Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 12:05, курсовая работа
ХАРАКТЕРИСТИКА МИРОВОГО РЫНКА ИНФОРМАЦИИ.
СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ МИРОВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА.
Таким
образом, на рынке информации четко
проявились основные тенденции структурных
изменений и смены приоритетов регулирования,
происходившие в последнее время в развитых
странах. В этой связи остановимся на такой
черте, характерной для стран с высоким
уровнем экономического и социального
развития, как формирование так называемого
бесприбыльного сектора экономики, Некоммерческие
информационные службы составляют значительную
часть этого сектора (библиотеки, научно-исследовательские
учреждения, издательские фирмы, профессиональные
общества, правовые службы и т. д.).
10Ваганов А. Рынок информационной безопасности / А. Ваганов. Телеком. Независимая газета [электронный ресурс] // http://www.ng.ru/events/2006-l 1-29///13_.html.
Среди экономических концепций, объясняющих причины возникновения и развития этого сектора, выделяются, например, теории коллективных благ и услуг, неэффективности рыночного механизма, потребительского контроля.
Многие продукты информационной деятельности по своему статусу являются общественными благами (фундаментальные научные исследования, государственное управление, национальные сети коммуникаций и т. д.) Они обладают свойствами неделимости и неисключаемости из потребления. Как показывает мировой опыт, на основе одних лишь рыночных принципов невозможно выявить и удовлетворить потребности в такого рода благах.
Как правило, государство берет на себя регулирование процесса производства и распределения информационных продуктов, без которых общество не может нормально развиваться. Это создает более или менее равные возможности в сфере потребления информационных продуктов. Ведь интересы общества требуют, чтобы значительная часть информации была бы доступной, вот почему государство и бесприбыльные организации берут на себя покрытие расходов на обеспечение доступа к информации. Кстати, отметим, что в ряде случаев частный бизнес также заинтересован в достаточно простом и дешевом доступе к информации, например при проведении рекламных кампаний.
Неприбыльные информационные службы в отличие от государственных в большей степени следуют законам рынка. Но их деятельность направлена не на замену создаваемых частным бизнесом и государством товаров и услуг, а на возможность их альтернативного предоставления потребителю.
Одним из видов формирования доходов неприбыльного сектора является платная реализация информационных продуктов наряду с бюджетными ассиг-
нованиями, благотворительными взносами, операциями с ценными бумагами.
Из-за специфики информации как товара и социальной значимости информационных продуктов при оценке эффективности производства и возможностей использования информации все чаще применяются моральные и эстетические критерии наряду с денежными. Возможно, именно это объясняет высокую долю организаций, занятых информационной деятельностью, внутри
бесприбыльного сектора экономики. Ведь даже в случае предоставления таким организациям платных информационных товаров и услуг преследуются иные цели, нежели получение прибыли денежного вознаграждения: стремление достичь финансовой независимости, возмещение затрат на разработку новых информационных продуктов, получение новых знаний, приобретение социального авторитета и т. п.
Итак,
высокая степень
Отношение к интеллектуальной собственности, сложившееся в мировой практике, очень неоднородно. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, определяет ее как права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телепередачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции и все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
Итак, с одной стороны, регулирование информационных рынков во многих случаях подчиняется общим тенденциям, с другой стороны, особенности информации как товара требуют выработки принципиально новых подходов при оценке эффективности ее производства и возможностей ее использования.
По
оценкам экспертов, мировое потребление
информационных продуктов в 2005г. превысило
триллион долларов с двенадцатикратным
увеличением к 201011.
11Родионов И. И. Основные характеристики рынка информационных услуг западных стран / И. И. Родионов // Открытые системы. -2005. -№ I,—С. 7.
Несмотря на тенденцию снижения цен на многие виды информационных
товаров и услуг, информационный бизнес растет быстрыми темпами, что свидетельствует о значительном потенциале спроса на продукцию информационного сектора.
Многообразие видов информации предопределяет широкий круг потребителей информационных товаров и услуг. В силу того, что на информацию предъявляется и потребительский и производственный спрос, она является предметом как индивидуального, так и производственного потребления. Но сегодня основную массу информационных продуктов потребляют именно фирмы, а не индивидуальные пользователи. Технология производства, оперативная управленческая информация, маркетинговые исследования, деловые консультации - вот примеры использования информационных продуктов предприятиями. В свою очередь прямые закупки информационных товаров и услуг населением в развитых странах составляют всего лишь 8% от общего объема продаж информационного сектора12.
