Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:27, курсовая работа
Цель работы определить основные характеристики и особенности моделей развития фондовых рынков (англо-американской, германской, японской). Оценить фондовый рынок Республики Беларусь.
В процессе работы рассматриваются особенности германской, англо-американской, японской моделей развития фондового рынка а также применение опыта для фондового рынка Республики Беларусь
Введение……………………………………………………………………….
4
1 Фондовый рынок: понятие, функции и становление……………………..
6
1.1 Понятие фондового рынка, его функции………………………………..
6
1.2 Англо-американская модель фондового рынка…………………………
7
1.3 Германская модель фондового рынка……………………………….......
10
1.4 Японская модель фондового рынка……………………………………...
12
2 Фондовый рынок Республики Беларусь, его анализ и оценка…………...
14
2.1 Эволюция становления фондового рынка Республики Беларусь……...
14
2.2 Оценка деятельности фондового рынка Республики Беларусь…..........
17
2.3 Рекомендации по совершенствованию фондового рынка Республики Беларусь и применению опыта развитых стран…………..………………...
20
Заключение……………………………………………………………………
24
Список использованных источников……………..…………………………
25
Важным фактором в подъеме экономики республики является активизация инвестиционной деятельности коммерческих банков, в том числе подготовка инвестиций с привлечением иностранного капитала, совместное финансирование крупных проектов.
Глобализация финансовых рынков, развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий обостряют конкурентную борьбу, в результате которой биржи вынуждены осуществлять масштабные инвестиции в новые технологии для того, чтобы повышать конкурентоспособность, предлагая новые услуги, привлекать новые компании-эмитенты, новых членов и широкие круги инвесторов.
Индустрия фондовых бирж или, если рассматривать шире, организаторов торговли на рынке ценных бумаг претерпевает определенные изменения, которые, однако, различаются от региона к региону. Это связано с освоением новых рынков, внедрением новых инструментов, консолидацией и укрупнением организаций инфраструктуры, изменением принципов ведения бизнеса, а порой и организационно-правовой формы.
Что касается рынка ценных бумаг, то после принятия в РБ в 1992 г. Закона “О ценных бумагах и фондовых биржах” процесс формирования законодательной базы, инфраструктуры рынка ценных бумаг проходил неравномерно. Резкий подъем на первых этапах сменился спадом и последующим оживлением уже на новой качественной основе. Данный закон определяет единый порядок выпуска и обращения ценных бумаг, регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также принципы организации и деятельности фондовой биржи. Закон устанавливает необходимость требовать к лицам, которые осуществляют профессиональную деятельность по ценным бумагам, создает условия для организации в РБ структур, осуществляющих операции с ценными бумагами.
Следует отметить и то, что с 1 декабря 2000 г. все сделки купли-продажи ценных бумаг ОАО должны совершаться через БВФБ. Это установлено Постановлением Совета министров РБ от 14 ноября 2000 г. № 1740 “О некоторых вопросах обращения ценных бумаг открытых акционерных обществ”.
Для мелких акционеров это усложнит процедуру продажи и покупки акций, и значительные препятствия возникнут для инвесторов, желающих сформировать пакеты акций, скупая акции мелких акционеров – физических лиц. Однако эта мера как раз и вводится для защиты мелких акционеров и менеджеров АО. Они теперь получают информацию о ценах продажи акций, а потенциальные инвесторы получают сведения о ценах, по которым осуществляется покупка.
Следует отметить, что за 2001 г. в наибольшей степени возрос выпуск банковских и государственных ценных бумаг – до 375,6 и 502,4 млрд. BYR соответственно. Снизились только объемы эмиссии муниципальных ценных бумаг и векселей субъектов хозяйствования. Развивался и рынок корпоративных ценных бумаг. За год было зарегистрировано 125 новых ОАО, а общее их количество превысило 1,5 тыс.
Капитализация рынка ценных бумаг, понимаемая как объем их эмиссии в Беларуси, остается на низком уровне, но является, по мнению специалистов Комитета по ценным бумагам, вполне приемлемой для стран с переходной экономикой. Так, в 2001 г. рыночная капитализация в % к ВВП в Беларуси достигла 6 %, в Украине – 5 %, Чехии – 25 %, Венгрии – 34 %, Польше – 21 %, Словакии – 3 %..
Из-за неразвитости рынка корпоративных ценных бумаг в 2001 г. продолжало сокращаться количество действующих профессиональных участников рынка. За год количество профучастников сократилось на 19,7 %, и к началу 2001 г. их осталось 114 (из них – 255 банков и 10 специализированных инвестиционных фондов).
В 90-е годы в республике появились различные биржи. 14.08.1991 г. была зарегистрирована Белорусская агропромышленная биржа. Биржа создана в целях повышения эффективности агропромышленного комплекса РБ, содействия ускоренному развитию рыночных отношений, проведения земельной реформы, а также осуществления торговли различными ресурсами и продукцией, технологиями, контрактами, услугами, товарами народного потребления.
