Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 23:53, реферат
После распада СССР на территории России начались экономические реформы, направленные на максимально быстрое разгосударствление и приватизацию государственной собственности, на полное дерегурирование экономической жизни.
В главе 1 ст. 3, п. 2 Конституции РФ очень верно записано, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Однако нигде не прописаны механизмы влияния народа на власть, хотя они хорошо известны и проверены мировой практикой – прямые выборы и возможность отзыва избранников, референдумы, плебисциты, участие в институтах гражданского общества, попечительских и наблюдательных советах и т.д. Отсутствие четко обозначенных механизмов даёт возможность власти для маневра, в т.ч. путём запрещения референдумов и организации нужных выборов. В результате, по мнению Ф. Искандера, наступает психологический кризис власти – это когда средний гражданин страны чувствует себя умней правительства и его министров.
Общие вопросы экономики.
В развитых странах тщательно изучают не только труды В. Пети, А. Смита, Д. Рикардо, Л. фон Мизеса, Ф. фон Хайека, Дж.М. Кейнса, Д.С. Миля, М. Фридмена и других основателей рыночной экономики, но и, как отмечалось, К. Маркса для того, чтобы избежать социальных потрясений. Именно в силу зависимости властей от избирателей, т.е. благодаря системе, а не по какой-либо иной причине, они в той или иной мере проводят социально ориентированную политику, направленную на экономическое выравнивание и социальный консенсус в обществе. При этом сглаживается острота экономических, социальных, идеологических и этнических противоречий, защищаются права меньшинств, ограничивается произвол власти и бизнеса. На самом деле, вопреки утверждениям некоторых рьяных рыночников и монетаристов, государство должно активно влиять на рыночную экономику, устанавливая «правила игры» на рыночном поле, и управлять развитием страны, но не через указы Президента или постановления правительства, а посредством тщательно продуманной, взвешенной и достаточно гибкой налоговой политики (а также экономической, таможенной, бюджетной, кредитной, банковской, инвестиционной, торговой, законодательной, структурной и т.д.).
Совсем недавно наши младореформаторы восхищались монетаристскими идеями (цель была подавить инфляцию путем резкого сокращения расходов), затем они увлеклись опытом Аргентины, экономика которой рухнула достаточно быстро и похоронила под своими обломками её идеологов и создателей. Там при министре экономики Кавальо при высочайшей инфляции с 1991 г. был жестко установлен паритетный курс песо и доллара, в результате чего прекратились эмиссия не обеспеченных денег и воровской экспорт из страны, на долю которого приходилось всего 10% ВВП, а остальные 90% - на внутреннее производство. Фактически кризис в Аргентине, как и дефолт в нашей стране, был спровоцирован действиями чиновников, разворовавших бюджет, и местными властями, выпустивших и продавших облигации под гарантии государства на суммы, во много раз превышающие бюджет. А государство в условиях нелегитимной олигархической экономики не сыграло своей роли на опережение и на прекращение утечки денег за рубеж. В результате – обвал песо, очереди в банках, замороженные вклады, пустые прилавки, резкий спад экономики и производства. В Аргентине был объявлен дефолт и страна заявила, что не может оплатить по внешним кредитам и займам. Причина – коррумпированность политической системы. Очень показательная картина.
Как
правило, смешанная экономика
- создание условий для существования разных форм собственности;
- определение
форм демократии и решение
вопросов самоуправления и
- определение форм участия государства в общественном производстве;
- определение границ общественного контроля за производством и распределением;
- определение методов управления экономикой, степени соединения планового и рыночного механизмов регулирования экономики;
- формирование принципов политики социального реформирования и управления социальной сферой.
Разные способы решения этих проблем и определяют специфику социального реформирования.
Модели смешанной экономики.
Наиболее интересные модели характерны для Франции, Германии, Китая, Скандинавских стран. Но модель экономического развития Китая (государственный капитализм) следует рассматривать отдельно и подробно, в данной работе это будет сделано лишь в общих чертах. Скандинавская модель будет представлена в самостоятельном разделе.
