Мировой рынок информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

ХАРАКТЕРИСТИКА МИРОВОГО РЫНКА ИНФОРМАЦИИ.
СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ МИРОВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА.

Работа содержит 1 файл

готовый курсовик.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

товаров объясняется расхождением в уровне жизни граждан. Однако важнее то, что  увеличивается сальдо внешнеторгового  баланса по статье «информационные и коммуникационные технологии».  

     Суммарный внешнеторговый оборот (экспорт плюс импорт) Китая по информационным технологиям за последние годы, рос в среднем на 38% в год. Если рост продолжится такими же темпами, то к 2009 г. суммарный внешнеторговый оборот должен был бы достигнуть 454 млрд. долл., что составляет около трети общего объема мирового ИТ – рынка.

     Интересно, что США является одним из крупнейших импортеров китайс-

ких ИТ – товаров, тогда как сам Китай  все больше и больше склоняется к  импорту недостающих комплектующих и технологий из соседних азиатских

стран. Подобная ситуация ставит острые вопросы перед американскими геополитическими аналитиками. Поскольку именно ИТ является одной из основных статей американского экспорта, переориентация китайского импорта на азиатских поставщиков (из Японии, Кореи и Малайзии)— весьма неблагоприятная доя США тенденция. Изменение информационного баланса представляет собой явную угрозу сложившемуся соотношению мировых сил.

     В связи с резким ростом интернета возникло предположение, что информационная индустрия подвергнется коренным преобразованиям. Однако этого не случилось, и информационная инфраструктура не была сломана, все ее действующие существенные элементы и сектора, нацеленные на профессионального потребителя, сохранились фактически неизменными, а новые технологии просто дозволили участникам рынка работать более эффективно, расширив информационный рынок и создав новые глобальные рынки для новых участников, услуг и массового потребителя.

     Традиционные  участники рынка сохранились, но были вынуждены измениться, т.к. лишились монополии. основывающейся на старой системе дистрибуции,

базирующейся  на эксклюзивности для данного, ранее закрытого, географического рынка, позволяющей произвольно назначать пены и не допускать на него новых доставщиков, одновременно предотвращая выход потребителя на другие рынки. Более того, технологии, привнесенные интернетом в области организации баз данных и поиска в них, за счет- их ориентации на массового потребителя явились определенным упрощением по отношению к тому, что было создано после прихода в информационную индустрию ПК.

       Сеть  Интернет, занявшая одно из лидирующих положений на информационном рынке, интересна тем, что дала новое измерение для каждой из облас-тей информационного рынка, интегрировав их на качественно новом и более высоком уровне или оставив им четко очерченную и ограниченную сферу использования. Однако все три области рынка - рынок деловой и коммерческий, рынок профессиональной и рынок массовой информации - по-прежнему сохраняют самостоятельность, и каждая из них продолжает развиваться по-своему занимает собственное место в структуре общественного производства и социальной инфраструктуре общества.

     В 2000-е годы в мировой информационной индустрии продолжились процессы консолидации как в отношении издательств, центров-издателей баз данных, так и диалоговых центров обработки баз данных, большинство из которых были приобретены крупными издательствами профессиональной литературы, или медиа-холдингами. Вместе с тем уровень концентрации информационных служб по сравнению с другими отраслями пока все еще трудно назвать значительным и существенную роль на рынке по-прежнему играют средние и мелкие компании.

      Основным  потребителем информационных услуг и продуктов в мире по-прежнему выступают профессионалы, менеджеры и работники компаний, занятые в маркетинговых и исследовательских подразделениях. Поэтому кризис фондового рынка высокотехнологическнх компаний коснулся информационного рынка в незначительной степени, и большая часть информационных служб, выжила, потеряв в капитализации немного (1,5-3 -разовое падение цен акций). Кроме того, большинство существовавших информационных служб даже не предпринимало попыток использования возможностей интернета для выхода на массовый, потребительский рынок, т.к. бесплатный доступ никак не укладывался в рамки их бизнес-моделей. 

