Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 23:53, реферат
После распада СССР на территории России начались экономические реформы, направленные на максимально быстрое разгосударствление и приватизацию государственной собственности, на полное дерегурирование экономической жизни.
Благодаря введению прогрессивного налога на доходы во многих странах формируется социально однородное население, как, например, в Голландии, где нет особенно богатых и особенно бедных, что предоставляет равные возможности людям для своего развития. Здравоохранение в Скандинавских странах в значительной степени организовано государством, хотя имеются и частнопрактикующие врачи, главным образом, врачи общей практики. Частнопрактикующий – не означает, что этот врач берет деньги с пациентов, он, как правило, работает на контракте либо с местными органами власти, либо со страховыми организациями, являясь самостоятельно хозяйствующим субъектом, т.е. юридическим лицом. Охрана здоровья и социальное обеспечение представляет собой систему, действующую фактически на протяжении всей жизни человека, от рождения до смерти. В результате в Скандинавских странах на протяжении десятилетий наблюдаются исключительно высокие показатели здоровья граждан и одни из самых высоких в мире показателей средней продолжительности здоровой жизни.
Шведская модель социализма.
Наиболее полно выражена скандинавская модель смешанной экономики в Швеции. В основу этой модели была положена концепция «функционального социализма», т.е. соединение частных и общественных принципов экономического развития на функциональной основе. В частности, программа шведских социал-демократов предусматривала эволюционный переход к социализму (но не к тому, который будто бы был у нас) через усовершенствование системы социального обеспечения и ставили задачи:
-
достижения экономической
-
увеличения объемов
- обеспечения полной занятости без безработицы;
-
справедливого распределения
Шведская модель настолько интересна, что требует более детального рассмотрения. Это модель по своей сути наиболее близка помыслам наших граждан о будущем России; ее основные элементы в той или иной степени присутствуют во всех развитых странах, особенно, в Скандинавских государствах, но только в Швеции они представляют собой комплекс взаимосвязанных принципов и именно там они проводились в жизнь наиболее последовательно. Эта модель смешанной экономики, в которой гарантируется соблюдение рыночных принципов в сфере производства и бытовых услуг и одновременно с этим предусмотрено широкое государственное вмешательство в сферу распределения материальных благ, направленное на выравнивание структуры доходов и собственности, т.е. полное обобществление потребления с сохранением частной собственности на средства производства. В отличие от стран с выраженным капиталистическим отношением в обществе, где ставка делается на доходы граждан, правда, исключительно разные для разных граждан даже в пределах одной страны и государство минимизирует свои социальные обязательства, в Швеции государство акцентирует своё внимание на социальной поддержке и социальном выравнивании. Эта модель служит также инструментом и результатом экономической политики, частью которой является политика в отношении рынка труда – достижение полной занятости при низком уровне инфляции. С позиции классических взглядов на рыночную экономику это выглядит полным нонсенсом, поскольку классическая теория отражала равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением, причем акцент делался на предложении, которое должно порождать собственный спрос. Сбережения должны равняться инвестициям, но через ставку процента. Если цены вырастут, реальная зарплата будет падать, а затем разница между спросом и предложением будет поднимать зарплату, в чем и заключалась идея гибкости. При этом объем производства не зависит от цены, а спрос и предложение зависят от реальной зарплаты, т.е. покупательной способности. Если цены стали падать, то реальная зарплата возрастет, что ведет к росту предложения на труд, т.е. к безработице, а затем разница между спросом и предложением восстанавливает равновесие. Однако великая депрессия в США показала несостоятельность этой теории. Дж. М. Кейнс показал, что цены и зарплаты не являются гибкими, что сбережения не равны инвестициям (люди хотят иметь деньги, но не полностью их тратить), не все товары и услуги должны раскупаться (частью оседая в запасах), что означает спад производства и безработицу. Он вывел теорию спроса на деньги. Кроме того, он считал, что сама система не может прийти в равновесие без вмешательства государства и делал акцент на совокупном спросе. Но нарастание спроса неизбежно ведет к росту цен, а если идет постоянный рост цен (как у нас), то он требует адекватного повышения зарплаты. В результате повышения зарплаты спрос падает, идет возврат к безработице при более высоких ценах. Кейнс считал, что причиной инфляции является избыточный совокупный спрос, и если бы она была в пределах 3-4% годовых, а не как у нас по официальным данным 8-10% (по расчетным- значительно выше, соответственно росту цен), то она полезна для общества в виде встряски, т.к. она побуждает производителей через механизм ставки процента (цена денег), увязывающий товарный и денежный рынок, произвести больше продукции. При этом между инфляцией и безработицей существует обратная зависимость. По Кейнсу полная занятость выглядит в виде 85% загрузки производственных мощностей и 3-4% безработицы. Монетаристская школа дала другое объяснение инфляции – это чрезмерный рост денежной массы. М. Фридмен считал утопией, что инфляцию можно снизить за счет безработицы. Его рецепт - политика денежного зажима, сокращение выдачи авансов, ссуд, кредитов, резкое уменьшение расходов в социальной сфере, т.е. по его мнению, нужно оставить в покое товары и перекрыть все каналы денежных эмиссий. Этот подход в США не использовали, частично им воспользовалась М. Тэтчер, но в результате получила рост безработицы, и в искаженном виде при консультациях американских монетаристов он был неолибералами применен в России, где главным они считали не поддержать людей, а бороться с инфляцией. Монетаристский подход также оказался не панацеей, тем более, что связь между динамикой денежной массы и ценами оказалась не прямая.
