов совершаемых операций.

Актуальной остается также проблема недостаточного уровня инвестиционной культуры населения и самих предприятий.

Вторым немаловажным "плюсом" корпоративных облигаций является меньшая, по сравнению с акциями, подверженность курсовым колебаниям, а также независимость процентных доходов от итогов деятельности компании.

Третий привлекательный для инвесторов момент - возможное представление эмитентом облигаций так называемой оферты, или обязательства выкупить облигации через определенный срок после их размещения до наступления даты погашения облигаций. Как правило, для новых эмитентов оферта назначается через полгода после размещения облигаций.

Наконец, еще одно преимущество - за счет бездокументарной формы выпуска корпоративных облигаций риск подделки и хищения сводится к нулю.

Кроме того, успешное размещение облигаций формирует благоприятный кредитный рейтинг эмитента, что способствует повышению имиджа компании (в том числе и на международном рынке) и, как следствие, снижению стоимости его последующих заимствований.

Также корпоративные облигации способны удовлетворить существующую на сегодняшний день острую потребность белорусских предприятий в финансировании долгосрочных инвестиционных проектов, а также служить пополнению их оборотных средств.

Отмечу, что незначительная доля биржевых сделок с корпоративными ценными бумагами в общем объеме биржевых торгов является следствием незаинтересованности предприятий в привлечении финансовых ресурсов посредством выпуска ценных бумаг, выходе на организованный рынок путем прохождения процедуры листинга (проверки качества и надежности) своих ценных бумаг с целью определения их рыночной цены.

Главная цель программы состоит в определении и создании необходимых условий для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Беларуси, регулируемого государством и интегрированного в мировой фондовый рынок, способствующего привлечению инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики.

В части развития рынка корпоративных облигаций программой предполагается перевод налогообложения доходов, полученных от операций с ценными бумагами, на общий порядок налогообложения, совершенствование порядка налогообложения доходов, полученных от операций с корпоративными облигациями (по аналогии с банковскими облигациями), формирование кредитной истории предприятий - эмитентов, что станет базой для получения ими внутристранового кредитного рейтинга, выход на международный финансовый рынок посредством выпуска еврооблигаций белорусских предприятий, активизацию работы с потенциальными эмитентами и инвесторами.

В результате реализации указанных мер ожидается активизация процесса привлечения ресурсов предприятиями реального сектора экономики посредством выпуска облигаций, создание ликвидного рынка, что выразится в увеличении объема выпуска облигаций. Кроме того, это будет способствовать созданию объективных предпосылок для выхода белорусских эмитентов на зарубежные рынки капитала путем размещения еврооблигаций, увеличению объемов вторичного рынка, появлению возможности расчета капитализации рынка корпоративных облигаций, основанной на рыночных ценах, сложившихся в ходе биржевых торгов, за счет активизации процесса их обращения. Это также приведет к снижению нагрузки на бюджет путем сокращения различных форм государственной поддержки предприятий и расширения практики привлечения инвестиций с использованием инструментов рынка ценных бумаг, увеличению бюджетных поступлений за счет расширения перечня и количественного состава плательщиков налога на доходы от операций с корпоративными ценными бумагами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В данной работе мы рассмотрели некоторые аспекты развития современного белорусского фондового рынка, в частности, такие как влияние исторически сложившихся традиционных ценностей населения, политических факторов и сложившейся в мировой экономике макроэкономической ситуации. Также были рассмотрены наиболее перспективные направления развития фондового рынка для Беларуси в ближайшем будущем.

