Модели макроэкономического равновесия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – проанализировать влияние макроэкономических моделей на развитие внешнеэкономической деятельности в Украине.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛI ОБЩЕЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ.............5
I.1 Совокупный спрос…………………………………………………..................5
I.2 Совокупное предложение…………………………………………..................6
РАЗДЕЛII УКРАИНСКАЯ ЭКОНОМИКА....................................................13
II.1 Стабилизационная политика и ее проблемы……………………................13
II.2 Экономическая политика в моделях………………………………………21
II.3 Влияние макроэкономических показателей на экономику Украины……26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….36

Работа содержит 1 файл

курсовая в.doc

— 551.50 Кб (Скачать)

    Уровень цен

    

      
 
 

           Реальный объем производства

    Рисунок. 4 Парадокс макроанализа 

    Такое положение объясняется возникновением инфляционной модели потребительского спроса при которой ограничивается потребление многих ценных продуктов  питания и многих предметов личного  обихода, но приобретаются вещи, чтобы спасти обесценивающиеся деньги. В условиях финансовой нестабильности и продолжающейся инфляции равновесие нарушено, связь между совокупным спросом и предложением разорвана. Поэтому требуется определенное время и кардинальные перемены в хозяйственной ситуации, чтобы свободные цены побуждали производство к расширению и совершенствованию.

    Модель  взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения также  может быть использована и для  объяснения экономической сущности шоков – отклонения объема выпуска и занятости от потенциального уровня. Шоки со стороны спроса могут возникать, например, вследствие резкого изменения предложения денег или скорости их обращения, резких колебаний инвестиционного спроса и т. д. Шоки предложения могут быть связаны с резкими скачками цен на ресурсы (ценовые шоки, например, нефтяной шок), со стихийными бедствиями, приводящими к утрате части ресурсов экономики и возможному уменьшению потенциала, усилением активности профсоюзов, изменением в законодательстве. Появление шоков в экономике способствует активизации стабилизационной политики государства, направленной на восстановление равновесного объема производства и занятости на прежнем уровне. Общие характеристики макроэкономической стабилизации носят универсальный характер. Однако в условиях стран с переходной экономикой они приобретают специфические черты. Это определяется связью макроэкономической стабилизации с преодолением системного кризиса, имеющего особую глубину и остроту. Поэтому макроэкономическая стабилизация в условиях переходной экономики представляет собой не просто набор определенных экономических мер и – через их посредство- балансирование ряда макроэкономических показателей, а одновременно и формирование новой системы экономических отношений. В этом смысле она носит не только функциональный, но и трансформационный  характер, а значит, является важным элементом системных преобразований в экономике.

    В этой связи естественно вспомнить  широкоизвестный в термодинамике  закон ЛеШателье, который в наше время П. Самуэльсон перенес на экономические системы (закон Самуэльсона – ЛеШателье). В соответствии с ним всякая система, испытывающая внешнее воздействие, противодействует ему, стремясь сохранить свое прежнее состояние. Как показывает анализ , проведенный А. Варшавским,, можно выделить несколько основных внешних факторов, вызывающих дестабилизацию в российской экономике:

    - либерализация цен и непродуманная приватизация, сопровождавшиеся перетоком денежных средств из первичного и вторичного секторов экономики в третичный (кредитно-финансовая сфера, услуги, торговля);

    - высокая стоимость кредита для предприятий реального сектора экономики;

    - низкая эффективность банковской сферы, действующей на основе финансовых пирамид;

    - отток капитала за рубеж;

    - чрезмерно высокий для предприятий реального сектора уровень налогообложения;

    - значительная роль государства в формировании задолженности.

    Действие  этих факторов привело, в частности, к нарушению обычных зависимостей в финансовой системе. В нормальной рыночной экономике неплатежи, внутренняя и иностранная валюта являются чистыми субститутами.  Однако в российской экономике между ними действуют иные связи. Переход к бартеру и денежным суррогатам сопровождался ростом неплатежей. Это позволяло компенсировать снижение ВВП под действием внешних факторов, а также замедлить темпы инфляции. Иными словами, бартер, неплатежи и денежные суррогаты в условиях хронического кризиса способствуют выживанию российских предприятий и сохранению социальной инфраструктуры. Такое положение требует особой стабилизационной политики со стороны государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    РАЗДЕЛII УКРАИНСКАЯ ЭКОНОМИКА

    II.1 Стабилизационная  политика и ее  проблемы 

    Резкие  изменения совокупного спроса и  предложения – шоки приводят к  отклонению объема выпуска и занятости от потенциального уровня. Шоки со стороны спроса могут возникать, например, вследствие резкого изменения предложения денег или скорости их обращения, резких колебаний инвестиционного спроса и т.д. Шоки предложения могут быть связаны с резкими скачками цен на ресурсы (ценовые шоки, например, нефтяной шок), со стихийными бедствиями, приводящими к утрате части ресурсов экономики и возможному уменьшению потенциала, усилением активности профсоюзов, изменениями в законодательстве и, например, связанным с этим значительным ростом затрат на охрану окружающей среды и т.д.