Швеция устояла под натиском монетаристов, предлагавших допустить безработицу, ограничить ответственность государства за поддержание высокого уровня занятости, резко сократить государственные расходы, прежде всего, в социальной сфере, и одновременно снизить налоги на прибыль и имущество акционеров как бы для уменьшения бюджетного дефицита. Один из активных проводников социальной политики безвременно погибший премьер-министр Швеции Улоф Пальме резко критиковал экономику капитализма, когда всё подчиняется получению прибыли любой ценой, а с чувствами и желаниями людей не считаются, саркастически называя это «чудом рыночной экономики». Он считал безработицу расточительством и недоиспользованием производственных ресурсов, приводящим к неудовлетворению основных человеческих потребностей и к страданию людей. При этом нужно учитывать данные известного экономиста M. Brenner о том, что увеличение безработицы на 1% приводит к росту смертности на 4%. Это еще раз свидетельствует о тесной связи между политикой, экономикой и здоровьем.
В Швеции исходили из того, что социальные выплаты и услуги – это право всех, а не разовая благотворительность, как это преподносится у нас при очередном повышении зарплаты или пенсии уже после наступившего роста цен. По свидетельству известных экономистов А. Хедборга и Р. Мейднера, шведская модель означает высокую степень обеспеченности граждан социальными услугами, активное вмешательство государства в экономику, вплоть до национализации целых отраслей, а также вмешательство в отношения между трудом и капиталом, осуществляемое с помощью политики обеспечения занятости и политики в области оплаты труда. Это достигалось путем создания высокоэффективной экономики, обеспечения занятости практически всего трудоспособного населения, ликвидации бедности, формирования самой развитой в капиталистическом мире системы социального обеспечения, высокого уровня здравоохранения, грамотности, образованности и культуры населения. Всё это чрезвычайно актуально и для нашей страны, тем более, что Президент РФ ставит именно такие задачи.
Основные параметры шведкой модели «общества благосостояния» под названием «народный дом» были сформулированы премьер-министром П.А. Ханссоном еще в 1928 году, когда он объявил о создании в стране общества равных. И, действительно, если в США государство несет ответственность за предоставление бедным и маргинальным группам минимального стандарта (социальное обеспечение, пособия, здравоохранение, питание, жилье), то в Швеции государство гарантирует всем равное право на высокий уровень жизни и там существует единая для всех система здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения с едиными стандартами.
Каждый швед, выплачивая налоги в соответствии со своими доходами по прогрессивной шкале, может рассчитывать на равные возможности, на одинаковые по объему и качеству услуги и льготы для любого гражданина. Таким образом, в Швеции, а не в СССР был создан настоящий социализм (не равенство в бедности, а равенство в богатстве). Поэтому там (как и в Швейцарии) один из самых высоких уровней налогообложения. Всем детям предоставляется доступ к хорошим детским садам, к единой государственной системе образования, а на пособие для детей может существовать вся семья. Фактически шведский социализм – это социализм среднего класса, который, по мнению Г.Х. Попова, должен стать уделом нынешнего столетия. По его представлению средний класс не беден и не богат, он никого не угнетает и сам не испытывает угнетения, он не стремится ни к богатству, ни к власти, ему нужен доход, обеспечивающий нормальную жизнь и личную свободу, стабильность в обществе, его главная забота- это забота о семье. Средний класс – это главный фактор гармонизации общества и основа его стабильности, причем в развитых странах на его долю приходится 60-70% населения. К сожалению, с учетом этих критериев можно утверждать, что в России формирование среднего класса пока весьма проблематично. Сложности будут в России и с развитием рынка труда, т.к. если в других развитых странах люди «привязаны» к месту работы и легко переезжают к новому месту работы, то в России люди «привязаны» к месту жительства, и потому массовые перемещения по стране затруднены.
Швеция занимает первое место по доле государственных расходов в ВВП, на социальные нужды там тратится почти 60% ВВП, в т.ч. на пенсии – 12%, пособия по временной нетрудоспособности – 11%, на профобучение и переквалификацию – 7%, жилищные пособия – 5%, семейные пособия – 5%, пособия по безработице и расходы на организацию общественных работ – 2% и т.д.