     В качестве основного направления расширения своего рынка эти службы видели выход на студентов и школьников, а также публичные библиотеки, а не на массового индивидуального потребителя, т.к. рассчитывали на средства соответствующих бюджетов, а не на индивидуальные кошельки или доходы от рекламы, как большинство интернет - компаний, вынужденных уйти с рынка в результате кризиса 2001 г. Век новой модели бизнеса, основанной на бесплатных услугах и доходах в основном от искусственно объясняемого роста капита-лизаций и от рекламы, оказался недолгим - всего 2-3 года. Практика показывает, что крупные информационные службы, например, Dialog, имеют всего около 20000 постоянных клиентов, в отличие, например, от десятков миллионов человек - пользователей Yahoo!, но доходы, приносимые этими клиентами, выше, равно как и затраты. Информационные службы просто, не могут позволить себе работать с убытками, как это делали интернет - компании.

     Структура услуг на рынке также изменилась несущественно. Число баз данных, доступных в режиме диалога, в 2005 году стабилизировалось на уровне 5000, а число баз данных на носителях для персональных компьютеров (сначала дискеты, а потом./CD-ROM и DVD) достигло в это время пика в 4000 и в последние года снижается. Базы данных получили мультимедийные свойства, однако основная их часть по-прежнему остается текстовой, причем заметного успеха в развитии гипертекста не замечается.

     В качестве основного результата, принесенного на информационный рынок развитием интернета, можно назвать то, что интернет дал возможность сделать рынок деловой и коммерческой информации действительно массовым, но не в качестве самоцели, а в ходе решения более общей задачи - вовлечения в инвестирование через фондовый рынок кате можно большего числа людей (непрофессионалов) для того, чтобы расширить возможности заработка на фондовом и финансовом рынках и распределить риски.

     Другим  важным результатом является то, что интернет привел на информационный рынок богатые медиа-холдинги, которым требуются новые каналы сбыта, дополняющие прессу, радио и телевидение. Бум интернета в мире и кризис рынка высокотехнологических компаний подтвердил, что новая парадигма экономики - модель общества «стилевого разнообразия» - является вполне работоспособной и пришла на смену модели постиндустриального общества.      Цены на информационные услуги и продукты за десятилетие фактически не выросли, и это означает, что рынок рос прежде всего за счет привлечения новых потребителей, а информационные службы повысили эффективность своей работы, т.к. цены научно – технических изданий за этот период более чем удвоилась (сегодня нередки журналы с годовой подпиской, стоящей более $1000, или справочники по цене $2000 и более). Попытки искусственного повышения цен на информационные услуги, например, введение унифицированных цен в $75 за час доступна к базам данных, предпринятое Dialog, привели к снижению числа пользователей, и через год Dialog был вынужден вернуться к дифференцированным ценам, уровень которых, однако, невысок и колеблется от $35 за час подключения (базы данных, подготовленные государственными службами) до $300 за час (базы данных патентной или коммерческой информации).22  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

22Карасева И.А. Состояние и тенденции развития рынка информационных продуктов и услуг /И.А.Карасева//Открытые системы-2005.-№12.-С.14.

2.2 Анализ Информационного рынка в России и его связь с мировым рынком

     Информационная  инфраструктура России не могла остаться вне процессов, происходящих в экономике. Ожидалось, что будет происходить нарождение негосударственных информационных служб, работающих на рыночных основах. Этого не произошло, и основных причин здесь, по мнению экономиста И.И. Родионова, несколько:23

     -государственный спрос на информацию в условиях небольшого бюджета уменьшился в десятки раз;

     -формирование  новых крупных рыночных образований  в экономике, призванных заменить ставшую неэффективной отраслевую организацию экономики, потребовало больше времени, чем ожидалось. Эти структуры не на-целины на интенсивный рост и не нуждаются в информации и информационных ресурсах в качестве фактора развития;

     -новые  компании, работающие в области  производства ТНП и обслужи-  вания их оборота, пока слабы и также не могут предъявить достаточного спроса на информационную продукцию.