В марте 1993 г. восемнадцатью банками РБ была утверждена Межбанковская валютная биржа как ЗАО. Основной целью ее создания была организация рыночного механизма котировки национальной денежной единицы. В апреле 1996 г. в соответствии с Указом Президента РБ от 09.04.96 № 139 ЗАО “МВБ” было преобразовано в государственное учреждение “МВБ” и передано в ведение Национального Банка РБ.
В соответствии с Указом Президента РБ от 20.07.98, вместо валютных и фондовых бирж в Беларуси была создана единая Белорусская валютно-фондовая биржа в форме акционерного общества открытого типа. Она получила право биржевой торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами почти всех видов. Это был "неравный брак", потому что Международная валютная биржа в то время была активно работающей структурой, получала значительный доход, а Белорусская валютно-фондовая биржа имела только долги. В течение 1999 г. новая биржа практически полностью подготовилась к торговле акциями и другими ценными бумагами. Была создана секция фондового рынка, в которую к середине 2000 г. вошли 29 банков (включая НБ и иностранный банк "Москва-Минск") и 19 небанковских организаций.
Следует отметить, что государство практически не предпринимает меры по развитию рыночной инфраструктуры. Исключение составляет только развитие рынка государственных ценных бумаг, призванного восполнять дефицит государственного бюджета. Вместо формирования рыночной инфраструктуры принимаются меры по административному воздействию на экономику. В частности, осуществлены меры по ограничению импорта и регулированию цен. [11, c.13 ].
Таким образом, попытки усилить роль государства в аккумулировании финансовых ресурсов серьезных результатов не могут дать. Перспективы усиления государственного регулирования других сторон экономической жизни в республике также не могут быть признаны удовлетворительными. Они, в конечном счете, лишь оттягивают возможность принятия реальных мер по выводу экономик из кризиса. А целенаправленное и эффективное формирование разнообразных институтов рынка требует создания законодательных и правовых основ функционирования, продуманной системы поддержки предпринимательства, последовательного проведения в жизнь экономических реформ.
Итак, положительное воздействие биржевой деятельности, на рынок товаров пока еще крайне слабо. Одной из причин этого является то, что процесс создания биржевой сети шел стихийно, без надлежащей подготовки кадров, без государственного контроля, как это принято в развитых странах. Будущее биржевого дела в Республике Беларусь будет во многом зависеть от налоговой политики государства. Следует также снять многие ограничения на установление прочных коммерческих связей между предпринимателями нашей республики и иных стран, таможенные барьеры на границах государств СНГ. Создание благоприятных налоговых и организационных условий для деятельности бирж позволит им активно участвовать в формировании рыночных отношений.
2.2 Оценка деятельности фондового рынка Республики Беларусь
Приватизация, структурная перестройка промышленности, коренные изменения в финансово-кредитной сфере повлекли за собой образование в стране рынка ценных бумаг. Соответственно возникла потребность в его регулировании. Особенности государственной экономики, долгое время существовавшей в нашей стране, как отмечают эксперты Беларуской Фондовой Биржи, не позволили перенести имевшийся (хотя и небольшой) опыт в этой области в современные условия.
По мнению большинства исследователей, для технического и технологического рывка Беларуси явно недостает внутренних финансовых ресурсов. Важнейшим источником промышленного подъема, преодоления инвестиционного кризиса может стать финансирование посредством национального рынка ценных бумаг, что, в свою очередь, подготовит появление другого масштабного источника - неспекулятивных иностранных инвестиций.
Необходимо уже сейчас учитывать, что будущий крупный и ликвидный вторичный рынок будет вести себя совершенно не так, как полупустой белорусский рынок образца 1992-1998 гг. Уже сегодня нужно введение элементов долгосрочного, стратегического управления в структуры рынка ценных бумаг на микро- и макроуровнях. По мнению экспертов фондового рынка, население оставлено <один на один> с эмитентом. Вся брокерская сеть - преимущественно оптовая, а мелкие инвесторы не знают да и не могут знать реальной стоимости бумаг. Политические, финансовые и технические риски настолько велики, что исключают акции белорусских эмитентов из списка активов портфельных инвесторов.
Отдельно специалисты БФБ обращают внимание на необходимость повышения роли государства на рынке ценных бумаг. Речь идет не об опережающем развитии рынка государственных ценных бумаг (что означало бы переключение все большей части денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных расходов государства) - наоборот, эта тенденция должна быть преодолена. Так, аналитики БФБ выделяют следующие основные направления этого пути [13, c. 91].