Как известно, Китай – это страна малого бизнеса. Даже самые крупные китайские фирмы и компании нередко несут функции представительства сотен мелких фирм. 4,3 млн. малых и средних предприятий, не действующие сами по себе, объединены в крупные группы с разделением между ними обязанностей. Такие объединения выгодны, т.к. позволяют завоевывать мировые рынки, и китайские товары разного назначения заполонили весь мир. К этому можно добавить продукцию 28 млн. индивидуальных предпринимателей. Малый (даже не средний) бизнес в Китае поистине является «локомотивом» экономики и обеспечивает 81% рабочих мест, 60% ВВП, 51% всех налоговых поступлений и 80% всех научно-технических новшеств и открытий в стране (примерно также обстоит дело с малым бизнесом и в ряде других стран). Продукция малого бизнеса – это 63% всего экспорта Китая (200 млрд. долл.). Официальный товарооборот с Россией составляет 37 млрд. долл. в год, а фактический – в 4,6 раза больше. В Китае действует прогрессивная шкала налогов на доходы, причем, на доход до 1250 долл. в месяц не заполняется налоговая декларация, а у имеющих доход свыше 14 тыс. долл. в месяц ставка налога составляет 45%. В Китае за экономические преступления наказываются все (от тюремного заключения до расстрела), не зависимо от состояния, занимаемой должности и общественного положения, а не выборочно, как у нас. Законы в Китае для всех едины, а не так, как пока в России, где они для разных людей трактуются по-разному. Сейчас в Китае проживает больше всего населения (1295 млн. чел.), там больше всего в мире производится стали (в 5,3 раза больше, чем в РФ) и имеются самые большие золотовалютные запасы (1,53 трлн. долл.) при том, что 75% их содержатся в долларах и американских казначейских облигациях. В Китае, и это характерно именно для Китая, экономическая свобода дана не частным компаниям и предприятиям, а муниципальным образованиям. Основные принципы реформ там заключаются в создании цивилизованного рынка, когда государство осуществляет протекторат над социальной сферой. В результате в последние 15 лет отмечался бурный экономический рост, производительность труда выросла в 3 раза, а по оплате труда там вплотную приблизились в передовым странам. Вместе с тем, погоня за объемами привела к некоторому снижению качества, падению спроса на китайские товары, росту цен на производимые товары вследствие роста зарплаты и стоимости энергоресурсов, постепенному исчезновению сельских поселений как источника дешевой рабочей силы для малого бизнеса. В результате в последние 2 года экономический рост в Китае несколько замедлился и потому Китай старается переместить производства в соседние страны, где зарплата (а, значит, и все издержки) значительно ниже.
Генерал Шарль де Голль сразу после второй мировой войны предложил для Франции доктрину «третьего пути», для которой характерны:
-
национализация стратегических, жизненно
важных для страны предприятий,
-
дирижизм, т.е. государственное
- участие трудящихся в получении прибыли;
- контроль над ценообразованием и использованием ресурсов;
-
контроль государства над
-
государственное регулирование
внешнеэкономической
- протекционизм;
-
государственный контроль
Следует отметить, что в общем виде эти черты сохранились и до наших дней.
Основу германской модели составляет экономическая власть (а не собственность) и общественный контроль над ней. Фактически германская экономика строится на соединении трёх форм собственности, трёх секторов, трёх типов предприятий: частная собственность, частный сектор, частные предприятия; государственный сектор, государственные предприятия; общественная (общенародная) собственность, общественный сектор, предприятия общественной ориентации. В целом германская модель смешанной экономики сводится к построению эффективной экономики и свободной конкуренции через усиление институциональных функций государства. И если экономика в представленном виде функционирует достаточно успешно, то о социальном страховании здоровья этого сказать нельзя; скорее сейчас оно находится под угрозой полного развала при дефиците медицинской помощи в первую очередь малообеспеченным слоям населения и нуждается в срочном реформировании. Как считают германские специалисты система ОМС была приемлема для своего времени (конец XIX – начало XX), когда вся медицина была частной и государство должно было обеспечить социальную защиту своих граждан, введя определенные финансово-организационные правила взаимоотношения пациентов с частными врачами и частными больницами.
Введенный
тогда принцип «работающий
Общие принципы скандинавской модели.
Политика благосостояния Скандинавских стран (в первую очередь, в Швеции, Дании и Норвегии) базируется на институциональной системе, направленной на обеспечение социальной защищенности и благополучия всех граждан. Суть этой политики состоит в достижении стабильного экономического роста при низких темпах инфляции и при полной занятости (без безработицы) в условиях смешанной экономики. Выдвинутый принцип создания государства «всеобщего благосостояния» предполагает, что благополучие всех граждан, без исключения, становится целью активной государственной деятельности, а идея социального равенства и коллективизма занимает высокий рейтинг в шкале общественных ценностей. При этом предполагается, что жизнь и здоровье людей представляет собой такую ценность, которую нельзя измерить никакой калькуляцией, ни политическими оценками, ни рыночной стоимостью.
