Модели олигополии. Олигополия в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение особенностей, моделей, структуры олигополистического рынка.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть признаки, особенности олигополистического рынка, подробно остановившись на олигополистическом взаимодействии;
- изложить экономику рынка олигополии в Украине.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОГО РЫНКА
1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКОВ
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОЛИГОПОЛЬНОГО РЫНКА
2. МОДЕЛИ ОЛИГОПОЛИИ
2.1. МОДЕЛЬ КУРНО
2.2. МОДЕЛЬ ИЗОГНУТОЙ КРИВОЙ СПРОСА
2.3. МОДЕЛЬ ЧЕМБЕРЛИНА
2.4. МОДЕЛЬ АСИММЕТРИЧНОЙ ДУОПОЛИИ
2.5. МОДЕЛЬ ЭДЖУОРТА
3. РАСПОСТРАНЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ОЛИГОПОЛИИ В УКРАИНЕ
ВЫВОД
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КУРCОВАЯ.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

ПЛАН 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Микроэкономика – наука, изучающая функционирование экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности. В отличие от макроэкономики она рассматривает функционирование предприятий, домохозяйств, т.е. единичных объектов или их совокупность.

    Рыночная  структура – это сложное понятие, которое определяется характером сделок, проводимых на рынках. Существует большое множество классификаций рынков по разным категориям. В данной работе рассмотрена классификация рынков, которая базируется на определении количества продавцов и природы продукта.

    Тема  рыночных структур и соответствующего поведения фирм (предприятий) в составе  одной из них, очень важна для анализа, формирования стратегии поведения фирм. Когда вы знаете о количестве конкурирующих объектов в вашей среде, что является одним из основных факторов определяющих рыночную структуру, вы можете вести обоснованную ценовую политику, принимать обдуманные маркетинговые решения, основываясь только на теоретических знаниях об этих структурах и опыте различных предприятий. Это позволяет снизить рискованность вашей экономической деятельности, хоть и не избавиться от нее совсем, т. к. занятие такой деятельностью всегда связано с риском.

     Олигополия  является одной из самых распространенных структур рынка в современной  экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структуру.

     Наиболее  заметная черта олигополии состоит  в немногочисленности действующих  на рынке фирм. Однако в олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм (и здесь, как и при монополистической конкуренции может проявить себя патентной стратегия конкурентной борьбы). Но на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность (ведущих компаний) определяет развитие событий.

     Целью исследования является изучение особенностей, моделей, структуры олигополистического рынка.

     Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

    - рассмотреть  признаки, особенности олигополистического  рынка, подробно остановившись  на олигополистическом взаимодействии;

    - изложить экономику рынка олигополии  в Украине.

    Объектом  исследования являются рыночные структура - олигополия.

    Предметом исследования является фирма в условиях олигополистического рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОГО РЫНКА
    1. КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКОВ
 

    Говоря  о рынке как о системе отношений, следует подчеркнуть, что основные субъекты этих отношений - покупатели и продавцы, а главное в этих отношениях - конкуренция.

    С учетом соотношения между покупателями и продавцами и особенностей конкуренции  между ними рынки можно разделить  на соответствующие типы и виды. Подобное деление удобно сделать с помощью таблицы 1.

    Таблица представляет собой матрицу, в которой  строки представляют разное  количество покупателей,  а  колонки -  разное  количество продавцов. Ее содержание позволяет  выделить два типа рынков: совершенный  и несовершенный рынок [3].

    В совершенном рынке происходит  взаимодействие множества покупателей  и продавцов какого-то товара. Речь идет об абсолютно одинаковом товаре, который может различаться у  разных продавцов только ценой. Поэтому  конкуренция между продавцами носит  ценовой  характер. Она предстает как совершенная, так как доля каждого продавца в общем предложении  товара на рынке незначительна,  так же как и доля каждого покупателя в общем спросе на товар.

    Совершенный рынок характеризуется также  тем, что вход и выход на него свободен для всех, никому не запрещено заниматься производством и продажей данного товара, впрочем, как и прекратить его производство и продажу. На рынке нет каких-то препятствий или трений, мешающих работе рыночного механизма [2]. На нем нет ни рэкета, ни государства с его пошлинами, ни сговора продавцов и т.п.

    На  таком рынке отсутствует какая-либо дискриминация, как в отношении продавцов, так и в отношении покупателей. Наконец, совершенный рынок отличается тем, что все его субъекты обладают всей информацией о состоянии данного рынка. Обзор свойств совершенного рынка показывает, что этот рынок близок к идеальному, так как в реальной жизни найти подобный рынок непросто. Между тем микроэкономика гласит, что отсутствие хотя бы одного свойства совершенного рынка делает его несовершенным [3]. Получается, что все остальные представленные в таблице рынки относятся к типу несовершенных, выступая в различных видах. 

