Модели олигополии. Олигополия в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение особенностей, моделей, структуры олигополистического рынка.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть признаки, особенности олигополистического рынка, подробно остановившись на олигополистическом взаимодействии;
- изложить экономику рынка олигополии в Украине.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОГО РЫНКА
1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКОВ
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОЛИГОПОЛЬНОГО РЫНКА
2. МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ
2.1. МОДЕЛЬ КУРНО
2.2. МОДЕЛЬ ИЗОГНУТОЙ КРИВОЙ СПРОСА
2.3. МОДЕЛЬ ЧЕМБЕРЛИНА
2.4. МОДЕЛЬ АСИММЕТРИЧНОЙ ДУОПОЛИИ
2.5. МОДЕЛЬ ЭДЖУОРТА
3. РАСПОСТРАНЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЛИГОПОЛИИ В УКРАИНЕ
ВЫВОД
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КУРCОВАЯ.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

     Традиционно экономисты принимают не цену, а  количество (величину выпуска) в качестве управляемой (или стратегической) переменной предприятия. Действительно, при совершенной конкуренции, когда предприятия являются ценополучателями, величина выпуска, как мы видим, есть единственная переменная, управляемая самим предприятием. Напротив, при несовершенной конкуренции предприятие, как мы помним, может выбрать в качестве стратегической переменной либо выпуск, либо цену (но не то и другое одновременно). Модели Курно и Чемберлина базируются на традиционном подходе, полагающем выпуски дуополистов управляемыми переменными. Модель Курно (как более раннюю) неоднократно критиковали в этой связи, подчеркивая, что именно цена, а не выпуск является стратегической переменной. Едва ли не первым с такой критикой и предложением принять в качестве стратегической переменной цену выступил в 1883г. французский математик Ж. Бертран [8].

    1. МОДЕЛЬ  ЭДЖУОРТА
 

    Модель  Эджуорта описывает рынок, на котором  цены изменяются циклически. Как только какая-либо из фирм пытается максимизировать  собственную прибыль, цена вырастает и затем падает, но никогда не остается постоянной на одном и том же уровне.

    Если цена достигает размера предельных издержек, то она всегда возвращается на более высокий уровень. Таким образом, отрасль будет последовательно проходить через периоды падения цен ("ценовые войны") и периоды роста цен [10].

    Обобщая основные, существенные черты моделей  олигополии, следует отметить, что  все они ориентируются на максимизацию прибыли. Этот выбор оправдан не только тем, что прибыль (как целевой фактор) используется в большинстве известных моделей политики предприятия, но и тем, что ориентация на нее как на стоимостной показатель эффективности производства наиболее адекватна механизму функционирования рыночной экономики. 
 
 
 
 
 
 

  1. РАСПОСТРАНЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЛИГОПОЛИИ В УКРАИНЕ
 

    В течение пятнадцати лет в Украине  происходил переход от планово-административной экономики к рыночной, в которой  больше половины всех товаров, работ  и услуг производится субъектами хозяйствования, действующих в условиях существенной конкуренции. Однако соотношение конкурентного и монопольного секторов, который наблюдается сейчас в Украине, было характерно для экономики индустриальных стран середины ХХ века. Чрезмерной остается вес в общем объеме производства сферы естественных монополий, несовершенными ─ механизмы государственного регулирования этой сферы, неоправданно высок уровень концентрации ряда потенциально конкурентных рынков, особенно региональных и местных, на большинстве рынков не созданы равные условия конкуренции для всех субъектов хозяйствования.

    Рыночные  преобразования в Украине, сопровождавшиеся разгосударствлением собственности  и появлением новых структурных  единиц, должны были привести к повышению  уровня конкуренции между субъектами национальной экономики. Для анализа структурных предпосылок конкуренции предлагается выделять четыре типа рынков, а именно: «чистой» монополии (доля наибольшего предприятия превышает 90%); с признаками индивидуального доминирования (доля самого большого предприятия – от 35 до 90%); с признаками «жесткой» олигополии (доля трех наибольших предприятий превышает 50%) и, наконец, с конкурентной структурой. Данные таблицы 1 показывают, что за период 2000–2005 гг. заметно уменьшилась доля рынков с «чистой» монополией (с 15,2 до 9,75%). Развились рынки с конкурентной структурой, доля которых возросла с 31,49% в 2000 г. до 36,01% в 2005 г. Менее заметно уменьшение доли рынков с признаками доминирования, но зато увеличилось количество рынков, представленных «жесткой» олигополией. То есть периодически рынки одного типа структуры преобразуются в рынки других типов [11].

