Мировой рынок информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

ХАРАКТЕРИСТИКА МИРОВОГО РЫНКА ИНФОРМАЦИИ.
СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ МИРОВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА.

Работа содержит 1 файл

готовый курсовик.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, на рынке информации четко  проявились основные тенденции структурных изменений и смены приоритетов регулирования, происходившие в последнее время в развитых странах. В этой связи остановимся на такой черте, характерной для стран с высоким уровнем экономического и социального развития, как формирование так называемого бесприбыльного сектора экономики, Некоммерческие информационные службы составляют значительную часть этого сектора (библиотеки, научно-исследовательские учреждения, издательские фирмы, профессиональные общества, правовые службы и т. д.). 

 10Ваганов А. Рынок информационной безопасности / А. Ваганов. Телеком. Независимая газета [электронный ресурс] // http://www.ng.ru/events/2006-l 1-29///13_.html.

Среди экономических концепций, объясняющих  причины возникновения и развития этого сектора, выделяются, например, теории коллективных благ и услуг, неэффективности рыночного механизма, потребительского контроля.

      Многие  продукты информационной деятельности по своему статусу являются общественными благами (фундаментальные научные исследования, государственное управление, национальные сети коммуникаций и т. д.) Они обладают свойствами неделимости и неисключаемости из потребления. Как показывает мировой опыт, на основе одних лишь рыночных принципов невозможно выявить и удовлетворить потребности в такого рода благах.

     Как правило, государство берет на себя регулирование процесса производства и распределения информационных продуктов, без которых общество не может нормально развиваться. Это создает более или менее равные возможности в сфере потребления информационных продуктов. Ведь интересы общества требуют, чтобы значительная часть информации была бы доступной, вот почему государство и бесприбыльные организации берут на себя покрытие расходов на обеспечение доступа к информации. Кстати, отметим, что в ряде случаев частный бизнес также заинтересован в достаточно простом и дешевом доступе к информации, например при проведении рекламных кампаний.

     Неприбыльные  информационные службы в отличие  от государственных в большей степени следуют законам рынка. Но их деятельность направлена не на замену создаваемых частным бизнесом и государством товаров и услуг, а на   возможность   их   альтернативного предоставления потребителю.

     Одним из видов формирования доходов неприбыльного  сектора является платная реализация информационных продуктов наряду с бюджетными ассиг-

нованиями, благотворительными взносами, операциями с ценными бумагами.

      Из-за специфики информации как товара и социальной значимости информационных продуктов при оценке эффективности производства и возможностей использования информации все чаще применяются моральные и эстетические критерии наряду с денежными. Возможно, именно это объясняет высокую долю организаций, занятых информационной деятельностью, внутри

бесприбыльного  сектора экономики. Ведь даже в случае предоставления таким организациям платных информационных товаров и услуг преследуются иные цели, нежели получение прибыли денежного вознаграждения: стремление достичь финансовой независимости, возмещение затрат на разработку новых информационных продуктов, получение новых знаний, приобретение социального авторитета и т. п.

     Итак, высокая степень государственного регулирования информационного производства может быть объяснена ролью государства в производстве многих информационных продуктов, которые являются общественными благами. Экономическая деятельность по производству информационных товаров и услуг как никакая другая сопровождается значительными внешними эффектами, т.е. выгодой или ущербом для третьих лиц без соответствующей оплаты или возмещения.

     Отношение к интеллектуальной собственности, сложившееся в мировой практике, очень неоднородно. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, определяет ее как права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телепередачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции и все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

     Итак, с одной стороны, регулирование  информационных рынков во многих случаях подчиняется общим тенденциям, с другой стороны, особенности информации как товара требуют выработки принципиально новых подходов при оценке эффективности ее производства и возможностей ее использования.

     По  оценкам экспертов, мировое потребление  информационных продуктов в 2005г. превысило триллион долларов с двенадцатикратным увеличением к 201011. 
 

11Родионов И. И. Основные характеристики рынка информационных услуг западных стран / И. И.    Родионов // Открытые системы. -2005. -№ I,—С. 7.

     Несмотря  на тенденцию снижения цен на многие виды информационных

товаров и услуг, информационный бизнес растет быстрыми темпами, что свидетельствует о значительном потенциале спроса на продукцию информационного сектора.

     Многообразие  видов информации предопределяет широкий  круг потребителей информационных товаров и услуг. В силу того, что на информацию предъявляется и потребительский и производственный спрос, она является предметом как индивидуального, так и производственного потребления. Но сегодня основную массу информационных продуктов потребляют именно фирмы, а не индивидуальные пользователи. Технология производства, оперативная управленческая информация, маркетинговые исследования, деловые консультации - вот примеры использования информационных продуктов предприятиями. В свою очередь прямые закупки информационных товаров и услуг населением в развитых странах составляют всего лишь 8% от общего объема продаж информационного сектора12.

