Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 08:35, реферат
В базе знаний Бэкмологии содержится огромный объем материалов в области бизнеса, экономики, менеджмента, различных вопросов психологии и др. Статьи, представленные на нашем сайте, - лишь ничтожная часть этой информации. Вам, случайному посетителю, имеет смысл ознакомиться с концепцией Бэкмологии, а также с содержанием нашей базы знаний.
Модель человека
в экономических теориях. Часть 1.
Модель экономического человека
1 Марта 2011
Модель экономического человека
Человек в английской классической школе
Противники экономического человека: историческая школа
Концепция человека в «Капитале» Карла Маркса
Модель человека в маржиналистской революции
Попытка синтеза
– Альфред Маршалл и
Универсалисты: Филипп Генри Уикстид, Лайонел Роббинс и Людвиг фон Мизес
Депсихологизация экономического человека
Макроэкономический
человек в теории Кейнса
В базе знаний Бэкмологии
содержится огромный объем материалов
в области бизнеса, экономики, менеджмента,
различных вопросов психологии и
др. Статьи, представленные на нашем
сайте, - лишь ничтожная часть этой
информации. Вам, случайному посетителю,
имеет смысл ознакомиться с концепцией
Бэкмологии, а также с содержанием
нашей базы знаний.
Для экономической
теории как обобщенного отражения
многообразных, явлений хозяйственной
жизни необходима упрощенная, схематичная
модель поведения человека. Знание
модели человека, лежащей в основе
экономических теорий, раскрывает область
допустимых значений, в которой применимы
выводы этих теорий. В любой теоретической
системе модель человека тесно связана
с общими представлениями ее автора
о законах функционирования экономики
и экономической политики, кроме
этого она также отражает мировоззрение
своего создателя и идеологический
контекст своего времени.
Почему вообще экономические
теории и модели теории имеют для
нас какое-то значение? Не все ли
равно, какие идеи разделяли деятели
эпохи «машин и пара», и какие
красивые конструкции строят математики,
описывая абстрактных игроков-
Понимание экономических
моделей дает возможность объяснить
мировоззренческие установки
«Люди могут заниматься
преследованием своих собственных
интересов без опасения, что это
нанесет ущерб обществу, не только
из-за ограничений, предписанных законом,
но также потому, что сами они
являются продуктами ограничений, вытекающих
из морали, религии, обычаев и воспитания».
И это не цитата какого-нибудь философа-утописта,
а слова родоначальника рыночной
экономики – Адама Смита. Его
последователи подобные идеи о моральных
и воспитанных предпринимателях
из своих теорий выкинули за ненадобностью.
Как коротко и ясно заявил два
столетия спустя Милтон Фридман, единственный
долг фирмы перед обществом –
максимизация прибыли. Как в реальной
жизни себя ведут не просвещенные
предприниматели, а реальные «экономикусы»,
россияне знают не понаслышке. Причем
на рынке сражаются между собой
в борьбе за кошельки потребителей,
ведут между собой борьбу не только
предприниматели-конкуренты.
«Экономический человек»
тем успешнее, чем меньше вокруг
него тех, на кого он смотрит, как на
людей, а не на абстрактных конкурентов.
Сегодня выгоднее всего в условиях
свободной конкуренции быть не самым
лучшим, а самым хитрым.
Почему ты такой
бедный, если ты такой умный. Привыкая
к этой реальности, легко оправдать
все некими абстрактными правилами
рынка, где нет места размышлениям,
что хорошо, а что плохо.
В отличие от теории,
в жизни безразличные решения
– потому что «так принято», «это
просто работа» и «не мы такие
– жизнь такая» – приводят вовсе
не только к абстрактной личной выгоде,
а к вполне реальным бедам. А отношение
к другим людям просто как к
средству для «выигрыша» – главная
беда всей современной экономики.
Еще одно печальное
последствие таких идей – атомизация
общества. Идея внеморальности экономической
деятельности, выноса за скобки всего
кроме выгоды и рационального
расчета, опасна гораздо больше, чем
кажется на первый взгляд. Лицемерие,
обман и маленькие
Фактически, любая
теоретическая экономическая
гипотеза о мотивации
(целевой функции
гипотеза о доступной информации
представление о
физических и интеллектуальных возможностях
человека.
Наиболее известны
следующие модели человека из экономических
теорий:
1. идущий от А.