На основании всего вышенаписанного можно сделать некоторые выводы. Так, несомненно, необходимы кардинальные перемены  в ситуации, сложившейся в макроэкономике Республики Беларусь. Пока не будет проведен хотя бы необходимый минимум экономических реформ, направленных на улучшение ситуации в этом направлении, на появление в Беларуси серьезных инвесторов вряд ли стоит рассчитывать. А самим внутренним инвесторам вряд ли по силам удержать российский рынок даже в данном более-менее стабильном состоянии, не говоря уже о подъеме. Беларуси необходим приток серьезных инвесторов, которые могли бы привести за собой в страну крупные потоки капитала и собирались бы оставаться на белорусском рынке надолго. Но таким инвестором прежде всего необходима гарантия хотя бы относительной стабильности, необходима большая прозрачность деятельности предприятий, в которые они собираются инвестировать деньги, потому что при существующем положении вещей западный инвестор по сути лишен должной информации о состоянии предприятия, о его деятельности, об уровне доверия к этому предприятию. Кроме того, западные инвесторам нужны будут твердые гарантии в том, что в Беларуси можно вести бизнес на фондовом рынке.

Немаловажную роль играет также привлечение отечественного инвестора на фондовый рынок. Это потенциально перспективная группа участников рынка ценных бумаг. По сути, мелкий инвестор в большинстве развитых стран является базовым участником финансового рынка. Несомненно, в Республике Беларусь у большинства граждан есть свои денежные «заначки», необходимо извлечь этот капитал и заставить его работать. Но только извлечение это должно происходить не методом «экспроприирования экспроприированного», а созданием благоприятного климата для инвестирования мелкими участниками своих капиталов в реальный сектор экономики на основе платности и возвратности. Важную роль также будет играть внедрение современных технологий в развитии фондового рынка, таких как организация торгов в Интернет, совершенствование путей удаленного доступа, электронных торговых систем и методов расчета.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1   Стратегия бизнеса. Учебное пособие./ Ефремов В. С.  Концепции и методы планирования / – М.: Издательство "Финпресс", 1998 г.

2 Мировая экономика. Учебное пособие./ Мовсесян А.Г, Огнивцев С.Б./- Издательство: Финансы и статистика, 2001 г.

3 Организация рынка ценных бумаг в РБ. / В.И.Шухно, А.Ф.Галова. /  – Мн.: 1999.

4 Фондовый рынок: учеб. пособие для студентов вузов экон. спец. / Г.И. Кравцова [и др.]; под ред. Г.И. Кравцовой. - Минск: БГЭУ, 2008.

     5 Волгин Н. Японский опыт, который стоит изучать и  разумно  заимствовать/Волгин Н.// Человек и труд. – 2004. - №6. - с. 50.

     6 Экономика предприятия: учеб.-метод. комплекс / А.С. Го­ловачев [и др.]; под общ. ред. В.И. Кудашова. — Минск: Изд-во МИУ, 2007.

7 Вашко, И.М.Формирование инновационной модели экономики / И.М. Вашко // Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития: Материалы VIII Междунар. науч. конф., Минск, 18-19 окт. 2007 г.: в 4 т. / НИЭИ Мин-ва экономики Респ. Беларусь; редкол.: С.С.Полоник и др. – Минск, 2007. – Т.3. – С.157-159.

     8 Акавiта - iнтэрнэт-даследваннi, статыстка, рэйтынг i каталог беларускага iнтэрнэту. – Режим дотупа: http://www.akavita.by/ - Дата доступа: 26.11.2008

9 Тарасов В. Фондовый рынок: все такие разные/Тарасов В//-Экономическая газета – 2008. – 15 июля.  - финансы

10 Статьи о германской модели управления в жрнале «Проблемы теории и практики управления» www.ptpu.ru  - Дата доступа 21.11 2009

     11 Осуществление экономических реформ //Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. - 1999. -№11. - с.13

    12 Лауфер М. Особенности развития современных фондовых бирж / Лауфер М // Вопросы экономики. – 1999. - №5. – с.127

    13 Рыночное реформирование экономики Беларуси. Под ред. Г.М.Лыча. – Мн., 1998.

  14 Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика: пер. с англ. – М.: «Издательство БИНОМ», 1997. – 800 с.

   15 Лауфер М. Особенности развития современных фондовых бирж / Лауфер М. // Вопросы экономики. – 1999. - №5. – с.134

 

3

 



Информация о работе Модели развития фондовых рынков (англо-американская, германская, японская) и их применение для Республики Беларусь