Там совершенно справедливо полагают, что здоровье нельзя измерить в денежном исчислении, поскольку измеряемые экономические потери в связи с утратой здоровья и трудоспособности никак не соответствуют ценности здоровья. Аналогичным способом общественно-экономическая польза от образования человека никак не соизмерима с той прибылью, которую может произвести образованный человек.
На протяжении многих десятилетий политика была направлена на выравнивание жизненного стандарта всего населения, на предоставление людям равных прав и возможностей и на социальную защищенность всех граждан. Всё производство в этих странах полностью находится в руках частного сектора, и оно ориентировано на извлечение прибыли и повышение эффективности своей деятельности, в то время как государство через свои организационные структуры управляет благосостоянием населения, реализуя тем самым главенство социальных факторов в жизни людей над рыночными законами. И это абсолютно правильно, т.к. не люди служат экономике, а экономика предназначена для людей. Как известно, здоровые и социально защищенные люди лучше трудятся, больше пользы приносят обществу и меньше потребляют медицинских и социальных ресурсов, что делает их даже в чисто экономическом плане абсолютно выгодными для всего общества.
Исходя из этого, Скандинавские страны гарантируют своим гражданам экономическую защиту в случае болезни и потери трудоспособности, бесплатное среднее и высшее образование, помощь в предоставлении муниципального жилья, материальную поддержку семей с детьми. Это касается всех, независимо от имущественного и материального положения. Все дети имеют право на получение детских пособий, что уравнивает их в правах. Финансирование социальных программ происходит за счет налогообложения по прогрессивной шкале доходов физических и юридических лиц и за счет государственных средств, тем самым компенсируя гражданам экономические риски, возникающие в условиях капитализма. Если во многих странах субъектом трудового права является работающий, то в Скандинавских странах – профсоюзные организации, которые там традиционно сильны и лучшим образом защищают интересы трудящихся. Поэтому все работающие там обеспечены необходимыми условиями (безопасность труда, адекватная зарплата, рациональное питание, профилактические обследования и медицинская помощь, жилье, пособия, детские дошкольные и школьные учреждения и т.д.). Это особенно важно в связи с тем, что рыночная система далеко не совершенная вследствие следующих причин:
- стремление частных предпринимателей к получению максимальной прибыли всегда приводит к эксплуатации труда, не способствует сохранению невосполнимых ресурсов (в т.ч. недр) и вызывает загрязнение окружающей среды;
- частный бизнес не регулирует использование ресурсов, принадлежащих всему обществу (пушных, лесных, рыбных, водных и т.д.), что может привести к их полному исчезновению;
-
товары и услуги коллективного
пользования, так называемые
- рыночная экономика не дает гражданам гарантий на труд, доход, отпуск, пенсии, выплату пособий по нетрудоспособности и т.д.;
-
рыночная экономика
- рынок в погоне за сиюминутной выгодой не станет вкладывать деньги в работы на будущее, в перспективные долгосрочные проекта, в развитие фундаментальных наук.
Все эти проблемы ведут не к экономическому процветанию, а к экономической деградации. Государство же в условиях рынка не может и не должно мириться с таким положением и берется за решение этих проблем, используя для этого всю свою экономическую и политическую силу. В результате формируется так называемый цивилизованный рынок, когда государство выдвигает определенные требования к рынку в виде достаточно жёстких законов, правил и норм, старается смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, одновременно оставляя место для мотивации к труду, риска, хозяйственной деятельности и коммерческой инициативы. Поэтому вызывает удивление довольно частые высказывания представителей власти в нашей стране в ответ на вопросы о монополизме и ничем не оправданном росте цен: «Что вы хотите, ведь это рынок», что говорит о недостаточном понимании существа рыночных отношений. Это обусловлено сложившимся олигархическим видом капитализма в нашей стране, что приводит к перекосу экономики в пользу топливных и сырьевых отраслей, которые, ориентируясь на внешний рынок, приносят сверхприбыль в немыслимых размерах, а также к перекосу в распределении национального дохода в сторону валовой прибыли и в ущерб оплате труда. Всё это ведет к узости и нерегулируемости внутреннего рынка, к бедности основной массы населения, к удушению малого бизнеса, к неспособности роста экономики в других отраслях. Поэтому сейчас крайне необходимо изменение олигархической структуры капитализма при активном участии в этом процессе государства. В какой-то мере образцом роли государства на рыночном поле является социализированная скандинавская модель, основанная на экономической безопасности, включающей общую занятость, и эгалитаризме, в т.ч. на сокращении дифференциации доходов и снижении бедности.