             Таблица  2. Динамика рынков различной структуры в Украине в период 2000–2005 гг. (%) 

Тип рынка 2000 г. 2004 г. 2005 г.
«Чистая»  монополия 15,20 8,88 9,75
С признаками доминирования 38,86 38,17 36,34
«Жесткая» олигополия 14,44 18,51 17,90
С конкурентной структурой 31,49 34,44 36,01
 

    В 2005 г. заметно увеличилась доля рынков с конкурентной структурой и, соответственно, уменьшились доли рынков с признаками доминирования и «чистой» монополии. Однако и на общегосударственном, и на региональном уровне увеличилась доля рынков с олигополистической структурой. Вместе с тем соотношение между общегосударственными и региональными рынками с различными уровнями конкуренции колеблется незначительно. Отмечается некоторый рост региональных рынков с признаками доминирования и олигополии (табл. 3). За 5 лет уменьшилась доля общегосударственных рынков с конкурентной структурой и возросла доля региональных рынков с такой же структурой.

    Относительно олигопольные сектора, учитывая его неоднозначную роль, в частности, в обеспечении научно-технического прогресса, обновлении технологической базы производства, приоритетной задачей должно быть влияние на поведение участников рынка, предотвращения ограничением конкуренции вследствие согласования их поведения. Наряду с этим, государство должно не допускать структурных изменений, приведших бы к возникновению на таких рынках предпосылок доминирования, усиление барьеров вступления на них [10].

      Примерами общегосударственных товарных рынков с олигопольные структурой в Украине в настоящее время является рынок услуг мобильной связи (на рынке действует пять операторов, доля двух крупнейших приближается к 98 процентов), рынок кокса (на рынке действует 13 производителей, доля трех крупнейших течение последних лет составляла 42 ─ 51 процент), рынок моторных бензинов (операторами рынка являются семь крупных предприятий, совокупная доля трех крупнейших превышает 67 процентов), рынок пива (около 94 процента рынка принадлежит четырем конкурирующим между собой субъектам хозяйствования), табачных изделий (с 22 субъектов хозяйствования, действующих на рынке, доля трех крупнейших составляет более 75 процентов, пяти крупнейших ─ более 97 процентов), торфа (на рынке в 2004 году действовало 32 участника, доля трех крупнейших ─ более 55 процентов), цемента (доля трех крупнейших субъектов хозяйствования составляет более 40 процентов, пяти крупнейших ─ более 60 процентов). На региональном уровне олигопольные структуру основном имеют рынки услуг по переработке сельскохозяйственной продукции.

      В некоторых случаях наблюдается  усиление концентрации олигопольных  рынков: скажем, совокупная доля  четырех крупнейших производителей  пива увеличилась с 88 процентов  в 2002 году до 94 ─ в 2004, совокупная доля двух крупнейших операторов мобильной связи ─ с 85 процентов в 2000 году до 98 процентов ─ в 2005 [11].

    Следует отметить, что на большинстве рынков с олигопольные структурой наблюдаются  высокие темпы роста. Например, объем  услуг мобильной связи за 2001 ─ 2005 годы увеличился в 7 раз, производство цемента возросло в 2,1 раза, производство пива в 2000 ─ 2004 годах увеличилось на 80 процентов. В значительной мере это связано с сочетанием на олигопольных рынках достаточно острой конкуренции между участниками с преимуществами масштаба производства.

