Миссия организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: дать понятие миссии организации и определить её влияние на деятельность организации.
Задачи работы:
дать понятие миссии организации;
изучить виды миссий и их характеристики;
определить роль миссии в деятельности и развитии организации.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Сущность миссии организации………………………………………………..4
2.Виды миссий и их характеристики……………………………………………9
3.Роль миссии в деятельности и развитии организации……………………...12
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 50.79 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сущность миссии организации………………………………………………..4

2. Виды миссий и их характеристики……………………………………………9

3. Роль миссии в деятельности и развитии организации……………………...12

Заключение……………………………………………………………………….17

Список  использованной литературы…………………………………………...20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Стратегическое  управление является чрезвычайно важным для фирм, которые сталкиваются с  трудностями в осуществлении  принципиально новых стратегий  своего развития. В условиях жесткой  конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать  внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию  поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими  во внешнем окружении. Ускорение  изменений в окружающей среде, появление  новых запросов и изменение позиций  потребителей, рост конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных  возможностей для бизнеса, открываемых  достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным  быстрое распространение и получение  информации, широкая доступность  современных технологий, изменение  роли человеческих ресурсов, а также  ряд других причин привели к резкому  возрастанию значения стратегического  управления.

     Не  существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как не существует единого универсального стратегического  управления. Каждая фирма уникальна  в своем роде, поэтому и процесс  выработки стратегии для каждой отдельной фирмы уникален, так  как он зависит от позиции фирмы  на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик  производимого ею товара или оказываемых  услуг, состояния экономики, культурной среды и ещё многих факторов. И  в то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить об обобщенных принципах выработки  стратегии поведения и осуществления  стратегического управления.

     Одним из таких моментов является тот факт, что исходной точкой стратегического  управления любой организацией является ее миссия. Именно миссия организации  задает основное направление развития организации. Поэтому очень существенным, а, может быть, и самым важным решением в стратегическом управлении является проектирование миссии.

     Вместе  с тем, следует отметить, что прежде чем разрабатывать стратегию  любой фирмы, необходимо определить предназначение данной фирмы, сформулировать роль и место фирмы на рынке, сферу  ее деятельности, а также перечень тех товаров и услуг, которые  она собирается предоставлять или  уже предоставляет.

     Цель  работы: дать понятие миссии организации  и определить её влияние на деятельность организации.

     Задачи  работы:

  • дать понятие миссии организации;
  • изучить виды миссий и их характеристики;
  • определить роль миссии в деятельности и развитии организации.
 
 
 
 
  1. Сущность  миссии организации
 

     За  последние десять лет термин «миссия» стал едва ли не самым модными в  лексиконе европейских и американских менеджеров.

     Продолжающиеся  многочисленные споры о необходимости  миссии и пользы от нее носят чисто  философский характер, и аналогичны дискуссиям о надобности стратегического  менеджмента и даже консалтинга  вообще. Миссия – одно из самых дискуссионных  понятий в современном управлении. Некоторые гуру-консультанты говорят, что миссия – это то без чего любая организация не может стать  успешной.

     Другие, например, Джек Траут и Стив Рывкин в своей много нашумевшей книги «Сила простоты: руководство по успешным бизнес стратегиям» прямо пишут: «Миссия организаций – не более чем лишняя путаница, а шумиха вокруг корпоративных миссий и видения очень напоминает восхищение толпы новым платьем голого короля. Декларации о миссиях большинства организаций практически не оказывают влияния на их бизнес».1

     Третьи  исследователи предлагают, для нужд стратегического анализа и планирования, вместо миссии использовать понятие  бизнес-идеи (В.С. Ефремов). Четвертые заявляют, что потребность в формировании собственной миссии возникает не больше чем у 20 % бизнес организаций (А. И. Пригожин, президент Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию).

     Миссия  – это необходимое, но недостаточное  условие для процветания бизнеса. Миссия – не панацея, не философский  камень, а все лишь рабочая лошадка  менеджмента.

     В настоящее время 90% компаний развитых стран сформулировали свою миссию. Еще совсем недавно и российские предприниматели к разработке миссии относились только как к теории, чему-то непонятному и не важному, но все в мире меняется. Это относится  и к изменению понятия «миссия», ее роли и необходимости в организации  и процветании бизнеса.2

     Поэтому миссия фирмы, как и многие базовые  понятия современного менеджмента, является одним из важных инструментов управления, и не имеет единого  общепринятого определения, что, в  свою очередь, может быть, даже и  лучше: нет шаблонов, есть неограниченные возможности.

     Существует  достаточно много толкований этого  понятия. Вот некоторые из них:

     «Миссия - стратегическая (генеральная) цель, выражающая смысл существования, общепризнанное предназначение организации. Это роль, которую предприятие хочет играть в обществе» (Л.Гительман «Преобразующий менеджмент»).

     «Миссия (предназначение) организации - ответ  на вопрос, в чем заключается деятельность компании, и чем она намерена заниматься» (И.Мазур, А.Шапиро «Реструктуризация предприятий и компаний»).

     «В  случае широкого понимания миссия рассматривается  как констатация философии и  предназначения» (О.Виханский, А.Наумов «Менеджмент»).

     «Миссия = предвиденье + кредо». (Х. Виссема «Стратегический менеджмент и предпринимательство»).

     Генеральная цель, смысл существования, предназначение, роль, философия, предвиденье, кредо - можно  продолжить список понятий, с которыми связывают Миссию компании.