                                          Табл 1. Типы и виды рынков

Покупатели          П р о д а в ц ы
    Много     Несколько Один     
Много      Совершенный

    рынок

    
Олигопольный

    рынок

    
Монопольный

    рынок

    
Несколько      Рынок с

олигопсонией

    
Рынок с двойной

олигополией

    
Монопольный

рынок

    
Один      Рынок с

монопсонией

    
Рынок с

монопсонией

    
Рынок с двойной

монополией

    
    1. ХАРАКТЕРИСТИКА  ОЛИГОПОЛЬНОГО РЫНКА

    Олигопольный  рынок характеризуется наличием нескольких продавцов и покупателей какого-то товара.

    Олигополия  также является смешанной структурой, для которой характерны как признаки совершенной конкуренции, так и  монополии, а именно: [4]

  1. Сравнительно небольшое количество производителей, за каждым из которых закреплена достаточно весомая доля рынка;
  2. Товар дифференцирован или стандартизирован;
  3. Вход на ранок затруднен;
  4. Влияют на ценообразование.

    На  олигополистических рынках отдельные  фирмы учитывают возможную реакцию  своих конкурентов до того, как начинают рекламу и предпринимают другие расходы по продвижению товара на рынок. Олигополистическая фирма может существенно увеличить свою долю рынка при помощи рекламы только в том случае, если соперничающие фирмы не нанесут ответного удара, начав свои собственные рекламные кампании.

    Однако  у рынков нет имен или названий, позволяющих идентифицировать  их согласно теоретическим категориям: монополии, олигополии, монополистической и  чистой  конкуренции.  Вместо   теоретического   смысла этих   категорий эмпирический подход к изучению рыночной структуры предполагает поиск  других характеристик рынка, которые можно достаточно просто  определить.  Одной  из таких характеристик является концентрация рынка –  степень  преобладания  на рынке одной или нескольких  фирм [2].

        Простейшим  показателем,  измеряющим   концентрацию   рынка,   является коэффициент концентрации. Он показывает процентное соотношение всех  продаж, которые  вычисляются  для  определенного   числа   фирм.   Наиболее   широко используется,   так   называемый,   уровень   концентрации   четырех   фирм, представляющий из себя цену долей рынка четырех крупнейших фирм.

        Показатель уровня концентрации  имеет несколько  ограничений.  Очевидным является то, что он не учитывает разницы между  отраслями,  в  которых  одна фирма доминирует на рынке, и теми, в которых четыре или более фирм делят  ее почти поровну. Рынок, на котором одна фирма контролирует 77% ,  остальные  с 23% по 1%  будет иметь такой же  уровень концентрации,  как  и рынок,  где контроль каждой фирмы над рынком не превышает 25% [4].

        Измерение  концентрации  с   помощью  индекса  Герфендаля   –   Хиршмана позволяет преодолеть этот недостаток.

        Индекс рыночной концентрации  Герфендаля вычисляется путем  возведения  в квадрат  процентной  доли  каждой  из  фирм   и   суммированием   полученных квадратов.

    Для отраслей, где имеется N фирм, формула  имеет вид: [2]

        H=p12  +p22 +…+pn2  ,

      где рn – доля  фирмы,  выраженная  в процентах; к=1/n.

        С увеличением концентрации  индекс  Герфендаля  тоже  растет,  достигая своего максимума при монополии (Н=10000).

        Но многие экономисты считают,  что такое структурное доказательство, как степень концентрации или  индекс  Герфендаля  недостаточен  для  определения степени конкурентности рынка [1]. Более того, они утверждают, что нужно,  прежде всего, обратить внимание на само рыночное поведение фирм.

         1. Могут ли фирмы блокировать  проникновение конкурентов в  отрасль?

         2. Сталкиваются  ли  отечественные  фирмы  с  конкуренцией  со  стороны импорта?

         3. Ведут  ли  фирмы  неценовую  конкуренцию  или  заключают  негласное соглашение о ценах?

         4. Существует  ли  острая  конкуренция  между  фирмами   инновационной деятельности и других неценовых областей?

        И эта информация должна параллельно учитываться со структурными данными при определении степени конкурентности рынка.

    Олигополия  отличается небольшим числом продавцов, и эта «немногочисленность» означает, что решения отдельных фирм о  ценообразовании и определении объемов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении; устанавливая цены и планируя производство. В подобных отраслях могут выпускаться стандартизированные (например, сталь или алюминий) или многообразные продукты (автомобили и компьютеры). Как правило, вступление в олигополистические отрасли – дело сложное. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции. По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии подразделяются на плотные и разряженные. Плотные – на рынке от 2 до 8 производителей, от 9 до 24 – разряженные [3].

    Для плотных олигополий более характерны сговоры, для разряженный виде большего числа производителей, такие переговоры затруднены.

      Подобного рода градация позволяет  по-разному оценивать поведение  предприятий в условиях плотной  и разряженной олигополии. В первом  случае в силу весьма ограниченного  числа продавцов возможны различного рода сговоры в отношении согласованного их поведения на рынке, тогда как во втором случае это практически невозможно.

   Олигополия  является одной из самых распространенных структур рынка в современной  экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру [5].

Информация о работе Модели олигополии. Олигополия в Украине