Смита «компетентный эгоист»
или «экономический человек»
– действующий ради
2. гедонист, появляющийся
у Дж. С. Миля и завладевший
концепцией Дж. Бентама, в трудах
которого капиталист предстает
не как целеустремленный и
деятельный, экономный человек, а
как человек, испытывающий
3. немецкая историческая
школа (Б. Гильдербрандт, К.
Книс) утверждала, что человек в
экономической теории – это
эгоист, облагородивший это качество
чувствами солидарности и
4. К.Маркс исходил
из представления об
5. моделью человека
маржиналистской теории (у.С. Джевонс,
К. Менгер, Л. Вальрас) был «рациональный
максимизатор»,
6. попытка синтеза
в теории А. Маршалла –
7. согласно Дж. М.
Кейнсу обладающий неполной
С определенной долей
условности можно сказать, что в
современной экономической
Модель экономического
человека
Рассмотрим основные
компоненты модели рационального максимизатора,
известной как Homo Economicus (человек
экономический), господствующей на сегодня
в неоклассической
Деятельность человека
является целенаправленной, причем целеполагание
происходит заранее, до начала самой
деятельности. Человек стремится
к наибольшему значению своей
целевой функции: лучшему удовлетворению
потребностей. Причем под потребностями
прежде всего имеются в виду потребности
материальные, поддающиеся насыщению
в соответствии с первым законом
Госсена. Предполагается также, что
потребности и вкусы
В современной научной
литературе для обозначения экономического
человека используется акроним REMM, что
означает «изобретательный, оценивающий,
максимизирующий человек». Такая
модель предполагает, что человек
по поводу извлечения полезности из экономических
благ ведет себя полностью рационально.
Это предусматривает следующие
условия:
1. Он действует
на конкурентном рынке, что
предполагает его минимальную
взаимосвязь с другими
2. Экономический
человек рационален с точки
зрения механизмов принятия
3. Экономический
человек обладает полнотой
4. Экономический
человек эгоистичен, то есть он
стремится к максимизации
Подобные допущения
привели к обвинениям в адрес
современной ортодоксальной экономической
науки в том, что она стала,
по сути, «экономикой классной доски»
и совершенно оторвалась от реальной
жизни.
Следуя неоклассикам,
можно представить человека как
совершенное существо, полностью
владеющее собой и своими собственными
поступками, то есть определяющим последние
единственным критерием – собственной
функцией полезности. Кроме того, он
оставляет в стороне
Маржиналистская и
ранняя неоклассическая литература
предполагали доступную человеку информацию
полной (или совершенной). Это означает,
что производителю какого-либо блага
должна быть заранее известна не только
его будущая рыночная цена, но и
будущая кривая спроса на это благо
(т.е. то количество товаров, которое
он сможет сбыть по данной цене).
В традиционной неоклассической
теории предполагалось, что поведение
каждого участника рынка не зависит
от поведения остальных. Эта предпосылка
подверглась пересмотру в теории
игр. Здесь большую роль играет взаимодействие
субъекта и партнера-соперника. При
этом в информацию, доступную субъекту
хозяйственной деятельности, входит
полный набор не только собственных,
но и чужих вариантов поведения,
и, кроме того, он обладает возможностью
рассчитать, к какому исходу приведет
для него любое сочетание своих
и чужих стратегий, и выбрать
оптимальное для себя поведение
в зависимости от своей целевой
функции.
С течением времени
и развитием науки
В исходной модели не
было ограничений на доступ к информации.
Признание неопределенности означает,
что такие ограничения есть. Один
из способов решения данной проблемы:
определить оптимальный уровень
затрат времени и; сил на поиски,
при котором предельные затраты
будут равны предельной выгоде от
продолжения поиска. Такой подход
приводит к тому, что требования
к интеллектуальным способностям субъекта
возрастают – ведь перед тем как
приниматься за выбор варианта поведения
ему приходиться решить еще одну
задачу – установить оптимальный
размер нужной ему информации.
Еще один вариант
решения проблемы неопределенности
дает так называемая теория ожидаемой
полезности. Ее суть состоит в том,
что у экономического субъекта есть
выбор из некоторого количества вариантов.
Каждый из вариантов имеет несколько
возможных исходов. Если субъекту заранее
известна полезность каждого исхода
и он может примерно определить его
вероятность, то можно сформулировать
правило выбора оптимального варианта.
Существуют и другие
способы встраивания феномена неопределенности
в неоклассическую модель. Однако
во всех рассмотренных случаях