     Вместе  с тем высокий динамизм экономических  процессов, зарождение в стране финансового  и фондового рынка способствовали становлению и быстрому развитию таких секторов информационного рынка, как рынок деловых новостей,

коммерческой  информации, биржевой и финансовой информации и правовой информации.

     В качестве основной проблемы развития информационного рынка в России следует отметить то, что информация и информационные услуги долгое время не воспринимались ни бизнесом, ни обществом, ни индивидуумами как важнейший самостоятельный фактор и ресурс экономического роста.

     Предпринятые  в последние годы попытки укрепления вектора центральной власти и  государственности в России за счет воссоздания жесткой вертикали гос управления через консолидацию регионов в федеральные округа, в сочетании с

23Родионов И.И. Информационный рынок за последнее десятилетие в мире и в России /И.И. Родионов. Курский ЦНТИ [электронный ресурс]// http://kcnti.ru/itr/64-65/03.html.

улучшением  экономического положения страны, позволяющим  увеличить бюд-

жетные  ассигнования на НИОКР, в некоторой  степени приведут к существенному  улучшению возможностей для реставрации в значительной степени утраченной государственной части национальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей информационные ресурсы для развития. Вместе с тем кое – какие новые возможности появятся на таких секторах рынка, как:

  • информация для специалистов и, прежде всего, НТИ, необходимая для реализации фундаментальных и прикладных аспектов НТ проектов в области оборонной техники;
  • потребительская информация и, прежде всего публичные библиотеки.

     В качестве конкретных приоритетных задач в области воссоздания госу-дарственной части национальной инфраструктуры в современной России можно отметить:

  • включение информационной составляющей в качестве обязательного элемента во все государственные программы отраслевых и проблемно – ориентированных НИОКР;
  • выделение задач информирования общества о своей работе в качестве самостоятельных для всех органов государственной власти и управления.

     В настоящее время в качестве основной задачи и содержания информити-зации  должно рассматриваться создание глобальной информационно – коммуникационной инфраструктуры – системы технических средств работы с информацией (компьютеры и каналы связи, работающие по общим стандартам, т.е. собственно сеть) и информационных ресурсов, доступных в этой сети т.е. системы, которая должна обеспечить каждого жителя возможностью доступа к мировым информационным ресурсам в любом месте в любое время и за прием-лемую плату.

     Эта глобальная инфраструктура в силу своей  природы и прежде всего обеспечения глобальности в условиях сохранения существования отдельных стран, их объединений и корпораций (в т.ч. и транснациональных) не может быть и не будет формальной системой имеющей какого либо одного или нескольких «хозяев». Более того, ее нельзя рассматривать и как совокупность национальных инфраструктур, так как в ее состав с самого начала интегрированы и транснациональные корпоративные, и специальные не корпоративные (например, научно – технические или социально – политические), и публичные структуры как общественных организаций, так и формально не организованных сообществ.

     С учетом мирового опыта в отношении  ведущих информационных институтов России необходимым выглядит превращение их в центры консолидации сектора профессиональной информации в России за счет объединения подготовки вторичной информации и первоисточников с приватизацией этих институтов в перспективе и, возможно, их дальнейшей консолидацией с ведущими мировыми информационными службами.

     Представляется  что включение таких институтов в состав транснациональных корпораций не сможет нанести ущерба национальным интересам России, т.к. существенная часть их деятельности по – прежнему должна финансироваться из бюджета, а механизм распределения бюджетных средств может быть выстроен таким образом, чтобы сделать решение национальных задач России привлекательным и для будущих международных хозяев этих институтов (как, собственно, это и удается сделать во многих развитых странах). Несомненно положительным же моментом, который перевесит все возможные отрицательные последствия, станет окончательный отказ от автаркии и действительная реализация на практике глобальной природы мировых информационных ресурсов, а так же полноценное включение России в мировой рынок информации, результатов исследований и технологий. 

Информация о работе Мировой рынок информации