Главным источником доходов в Швеции являются налоговые поступления при том, что вводить налоги имеют право как государство, так и региональные органы и местные власти в общине (коммуне). Последние вправе устанавливать процентную ставку налога на доходы, вводя коммунальный и региональный подоходный налог в соответствии с принятым законодательством. В среднем ставка на местном уровне колеблется в пределах 14-23% от общего дохода граждан, а на региональном уровне 9-12%. Как видно, налоги на доходы достаточно высокие, но именно они обеспечивают равные социальные возможности граждан, именно за их счет идет развитие всей инфраструктуры на местах. Это важно, поскольку в России на местах, где создаются практически все условия жизни граждан (медицинские и образовательные учреждения, транспорт, дороги, жильё, магазины и т.д.), остается небольшая часть всех налоговых сборов, что не позволяет создать достойные условия жизни во всей стране.
Отдельно в Швеции, как и в других Скандинавских странах, существует налог на доходы, превышающие определенную величину. Этот налог составляет 25% и уходит в национальный бюджет. Достаточно весомым является налог на доходы юридических лиц. Из более мелких налогов можно отметить земельный налог, налог на собственность, налог на добавленную стоимость, который в нашей стране является основным. В конечном итоге все эти налоговые поступления (за исключением накладных расходов) возвращаются гражданам, создавая для них высокий стандарт жизненного уровня.
Большой
интерес представляет оригинальная
система пенсионного
С 60-х годов прошлого столетия профсоюзы Швеции стали проводить политику «солидарной заработной платы», т.е. равной заработной платы за равный труд. Вначале эта политика была направлена на выравнивание заработной платы у работников одного уровня образования и профессиональной подготовки, а затем профсоюзы включились в борьбу за равную оплату за любой труд и в результате значительные различия в заработной плате различных категорий работников были существенно сглажены. Мы намеренно привели сведения об этой политике, но не для того, чтобы предложить использовать опыт «уравниловки» в заработной плате (хотя, как подчёркивалось, там существует «равенство в богатстве, а не равенство в бедности»), а для того, чтобы подчеркнуть, какую роль в обществе должны играть профсоюзы. Шведская политика, направленная на то, чтобы каждая семья и каждый одинокий человек имели собственное отдельное жильё, была полностью реализована за счет специальных государственных усилий (пособия, налоговые льготы, доплаты, выгодные займы, «строительный налог» и др., а также предоставление муниципального жилья особо нуждающимся в улучшении жилищных условий).
Заключение.
Швеция является единственной капиталистической страной, которая на протяжении многих десятилетий не меняет курс экономической политики, не поощряет развитие крупного капитала за счет урезания социальных служб, в которой отказались от метода борьбы с инфляцией с помощью роста безработицы. Вместе с тем, назвать Швецию государством благосостояния в полном виде пока еще нельзя, т.к. благосостояние не сводится только к высоким стандартам потребления, но также предполагает участие широких масс во всех процессах управления, в т.ч. и в экономике, чего пока нет в шведской действительности. Речь идет о развитом гражданском обществе, однако Швеция и другие Скандинавские страны к нему ближе всего. Приобщение Швеции к Европейскому союзу превратило Швецию в страну -донор, когда финансово-экономический баланс внешних отношений складывается не в пользу Швеции.
Отсутствие гибкой налоговой политики при сохранении высокой ставки прогрессивного налога на доходы привело в последнее десятилетие к оттоку крупного производства и капитала в другие страны с более мягким налогообложением. Поэтому было бы целесообразным ввести в Швеции плавающий налог на доходы, и на первое время его значительно снизить, что будет способствовать приостановлению этих негативных процессов. Кроме того, с учетом нынешнего состояния экономики в Швеции от политики стимулирования совокупного спроса, видимо, целесообразно временно перейти к стимулированию совокупного предложения, сменить приоритеты промышленной политики, что внесло бы новые возможности, повысило конкурентоспособность, обновило технологии, прекратило утечку капитала из страны. Такая гибкость не означает отход от социально ориентированной рыночной политики; напротив, через некоторое время она сможет выйти на новый виток своего развития.
Это важно, поскольку в последние годы в Швеции отмечается замедление темпов экономического развития, ухудшение конъюнктуры на внешнем рынке, некоторый рост инфляции и безработицы, рост внешнего государственного долга. Показанные выше меры могут способствовать оздоровлению шведской экономики. Кроме того, рост общественного сектора без каких-либо установленных законодательным путем ограничений и высокий уровень налогообложения привел к росту числа чиновников, которые фактически ничего не производят и потому их число должно быть соизмеримо с интересами общества. Но в процентном отношении этот рост никак не соизмерим с ростом чиновников в нашей стране. Отдельно следует отметить рост иждивенческих настроений в Швеции, когда можно постоянно не работать, периодически на бирже труда не соглашаться с предлагаемыми вакансиями и получать не меньше 70% от средней зарплаты по стране. Для таких людей должны быть введены определенные временные ограничения. Несмотря на отмеченные издержки, которые являются устранимыми, описанная модель представляет особый интерес.
Таким
образом, опыт Швеции с его исключительно
позитивными чертами и отдельными недостатками
несомненно важен для России.