Модели макроэкономического равновесия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать влияние макроэкономических моделей на развитие внешнеэкономической деятельности в Украине.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛI ОБЩЕЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ.............5
I.1 Совокупный спрос…………………………………………………..................5
I.2 Совокупное предложение…………………………………………..................6
РАЗДЕЛII УКРАИНСКАЯ ЭКОНОМИКА....................................................13
II.1 Стабилизационная политика и ее проблемы……………………................13
II.2 Экономическая политика в моделях………………………………………21
II.3 Влияние макроэкономических показателей на экономику Украины……26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….36

Работа содержит 1 файл

курсовая в.doc

— 551.50 Кб (Скачать)

    Если  на протяжении трех месяцев подряд идет сокращение или повышение этого  средневзвешенного (или сводного) индекса  из 11 компонентов, то это означает, что  экономика в целом будет развиваться в том же направлении. Однако данный индекс не является безукоризненным барометром экономической конъюнктуры и не гарантирует от «ошибок» при проведении макроэкономической политики.

    Выбор между активной и пассивной моделями макроэкономической политики осложняется также изменчивостью экономических ожиданий.

    Определяя поведение потребителей, инвесторов и других экономических агентов, ожидания играют в экономике важнейшую  роль. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, от ожиданий во многом зависят результаты макроэкономического регулирования, но, с другой стороны, сами ожидания определяются мерами экономической политики.

    Когда в политике правительства и ЦБ происходят изменения, то изменяются и  ожидания экономических агентов, и  их экономическое поведение. Для того чтобы эффективно управлять экономикой, необходимо прогнозировать эти изменения, используя для расчетов достаточно сложные экономические модели. Уравнения моделей должны изменяться в соответствии с изменениями в политике.

    Однако  обратное воздействие политики на формирование ожиданий очень сложно формализовать и «просчитать». Поэтому любые макроэкономические модели в известной мере несовершенны, и Р. Лукас критически оценивает их использование для оценки эффективности экономической политики. В связи с этим в современной экономической теории появился особый термин – «критика Лукаса». В самом общем виде его содержание сводится к тому, что традиционные методы анализа экономической политики не могут адекватно отразить влияние политических изменений на экономические ожидания.

    Это особенно существенно для расчетов уровней ожидаемой инфляции и  разработок стратегии антиинфляционной политики. Адаптивный компонент ожидаемой  инфляции может быть рассчитан как  сумма всех темпов инфляции прошлых  лет, причем коэффициент при каждом следующем слагаемом, характеризующем удаление в прошлое, оказывается меньше, чем у предыдущего:

    πе         =       0,4 π-1  + 0,2 π-2  + 0,1 π-3  +…    +   δ, где

    π-1 – уровень инфляции прошлого года;

    π-2 – уровень инфляции двухгодичной давности;

    π-3 – уровень инфляции трехлетней давности и т.д.

    Уравнение ожидаемой инфляции является составной  частью общей модели равновесия «совокупный  спрос – совокупное предложений»:

  1. Y = α+β·G – γ·Ta+ θM/P(уравнение совокупного спроса)
  2. π = πе – λ (и – и*) + ε (уравнение кривой Филипса,

    полученное  из уравнения кривой AS)

  1. πе  = 0,4 π-1 + 0,2 π-2  + 0,1 π-3  +… +  δ (уравнение ожидаемой инфляции)
  2. Р = (1+π) Р-1(уравнение уровня цен)

    При длительной инфляции экономические  агенты перестают заблуждаться относительно последствий фискальной и монетарной экспансии, они больше интересуются экономической информацией, быстро распознают цели и прогнозируют результаты действий политиков, что позволяет избежать былых «ошибок» при выработке своих решений. Это означает, что инерционная составляющая ожидаемой инфляции постепенно уменьшается и со временем вовсе исчезает. Одновременно возрастает рациональный компонент ожидаемой инфляции, связанный с изменениями в макроэкономической политике. Именно этот компонент наиболее трудно количественно оценить, а это означает, что результаты решения модели AD-AS не смогут оказаться абсолютно достоверными, что осложняет выбор мер экономической стабилизации.