    С помощью модели AD-AS можно оценить  воздействие шоков на экономику, а также последствия стабилизационной политики государства, направленной на смягчение колебаний, вызванных  шоками, и восстановление равновесного объема производства и занятости на прежнем уровне.

    Например, негативный шок предложения (рост цен  на нефть) вызывает рост общего уровня цен (краткосрочная кривая AS сдвигается вверх от SRAS1 до SRAS2) и падение объема выпуска (точка В). -

    Если  правительство и Центральный  банк не предпринимают никаких шагов, то экономика будет приспосабливаться  к новой ситуации. При уровне производства и занятости ниже потенциального (точка В) цены начнут постепенно снижаться, а уровень занятости и выпуска вернется к прежнему состоянию. Это отразится на графике обратным движением вдоль прежней кривой AD1 из точки Вв точку А. Однако такой процесс приспособления может оказаться очень длительным, а затяжной спад в экономике чреват социальными конфликтами.

    Центральный банк может нейтрализовать спад, увеличив предложение денег (сдвиг вправо кривой AD от AD1 до AD2), но последствием этого станет фиксация цен на более высоком уровне, установившемся в результате шока (точка С). Аналогичный результат достигается увеличением государственных расходов. Таким образом, экономическая политика государства сталкивается с известной дилеммой: длительный спад и безработица или рост цен при сохранении уровня занятости и выпуска.

    Модель AD – AS (с определенной степенью условности) может быть использована для интерпретации и анализа процессов, происходивших в переходной экономике Украины и других стран.

    Последствия форсированной либерализации хозяйственной  деятельности в России отразились на состоянии совокупного спроса и предложения: либерализация цен и снятие дефицита потребительских товаров (в том числе и за счет импорта) привели к перераспределению денежных средств населения в пользу текущего потребления за счет ранее накопленных сбережений. Безналичные средства предприятий, служившие ранее простым средством учета плановых потоков продуктов, стали реальными платежными средствами. Все это привело к увеличению совокупного спроса в экономике. Графически это могло быть отражено сдвигом вправо-вверх кривой AD, что показывало рост цен в экономике.

    Структурная перестройка экономики в процессе либерализации хозяйственной жизни, связанная, в частности, с изменением структуры спроса и относительных  цен, определенным образом повлияла на состояние совокупного предложения. Например, вследствие несовпадения структуры факторов производства, занятых в разных отраслях, было невозможно их полное перераспределение в соответствии с новыми потребностями из угасающих отраслей в перспективные. В связи с этим далеко не весь производственный потенциал, задействованный в доперестроечный период, мог быть использован после либерализации экономики. В сторону сокращения объема потенциального выпуска (долгосрочного совокупного предложения) действовали и такие факторы, как разрыв ряда производственных связей и сокращение торговых отношений с бывшими союзными республиками и партнерами по СЭВу. Достаточно отчетливо проявилось в переходной экономике России явление «гистерезиса» – утраты части производственного потенциала, вследствие того, что падение производства оказалось достаточно устойчивым и долговременным.

    В модели AD – AS подобные изменения совокупного  предложения можно было отразить графически сдвигом LRAS влево от прежнего уровня потенциального выпуска.

    Краткосрочная кривая AS, если предположить ее положительный наклон, оказалась бы слева от LRAS и также смещалась бы влево-вверх под воздействием, например, ценовых шоков, таких как рост цен на топливно-энергетические ресурсы. Все это имело следствием дальнейшее снижение объема выпуска и рост цен, но теперь уже как результат инфляции издержек.

    Длительное  депрессивное состояние экономики  привело к снижению реальных доходов  основной массы населения, что послужило  причиной последующего падения совокупного  спроса. В этом же направлении подействовало  и снижение инвестиционной активности в экономике, что сократило инвестиционную составляющую совокупного спроса. Графически это иллюстрируется сдвигом влево кривой AD, что еще более усиливает спад, по крайней мере в краткосрочном периоде, хотя и несколько снижает уровень цен или замедляет инфляцию (если цены неэластичны в сторону понижения).

    Таким образом, модель AD – AS может быть использована как для иллюстрации, так и  для оценки перспектив событий в  переходных экономиках во всех случаях, когда совокупный спрос и предложение начинают работать в соответствии с закономерностями возникающего рыночного механизма.