Во-первых, необходимо отказаться от раздробленной и пересекающейся системы регулирования рынка разными государственными органами. Должен появиться действительно сильный центр, координирующий их деятельность. То есть целесообразно укрепить в этом плане Комитет по ценным бумагам, который объединит ресурсы государства и частного сектора в целях создания рынка ценных бумаг.
Во-вторых, нужно ускоренными темпами создать жестко регулируемую инфраструктуру рынка и ее правовую базу, что способствовало бы ограничению риска инвесторов. Важно обеспечить максимальную информационную прозрачность фондового рынка в Беларуси; создать систему отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка. Обеспечение активно действующей системы надзора позволит эффективно контролировать рынок.
Проблемным вопросом для рынка ценных бумаг является подготовка профессиональных кадров, специалистов по ценным бумагам и рынку в целом. Для «запуска» рынка, считают аналитики БФБ, необходимо, приоритетное выделение государством финансовых и материальных ресурсов. Специалисты фондовой биржи считают важным переломить психологию операторов, действующих на рынке. Сейчас она характеризуется полным неприятием роли государства как гаранта безопасности бизнеса (скорее здесь можно говорить о восприятии государства как угрозы частному бизнесу. Изменить это мнение может только восстановление законности в широком смысле).
Целесообразным, считают аналитики БФБ, также срочное создание государственной и негосударственной систем защиты инвесторов на рынке от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов.
Повышение роли государства на рынке ценных бумаг в первую очередь заключается в разработке долгосрочной концепции и политики действий по восстановлению рынка и его текущему регулированию.
Что касается обеспечения информационной прозрачности, то специалисты фондовой биржи разработали этот вопрос детально, расписав каждый шаг в данном направлении. Так, по мнению аналитической группы БФБ, необходимо увеличить объем публикаций на тему рынка ценных бумаг, а также обязать публиковать любую информацию о позициях эмитентов, достижениях или проблемах их деятельности, способных повлиять на текущие котировки. Чрезвычайно актуальным является создание - по примеру других стран - независимых рейтинговых оценок компаний-эмитентов и ценных бумаг. Планируется осуществить широкую публикацию и независимое обсуждение макро- и микроэкономической отчетности. При этом важно четко разграничить информацию, являющуюся и не являющуюся коммерческой тайной, поскольку некомпетентное истолкование «специалистами» конфиденциальной информации способно нанести ущерб бумагам эмитента и его позициям, оказать прямое влияние на фондовый рынок. Доказательством этому может служить опыт России (недавняя ситуация с бумагами РАО «Газпром»).
БФБ предлагает также развить сеть специализированных изданий, в которых будут подробно и профессионально освещаться и комментироваться события на фондовом рынке и вокруг него.
Но все же одним из основных необходимых мероприятий остается создание общепринятой и доступной системы показателей для анализа рынка (фондовые индексы, признанные в национальном масштабе и являющиеся индикаторами рынка для иностранных и местных инвесторов; показатели для анализа деятельности эмитента, определения достаточности капитала, ликвидности, качества активов и др.).
По мнению аналитиков БФБ, период зарождения фондового рынка затянулся, но не прошел бесследно (вернее было бы говорить о возврате к административно-плановой экономике, в условиях которой развитие этого рынка невозможно по объективным причинам). Урок, как считают на фондовой бирже, был преподнесен всем участникам рынка - от мелких инвесторов до госпредприятий.
Очерченный аналитиками БФБ круг проблем является лишь малой частью глобального комплекса мероприятий, проведение которых позволит отнести белорусский фондовый рынок к категории развивающихся.
Вывод, сделанный специалистами фондовой биржи, неутешителен. В экономике страны, считают они, отсутствует сила, способная созидать в этом сегменте рынка. Векторы деятельности государства, эмитентов, профучастников и инвесторов имеют разное, а порой и противоположное направление. (Хотелось бы заметить, что такой силой может стать только частный собственник, которому государство обеспечит участие в полноценной приватизации и реформировании экономики).
Характеризуя стратегическую идеологию Белорусской фондовой биржи, аналитическая группа отмечает, что БФБ стремится активно участвовать в решении всех перечисленных проблем. Задача биржи состоит сегодня не только в предоставлении торговой площадки брокерам. Аналитики БФБ видят главной своей целью создание института представительства на бирже всех категорий участников рынка ценных бумаг; консолидацию позиций государства, брокеров, эмитентов, инвесторов и общественности для создания эффективно функционирующего рынка ценных бумаг.
2.3 Рекомендации по совершенствованию фондового рынка Республики Беларусь и применению опыта разных стран
Белорусский фондовый рынок на фоне других стран СНГ выглядит довольно противоречиво: он явно проигрывает по степени развития рынкам России, Украины и Казахстана, но выглядит несколько предпочтительнее многих других. Такой вывод следует из данных информационно-аналитического обзора «О состоянии рынка ценных бумаг в государствах — участниках СНГ», подготовленного в Совете руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств — участников СНГ.