    Выбор между активной и пассивной экономической  политикой зависит и от того, как оцениваются уроки истории. Мнение о стабилизационной политике во многом основывается на представлении о том, какую роль она сыграла в истории: стабилизирующую или дестабилизирующую. Этот подход является особенно распространенным в переходных экономиках, в том числе и в Украины, где постоянно ведутся поиски исторических аналогий сегодняшней ситуации и в этой связи обсуждается опыт НЭПа, опыт реформ Столыпина и другие исторические прецеденты.

    Однако  различные оценки исторических фактов нередко противоречат друг другу. История всегда допускает не одно, а множество толкований, так как выявить истинную причину макроэкономических колебаний нелегко. Поэтому обращение к истории не может окончательно разрешить вопроса о выборе модели стабилизационной политики. 

    II.2 Экономическая политика  в моделях 

    Модель IS-LM (инвестиции – сбережения, предпочтение ликвидности – деньги) – модель товарно-денежного равновесия, позволяющая  выявить экономические факторы, определяющие функцию совокупного  спроса. Модель позволяет найти такие сочетания рыночной ставки процента R и дохода Y, при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках. Поэтому модель IS-LM является конкретизацией модели AD-AS.

    Основные  уравнения модели IS-LM:

    1) Y=C+1+G+Xn – основное макроэкономическое тождество;

    2) C=a+b(Y-T) – функция потребления, где T=Ta+tY;

    3) I=e-dR – функция инвестиций;

    4) Xn=g-m' x Y-n-R   – функция чистого экспорта;

    5) М/Р= k·Y – h · R – функция спроса на деньги.

    Внутренние  переменные модели: Y (доход), С (потребление), I (инвестиции), Хп (чистый экспорт), R (ставка процента).

    Внешние переменные модели: G (государственные  расходы). Ms (предложение денег), t (налоговая ставка).

    Эмпирические  коэффициенты (а, Ь, е, d, g, m', n, к, h) положительны и относительно стабильны.

    В краткосрочном периоде, когда экономика  находится вне состояния полной занятости ресурсов {Y≠Y*), уровень  цен Р фиксирован (предопределен), а величины ставки процента R и совокупного  дохода Y подвижны. Поскольку Р = const, постольку номинальные и реальные значения всех переменных совпадают.

    В долгосрочном периоде, когда экономика  находится в состоянии полной занятости ресурсов (Y=Y*), уровень  цен Р подвижен. В этом случае переменная Ms (предложение денег) является номинальной величиной, а все  остальные переменные модели реальными.

    Кривая IS – кривая равновесия на товарном рынке. Она представляет собой геометрическое место точек, характеризующих вес  комбинации Y и R, которые одновременно удовлетворяют тождеству дохода, функциям потребления, инвестиций и чистого экспорта. Во всех точках кривой IS соблюдается равенство инвестиций и сбережений. Термин IS отражает это равенство (Investment = Savings).

     Простейший  графический вывод кривой IS связан с использованием функций сбережений и инвестиций. 
 
 
 
 
 
 

Рисунок. 4 Функции сбережений 
 
 

    Функции инвестиций

    Кривая IS

    Ставка  процента

      Доход, Yвыпуск

    Относительная эффективность стимулирующей монетарной политики определяется величиной стимулирующего эффекта от увеличения денежной массы и снижения процентных ставок на динамику инвестиций и чистого экспорта. Этот стимулирующий эффект противоположен эффекту вытеснения.

    Если  имеют место длительные изменения  темпов роста денежной массы, то в  долгосрочном плане увеличивается  номинальная ставка процента, «подталкиваемая» ростом уровня ожидаемой инфляции. Это не исключает, однако, краткосрочных понижений номинальной ставки из-за текущих мер денежно-кредитной политики. Ожидаемые темпы роста денежной массы, согласно уравнению Фишера, не оказывают на реальную ставку процента заметного воздействия.

    И фискальная, и монетарная экспансия  вызывает лишь краткосрочный эффект увеличения занятости и выпуска, не способствуя росту экономического потенциала. Задача обеспечения долгосрочного  экономического роста не может быть решена с помощью политики регулирования совокупного спроса. Стимулы к экономическому росту связаны с политикой в области совокупного предложения.