В
свою очередь в структуре
На
потребительском рынке
12Родионов И. И. Основные характеристики рынка информационных услуг западных стран / И. И. Родионов // Открытые системы. -2005. -№ I, с. 8. 13Карасева И. А. Состояние и тенденции развития рынка информационных продуктов и услуг /И. А. Карасева?/, Открытые системы -2005. -№ 12.-С. 13. 14Там же, с. 14.
В процессе формирования цен на информационные товары и услуги каждый производитель решает целый ряд вопросов: насколько уникальны данные товар или услуги, какова платежеспособность потребителей, какова структура рынка данного продукта и т. д.
Ценность информационного продукта характеризуется десятками свойств, таких, как значимость, полезность, употребимость, полнота, своевременность, доступность, форма подачи, достоверность и т.д.
Особое значение имеет тот факт, что стоимость информации постоянно и заметно снижается, что вызвано в первую очередь совершенствованием и широким распространением информационных технологий. Даже в годы экономического кризиса компьютеры подешевели на 95%, стоимость эксплуатационных сетей ПК снижалась на 11% ежегодно, программ -на 25, машинной памяти — на 40 %15. Эти тенденции сохраняются и сегодня. В то же время стоимость традиционных средств распространения информации — книг, газет и т. д. — значительно возросла, так как материалы и энергоносители обходятся все дороже в отличие от информационных ресурсов.
В
отношении многих видов информационных
продуктов, в первую очередь тех, которые
производятся бесприбыльными организациями
или же которые относятся к общественным
товарам, возникает проблема платности.
С одной стороны, настойчивая ориентация
на принцип бесприбыльности, нежелание
выходить на информационный рынок могут
иметь сегодня катастрофические последствия
для традиционных государственных и бесприбыльных
информационных организаций. С другой
стороны, полный перевод информационной
деятельности на коммерческие рельсы
может поставить под угрозу общедоступность
информации. В качестве основных аргументов
против платности ряда информационных
продуктов выдвигаются такие отрицательные
последствия применения принципов рынка,
как невозможность учесть общественные
затраты и выгоды, опасность массового
производства дешевых услуг
15Азаева О. Б. Информационный сектор и его место в экономике США / А. Б. Азаева // Открытые системы. - 2006. - № 5. - С. 21.
ухудшенного качества и меньшего значения, усиление социального неравенства потребителей.
С другой стороны, применение принципа платности побуждает информационные службы и поставщиков информации активнее подстраиваться под структуру спроса, повышает понимание реальной ценности информации у пользователей, устраняет излишние запросы, выявляет полезность служб благодаря их оценке через рынок, способствует рационализации управления фирм-производителей информации и т.д.
Так
или иначе, при рассмотрении особенности
ценообразования на информационном
рынке очевиден особый характер информации
как товара, что в свою очередь неизбежно
накладывает отпечаток на принципы установления
цен на рынке информационных продуктов.
В ряде случаев информация распределяется,
минуя сферу рынка, и потребители получают
ее бесплатно.
Глава 2. СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ МИРОВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА
2.1 Анализ тенденций и проблем развития мирового рынка
информации
В ХХ веке цифровые системы телефонии, средства телевизионного вещания и компьютерные сети стали основой для формирования информационной инфраструктуры, объединяющей системы передачи данных и средства массовой информации. Идеи использования этой инфраструктуры для ускоренного развития промышленности и сферы финансов стали стержнем многих современных геополитических концепций, объединенных понятием сетевой экономики. В связи с формированием нового представительства актуальным является рассмотрение различных аспектов участия России в создании глобального информационного сообщества.
Практическая реализация концепции информационного сообщества опирается на высокую конкурентоспособность рынка высоких технологий в области электроники, цифровой обработки сигналов, интеллектуального управления и высокопроизводительных распределенных вычислений. В этих условиях современные средства интеграции сетей связи стремительно развиваются, а компании, производящие их ключевые компоненты, относятся к финансовой элите промышленно развитых стран. Острота конкуренции и появление принципиально новых решений не позволяет монополизировать производство в сфере высоких технологий или обеспечить доминирование отдельных фирменных стандартов.