    В то же время на олигопольных рынках существует повышенный риск антиконкурентных сговоров хозяйствующих субъектов, которые приводят к ослаблению или  устранению конкуренции, установление завышенных цен, навязывание контрагентам дополнительных обязательств, которые не касаются предмета соглашений и т.д. За время действия Закона Украины «О защите экономической конкуренции» Антимонопольным комитетом Украины выявлено и прекращено более 500 случаев антиконкурентных согласованных действий субъектов хозяйствования, преимущественно на олигопольных рынках услуг по оптовой и розничной торговли нефтепродуктами, переработка сельскохозяйственной продукции, услуг связи. Поэтому олигопольные рынки требуют повышенного внимания со стороны органов контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции и одновременно всесторонней оценки перспектив своего развития в каждой конкретной ситуации [10].

    Существенной  проблемой являются многочисленные злоупотребления субъектами хозяйствования, занимающих монопольное или доминирующее положение на товарных рынках, этим положением. В течение 2000 ─ 2005 органами Антимонопольного комитета Украины выявлено и прекращено более 7300 нарушений законодательства о защите экономической конкуренции этого вида, что составляет половину их общего количества. При этом, за шесть лет ежегодное количество выявленных и прекращенных органами Антимонопольного комитета Украины злоупотреблений монопольным положением выросла в 2,4 раза. Сумма непосредственной ущерба (убытков), которые были нанесены могли быть причинены этими нарушениями юридическим и физическим лицам, составила более 690 млн. гривен [10]. Особенностью структуры злоупотреблений монопольным положением является то, что подавляющее большинство из них (более 85 процентов) составляют противоправные деяния, непосредственно направленные на получение выгоды от использования рыночной власти: установление завышенных цен, навязывание контрагентам других невыгодных условий договоров, сокращение производства или реализации товаров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОД

 

     Таким образом, олигополия - это рыночная структура, в которой действуют  немногочисленные продавцы. Существенные барьеры препятствуют проникновению  в отрасль новых фирм. На рынке  реализуются как стандартизированные, так и дифференцированные продукты.

     Для олигополистической фирмы характерны следующие черты - высокий уровень  концентрации капитала и производства, способность влиять на объемы производства и уровень цен в отрасли. Отношения  между олигополистическими фирмами  характеризуются как взаимозависимость. Фирмы, знающие, что их действия затронут конкурентов в отрасли, принимают решения только после того, как они выяснят характер реакции соперников.

    Олигополистические  фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции.

    Соотношение конкурентного и монопольного секторов, который наблюдается сейчас в Украине, было характерно для экономики индустриальных стран середины ХХ века. Чрезмерной остается вес в общем объеме производства сферы естественных монополий, несовершенными ─ механизмы государственного регулирования этой сферы, неоправданно высок уровень концентрации ряда потенциально конкурентных рынков, особенно региональных и местных, на большинстве рынков не созданы равные условия конкуренции для всех субъектов хозяйствования.

     Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на некоторые недостатки олигополии, такие  как использование рыночной власти для ограничения конкуренции  и повышение цен, олигополия имеет  множество преимуществ и является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Экономическая теория: Учебное пособие / Под ред. Грязновой А.Г., Чечелевой Т.В.- М.: Экзамен, 2005.
  2. Котерова Н.П.- Микроэкономика: Учеб. Пособие, М.: ACADEMIA, 2003.
  3. Кузьмин С.А.- Микроэкономика: социальные функции и параметры развития // Народонаселение.- 2005.- № 1
  4. Бусыгин В.П, Желободько Е.В, Цыплаков А.А., Микроэкономика - третий уровень. - Новосибирск: СО РАН, 2003.
  5. Ивашковский С.Н., Микроэкономика - 3-е изд., испр.- М.: Дело, 2002.
  6. Максимова В.Ф, Микроэкономика..- М.: ЕАОИ, 2009.- С. 114-115.
  7. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И.- Микроэкономика.- 4-е изд., испр. и доп.- М.: Юрайт-Издат, 2006.
  8. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для ВУЗов / Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю. Юданова.- 2-е изд.- М.: ИТД "КноРус", 2000.
  9. Селищев А.С. Микроэкономика.- СПб.: Питер, 2002.
  10. Шевчук Д.А. Микроэкономика: Конспект лекций.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  11. Олигополия // http://www.aup.ru/books/m99/1_16.htm

 

    

Информация о работе Модели олигополии. Олигополия в Украине