    Классический  и кейнсианский подходы к макроэкономической политике различны. Разногласия касаются причин нестабильности совокупного спроса; факторов, определяющих совокупное предложение; взаимосвязи инфляции и безработицы; инструментов фискальной и монетарной политики и т.д.

    Общим методологическим подходом кейнсианцев  является концепция активной макроэкономической политики, которая необходима для стабилизации внутренне нестабильной экономики. Внутренняя нестабильность во многом связана с недостаточной гибкостью рынка труда, «жесткостью» заработной платы и неэластичностью цен в сторону понижения.

    В классической модели макроэкономическая политика всегда пассивна, так как экономика внутренне стабильна и автоматически приходит в состояние долгосрочного равновесия. Инструментами «саморегулирования» являются гибкие заработная плата, цены и ставка процента. Государственное вмешательство, напротив, усиливает экономическую нестабильность и сводится к минимуму.

    В кейнсианской модели основным уравнением является уравнение совокупных расходов:

    Y = C + I + G + Xn,

    которое определяет величину номинального ВВП.

    В классической модели основным уравнением является уравнение обмена:

    MV=PY,

    где величина MV представляет собой совокупные расходы покупателей, a PY – общие  доходы (выручку) продавцов, которые  также определяют номинальный ВВП.

    Очевидно, что оба уравнения описывают кругооборот доходов и расходов в экономике и поэтому взаимосвязаны.

    В кейнсианской модели фискальная политика рассматривается как наиболее эффективное  средство макроэкономической стабилизации, так как государственные расходы  оказывают непосредственное воздействие на величину совокупного спроса и сильное мультипликативное воздействие на потребительские расходы. Одновременно налоги достаточно эффективно воздействуют на потребление и инвестиции.

    В классической модели фискальной политике отводится второстепенная роль по сравнению с монетарной, так как фискальные меры вызывают эффект вытеснения и способствуют повышению уровня инфляции, что значительно снижает их стимулирующий эффект.

    В кейнсианской модели монетарная политика рассматривается как вторичная  по отношению к фискальной, так как у кредитно-денежной политики очень сложный передаточный механизм: изменение денежной массы приводит к изменению ВВП через механизм изменения инвестиционных расходов, которые реагируют на динамику процентной ставки.

    В классической модели предполагается, что изменение денежного предложения непосредственно воздействует на совокупный спрос и, следовательно, на номинальный ВВП.

    В концепциях неоклассического направления, таких как теория рациональных ожиданий (ТРО), цены и заработная плата рассматриваются как абсолютно гибкие. Поэтому рыночный механизм может автоматически поддерживать экономику в состоянии равновесия без какого-либо вмешательства правительства или Центрального Банка. Стабилизационная политика может оказаться эффективной лишь в том случае, если правительство и Центральный Банк лучше информированы о шоках совокупного спроса и предложения, чем рядовые экономические агенты. Если же этого преимущества в информации нет, то фискальная или монетарная политика не сможет улучшить экономическую ситуацию. 

II.3 Влияние макроэкономических  показателей на  экономику Украины

    Воздействие процесса глобализации экономики определена необходимость в поддержке со стороны государственной власти, активизации внешнеэкономичсекой  деятельности Украины, определение уровня открытости экономики, имеющего прямую и непосредственную связь с двумя характеристиками состояния национального хозяйства, нередко противоположными друг другу: конкурентоспособностью национальной экономики и экономической безопасностью. Эти показатели связанны между собой сложной системой отношений и взаимовлияний. Так как полная открытость экономики ставит под угрозу экономическую безопасность страны. Могут быть всецело скуплены стратегические отрасли экономики, вследствие чего может быть установлен внешний диктат стратегии национального экономического развития, по отраслевой структуре экономики. Кроме того, 100% открытость экономики вовсе не ведет к стремительному развитию конкурентоспособности страны – все зависит от текущего уровня развития ключевых отраслей экономики по сравнению с другими странами.

Информация о работе Модели макроэкономического равновесия