     В свою очередь в структуре потребительского спроса информационные товары и услуга занимают всё большее место из-за происходящих в обществе социальных и культурных изменений при переходе на информационную стадию развития. Так, насыщенность современного американского дома потребительской электроникой характеризуется сегодня следующими цифрами: телевизоры имеют 98% семей, цветные телевизоры — 95%, видеомагнитофоны — ■ 61%, стереосистемы 15%, лазерные проигрыватели — 13%, автоответчики — 24%13.

       На  потребительском рынке информационных продуктов четко проявляется зависимость уровня спроса, от наличия товаров - субститутов. В этой связи представляют интерес следующие данные: на 1000 жителей в 2000 г. в России приходилось 10000 телефонов (соответственно в США — 10760, в Германии - 1509, в Японии-2415, в Индии- 144), на 1000 жителей в год отправлялось 200- телеграмм (в США - 247, в Германии - 102, в Японии - 368, в Индии -128).14

12Родионов И. И. Основные характеристики рынка информационных услуг западных стран / И. И.    Родионов // Открытые системы. -2005. -№ I, с. 8. 13Карасева И. А. Состояние и тенденции развития рынка информационных продуктов и услуг /И. А. Карасева?/, Открытые системы -2005. -№ 12.-С. 13. 14Там же, с. 14.

     В процессе формирования цен на информационные товары и услуги каждый производитель решает целый ряд вопросов: насколько уникальны данные товар или услуги, какова платежеспособность потребителей, какова структура рынка данного продукта и т. д.

       Ценность  информационного продукта характеризуется  десятками свойств, таких, как значимость, полезность, употребимость, полнота, своевременность, доступность, форма подачи, достоверность и т.д.

     Особое  значение имеет тот факт, что стоимость  информации постоянно и заметно снижается, что вызвано в первую очередь совершенствованием и широким распространением информационных технологий. Даже в годы экономического кризиса компьютеры подешевели на 95%, стоимость эксплуатационных сетей ПК снижалась на 11% ежегодно, программ -на 25, машинной памяти на 40 %15. Эти тенденции сохраняются и сегодня. В то же время стоимость традиционных средств распространения информации — книг, газет и т. д. — значительно возросла, так как материалы и энергоносители обходятся все дороже в отличие от информационных ресурсов.

     В отношении многих видов информационных продуктов, в первую очередь тех, которые производятся бесприбыльными организациями или же которые относятся к общественным товарам, возникает проблема платности. С одной стороны, настойчивая ориентация на принцип бесприбыльности, нежелание выходить на информационный рынок могут иметь сегодня катастрофические последствия для традиционных государственных и бесприбыльных информационных организаций. С другой стороны, полный перевод информационной деятельности на коммерческие рельсы может поставить под угрозу общедоступность информации. В качестве основных аргументов против платности ряда информационных продуктов выдвигаются такие отрицательные последствия применения принципов рынка, как невозможность учесть общественные затраты и выгоды, опасность массового производства дешевых услуг 

15Азаева О. Б. Информационный сектор и его место в экономике США / А. Б. Азаева // Открытые системы. - 2006. - № 5. - С. 21.

ухудшенного качества и меньшего значения, усиление социального неравенства потребителей.

       С другой стороны, применение принципа платности  побуждает информационные службы и поставщиков информации активнее подстраиваться под структуру спроса, повышает понимание реальной ценности информации у пользователей, устраняет излишние запросы, выявляет полезность служб благодаря их оценке через рынок, способствует рационализации управления фирм-производителей информации и т.д.

       Так или иначе, при рассмотрении особенности  ценообразования на информационном рынке очевиден особый характер информации как товара, что в свою очередь неизбежно накладывает отпечаток на принципы установления цен на рынке информационных продуктов. В ряде случаев информация распределяется, минуя сферу рынка, и потребители получают ее бесплатно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. СОСТОЯНИЕ И  РАЗВИТИЕ МИРОВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА

     2.1 Анализ тенденций и проблем развития мирового рынка

       информации

     В ХХ веке цифровые системы телефонии, средства телевизионного вещания и компьютерные сети стали основой для формирования информационной инфраструктуры, объединяющей системы передачи данных и средства массовой информации. Идеи использования этой инфраструктуры для ускоренного развития промышленности и сферы финансов стали стержнем многих современных геополитических концепций, объединенных понятием сетевой экономики. В связи с формированием нового представительства актуальным является рассмотрение различных аспектов участия России в создании глобального информационного сообщества.

     Практическая  реализация концепции информационного  сообщества опирается на высокую конкурентоспособность рынка высоких технологий в области электроники, цифровой обработки сигналов, интеллектуального управления и высокопроизводительных распределенных вычислений. В этих условиях современные средства интеграции сетей связи стремительно развиваются, а компании, производящие их ключевые компоненты, относятся к финансовой элите промышленно развитых стран. Острота конкуренции и появление принципиально новых решений не позволяет монополизировать производство в сфере высоких технологий или обеспечить доминирование отдельных фирменных стандартов.

Информация о работе Мировой рынок информации