    Экономическая стабилизация связана со многими  трудностями практического характера. К их числу относятся:

    а) временные лаги фискальной и монетарной политики;

    б) несовершенство экономической информации;

    в) изменчивость экономических ожиданий;

    г) неоднозначность исторических аналогий.

    Внутренний  лаг – промежуток времени между  моментом экономического шока и моментом принятия ответных мер экономической  политики. Такие внутренние лаги более характерны для фискальной политики: изменение курса денежно-кредитной политики осуществляется по решению Центрального Банка, тогда кик меры бюджетно-налоговой политики предполагают длительное обсуждение в парламенте.

    Внешний лаг – промежуток времени между моментом принятия какой-либо меры экономической политики и моментом появления результатов от этой меры. Такие внешние лаги характерны для денежно-кредитной политики в большей мере, чем для фискальной, так как денежно-кредитные инструменты воздействуют на совокупный спрос через определенный передаточный механизм.

    Поскольку инвестиционные проекты планируются  фирмами заблаговременно, то требуется  время от 6 до 12 месяцев, чтобы, например, инвестиции в жилищное строительство  отреагировали на изменение ставки процента. Производственные инвестиции имеют еще более продолжительный лаг.

    Так же обстоит дело и с чистым экспортом. В ответ на изменение денежной массы и процентной ставки изменяется валютный курс, что, в свою очередь, приводит к изменению объемов экспорта и импорта и, соответственно, величины чистого экспорта. Если, например, в результате снижения валютного курса какие-либо товары относительно подешевели, а другие, наоборот, относительно подорожали, то потребители не переключаются немедленно на подешевевшие товары даже в том случае, когда они очень высокого качества – требуется известное время, чтобы покупатели обнаружили их преимущества, изменили свои предпочтения и т.д. Эластичность спроса на импортные товары окажется в этом случае одним из главных факторов, определяющих эффективность мер монетарной политики.

    В среднем лаги фискальной и монетарной политики составляют 1-2 года. Если меры были приняты до начала циклического спада или во время спада, то пик  воздействия может проявиться в противоположной фазе цикла (то есть в подъеме) и усилить амплитуду колебаний. Это усложняет проведение активной стабилизационной политики.

    Автоматические  стабилизаторы экономики частично разрешают эту проблему в индустриальных странах. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей и для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, Кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

    Проведение  стабилизационной политики также осложняется  тем, что многие экономические события  практически непредсказуемы. Эти  сложности макроэкономического  прогнозирования частично преодолеваются с помощью расширения и усложнения макроэкономических моделей, позволяющих предсказать динамику основных показателей экономического развития. Индекс опережающих индикаторов, объединяющий 11 блоков данных, обеспечивает необходимую информацию о возможных колебаниях экономики.

    Индекс опережающих индикаторов включает в себя следующие показатели:

  1. Средняя продолжительность рабочей недели. Сокращение в длительности рабочей недели указывает на возможное сокращение в будущем объема ВВП.
  2. Первичные заявки на получение страховки по безработице. Увеличение числа первичных требований на получение пособия связано с падающим уровнем занятости и выпуска.
  3. Новые заказы на поставку потребительских товаров. Сокращение числа таких заказов предшествует сокращению ВВП.
  4. Цены рынка акций. Снижение цен акций является отражением ожидаемого сокращения продаж корпораций и падения прибылей, а также вызывает сокращение потребительских расходов и делает выпуск новых акций менее привлекательным для фирм, что может вызвать падение ВВП.
  5. Контракты и заказы на новые машины и оборудование. Сокращение объема заказов на производственное o6opудование и другие инвестиционные товары означает сокращение в будущем объема ВВП.
  6. Число лицензий на строительство жилья. Сокращение этого показателя предшествует сокращению инвестиций и ВВП.
  7. Выполнение заказов на поставки материалов и комплектующих изделий. Хотя это кажется несколько парадоксальным, но улучшение деятельности торговых предприятий по своевременной поставке покупателям материалов и комплектующих изделий свидетельствует о сокращении спроса со стороны сектора «бизнес» и о потенциально снижающемся ВВП.
  8. Изменение портфеля заказов на товары длительного пользования. Сокращение объема портфеля заказов свидетельствует о сокращении совокупного спроса и последующем снижении ВВП.
  9. Изменение цен па некоторые виды сырья. Снижение цен на сырье нередко предшествует падению объема ВВП.
  10. Предложение денег. Сокращение предложения денег обычно ассоциируется с падением ВВП.
  11. Индекс потребительских ожиданий. Падение доверия потребителей, характеризуемое этим индексом, предвещает сокращение потребительских расходов и ВВП.

Информация о работе Модели макроэкономического равновесия