     Таким образом, можно сказать, что Миссия - это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель. В отличие от видения миссия характеризует только «настоящее»  организации: вид, масштабы деятельности, отличия от конкурентов, оставляя без  внимания перспективы развития бизнеса.

     Миссия  детализирует статус предприятия и  обеспечивает ориентиры для выработки  целей и стратегий на различных  организационных уровнях.3

     Современный рынок, экономические условия, конкуренция  беспощадно диктуют свои условия, и  для тех компаний, цель которых  – вести свой бизнес основательно, серьезно и надолго, миссия – это  возможность организации более  действенного управления. Миссия в  виде качественной формулировки делает ясной общую цель предназначения и существования компании. Не случайно, миссия является базой для разработки стратегий, направления развития компании. Кроме того, миссия как долгосрочная цель компании позволяет разумно распределить усилия и ресурсы для обеспечения долговременной результативности бизнеса. Тем самым миссия позволяет определить направление, смысл и содержание деятельности персонала и дает возможность проявлять свои индивидуальные способности, дает возможность сотрудникам осознать свое место на фирме, быстрее и четче определить роль и концентрировать свои усилия в согласии с целями фирмы. Таким образом, миссия способствует созданию благоприятного климата на фирме, поскольку выражает принципы, ценностные ориентиры фирмы, принимаемые как руководством, так и сотрудниками.

     Кому  нужна миссия? Во-первых, миссия нужна  сотрудникам фирмы – для осознания  ощущения причастности и важности выполняемой  ими работы, потому что миссия определяет смысл деятельности компании.

     Во-вторых, миссия необходима руководителям всех уровней – для облегчения управления персоналом.

     В-третьих, миссия разрабатывается для клиентов с целью восприятия и осознания  того, что компания не просто зарабатывает деньги, а учитывает и прилагает  усилия по удовлетворению потребностей своих потребителей, заботится о  них.

Основные  компоненты миссии:

  • продукты или услуги, которые производит предприятие, т.е. круг удовлетворяемых потребностей;
  • категории целевых групп потребителей;
  • применяемые управленческие технологии и функции, т.е. способ удовлетворения нужд потребителей;
  • конкурентные преимущества;
  • философия бизнеса.4

     Миссия  должна быть тесно связана с ожиданиями так называемых контактных групп. У любой фирмы существуют определенные обязательства перед этими группами, принципы взаимоотношений с которыми составляют основу философии организации. Каждая группа имеет свои интересы, которые могут входить в противоречие друг с другом:

  • крупные собственники - рост своего благосостояния, стабильность бизнеса как гарантия доходов, увеличение стоимости активов;
  • миноритарные акционеры - сиюминутная отдача вложений, обеспечение их возвратности;
  • сотрудники - уважение своих ценностей со стороны фирмы, стабильность и устойчивость, гарантия занятости и заработной платы;
  • потребители - возможность приобретения качественных товаров или услуг по приемлемым ценам, их безопасность, послепродажное обслуживание;
  • партнеры, поставщики и конкуренты - выполнение фирмой обязательств и ее корректное поведение на рынке;
  • общество в целом - поступление налогов, создание рабочих мест, социальное обеспечение, снижение воздействия на экологию, формирование стабильной социально-экономической среды.

     Таким образом можно сделать вывод  о том, что миссия необходима для установления стратегических целей фирмы, а также для завоевания доверия потребителей и остальных контактных групп, чтобы не вызывать конфликта их интересов. 
 
 
 
 
 
 

  1. Виды  миссий и их характеристики
 

     Миссия  организации - выражение ее философии  и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения руководства. Она устремлена в будущее и  не должна зависеть от текущего состояния  организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое  несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь.

     Таким образом, центральным моментом миссии является ответ на вопрос: Какова главная  цель организации? Профессор В. Баранчеев в статье «Стратегический анализ: Технология, инструменты, организация» дает следующее определение миссии: миссия - это «первый шаг в снижении неопределенности представлений о фирме, прежде всего, у собственников, руководства и персонала, а затем у всех тех, кто имеет и хотел бы иметь с ней дело.5 Это инструмент стратегического управления, способ выделения данной фирмы среди конкурентов, способ распознавания потребителями ее продукции». Рассмотрим три вида миссий:

     Миссия-предназначение - узкое, но конкретное понимание и обозначение вида деятельности, характера продукции и услуг и круга их потребителей; первое представление о причине возникновения и смысле существования предприятия. Миссия-предназначение дает представление об основных свойствах фирмы: виде деятельности, особенности и полезности. В связи с этим выдвигается ряд конкретных требований к содержанию формулировки миссии-предназначения, в которой должны быть указаны:

  • основное направление деятельности фирмы;
  • основная категория клиентов;
  • потребности клиентов, удовлетворяемые продукцией фирмы;
  • отличительный признак, подчеркивающий особенность фирмы, позволяющий заинтересованным лицам выделять эту фирму среди других;
  • сторона деятельности фирмы, которой она обращена во внешнюю среду, благодаря которой видно, в чем общественная полезность фирмы.

В то же время миссия-предназначение не должна:

  • быть зависимой от текущего состояния фирмы, форм и методов ее работы, поскольку в целом миссия-предназначение выражает устремленность в будущее;
  • быть обращенной во внутреннюю среду фирмы, на внутренние проблемы, например, повышение прибыли: прибыль как миссия может существенно ограничить спектр возможных направлений развития;
  • быть ни слишком узкой, ни слишком широкой. В первом случае есть риск упустить часть рынка, во втором - иметь малую долю рынка и слабые конкурентные позиции.

Информация о работе Миссия организации