Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 12:05, курсовая работа
ХАРАКТЕРИСТИКА МИРОВОГО РЫНКА ИНФОРМАЦИИ.
СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ МИРОВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА.
- информацию коммерческих предложений - информацию о купле/продаже по определенным товарным группам;
- деловые новости в области экономики и бизнеса;
Сектор юридической информации, включает системы доступа к электронным сборникам указов, постановлений, инструкций и других документов, выпущенных органами государственной и местной власти.
Сектop информации для специалистов, охватывает:
-научно-техническую информацию - справочную информацию и данные в области физики, техники, информатики;
-профессиональную информацию - специальные данные и информация из области разных наук, медицины, педагогики, астрологии и т.д.;
-доступ к первоисточникам - библиографическую и реферативную информацию, а также доступ к полнотекстовым электронным данным.
Сектор массовой, потребительской информации включает:
-информацию служб новостей и агентств прессы;
-потребительскую информацию - местные новости, погоду, программы радио и телепередач, расписание транспорта, справочники по отелям, ресторанам, информация по прокату машин и т.п.
Рынок электронных сделок (операций) включает системы банковских и межбанковских операций, электронных торгов, системы резервирования билетов и мест в гостиницах, заказа товаров, услуг и т.п.
Рынок программного обеспечения включает все виды программной продукции.
Рынок систем сетевых коммуникаций включает системы электронной почты, телеконференции, электронные сетевые доски объявлений, другие системы, объединяющие пользователей ПК.
Большинство
технологий, составляющих этот класс,
появилось практически одновременное
созданием ПК в виде специального и общего
программного обеспечения, операционных
систем различного класса и назначения,
пакетов прикладных программ. Эти технологии,
а также их более совершенные модификации
и сейчас достаточно активно используются
разработчиками экономических информационных
систем и обстоятельно описаны в научной
литературе. Остановимся лишь на инструментальных
НИТ, получивших распространение в последнее
время. К их числу можно отнести гипертекстовые
технологии, машинную графику, телекоммуникационные
методы доступа, CASE-технологии, системы
искусственного интеллекта, мультимедиа,
возникновение которых связано, главным
образом, с новыми техническими возможностями
средств вычислительной техники. При создании
прикладных информационных систем имеет
смысл опираться только на эти более совершенные
технологии, которые позволят выйти на
современный уровень компьютеризации
в экономике и на равных влиться в мировое
экономическое пространство.
В
последнее время в число
Основными формами реализации подобных многопользовательских коммерческих систем являются локальные вычислительные сети и телекоммуникационные системы. Возможности локальных вычислительных сетей жестко ограничены в территориальном плане. Телекоммуникационные же системы, используя выделенные, а в подавляющем большинстве случаев обычные городские телефонные каналы, снабжают пользователей полным набором информационных услуг от удаленной телекоммуникационной базы данных.
Кроме того, некоторые экономисты склонны относить к информационным услугам также СМИ и консультационные услуги.6
Краткая характеристика этих рынков выглядит следующим образом.
Читатели прессы являются сформировавшимися личностями с устоявшимися пристрастиями и привычками, поэтому аудитория печатных СМИ более лояльна к своему журналу или газете, чем к другим СМИ.
Большинство читателей бегло просматривает статьи: на чтение ежедневной газеты в среднем современный читатель затрачивает 12-14 минут.
Время, потраченное американцами на чтение газет, снижается с динамикой 2-5 часов в год. Время на чтение журналов сокращается на два часа в год в течение последних четырех лет.
Основными достоинствами печатных изданий считают: вовлеченность читателей, доступность, нишевость, неназойливость и информативность рекламы. Недостатками печатных изданий являются: быстрое устаревание информации, низкое качество газет, высокая стоимость журналов.
6Глинских
А. Мировой рынок информационных услуг
/ А. Глинских. CITFORUM [электронный ресурс]
// http://www.citforum.ru/
Теряемая прессой читательская аудитория переходит к онлайн-чтению привычных газет.
По контенту печатные СМИ можно условно разделить на следующие виды: деловая пресса, специализированная пресса, корпоративная пресса, популярные издания, рекламная пресса.
Последние несколько лет происходит постепенное сокращение тиражей газет. С уменьшением печатных тиражей увеличивается количество посетителей сайтов газет.
Согласно данным аналитиков PWC, печатный бизнес будет развиваться минимальными темпами: ежегодный прирост составит 3,3%, а объем продаж в 2009 году достиг $202 млрд.7.; произойдет укрепление рынка газетных объявлений и увеличение продаж таблоидов, однако в целом сектор печатных СМИ уступит позиции Интернету и телевидению.
Большинство специалистов считают интеграцию газет в Интернет важным условием дальнейшего развития печатных СМИ.
На протяжении последних лет отрасль аудиторских и консультационных услуг была одной из наиболее динамично развивающихся в мировой экономике. Среднегодовой рост составлял более 10%, а у ведущих компаний на рынке достигала 20%.
Важным моментом является так же общий объем выручки в отрасли. Согласно данным Министерства торговли США в 2005 году доходы лишь только от аудиторских услуг в мировом масштабе составили около 70 млрд. долл., а сектор консультационных услуг был еще больше - около 90 млрд. долл., где на долю услуг по консультированию в области информационных технологий пришлось порядка 60 %. То есть, если говорить о масштабах рынка классического (стратегического) управленческого консультирования, то он оценивается на сегодняшний день примерно в 35 млрд. долл.
Говоря
о рынке аудиторского консультирования,
нельзя не сказать о так назы-
7Гиляревский Р.С. Мировой рынок
информационных услуг /Р. С. Гиляревский,
Г. Ф. Залаев, В.А. Цветкова. - М., 2002. С. 10.
ваемой Большой пятерке. В ее состав входят такие фирмы как: PricewaterhouseCoopers, Arthur Andersen, Ernst & Young, KPMG, Deloitte Touche Tomatsu international. Суммарные доходы этих пяти компаний за 2005 год оцениваются в 60 млрд. долл., а их персонал составляет примерно 500 000 чело-
век. Следует отметить, что в секторе аудита они занимают абсолютно доминирующее положение - из каждого заработанного в отрасли доллара около 80 центов приходится именно на эти пять компаний.
На сегодняшний день рынок управленческого консультирования оценивается в почти в 90 млрд.долл. с годовым потенциалом роста порядка 15-20 процентов в течении ближайших нескольких лет. В отрасли управленческого консультирования, где основными видами услуг являются стратегического планирования, решение вопросов связанных с использованием информационных технологий и консультации в области управления кадрами, было занято порядка 18 000 консультантов, а на сегодняшний день число специалистов составляет 140 000 человек, без учета консультантов, занимающихся только вопросами информационных технологий и управления кадрами.
Причины существования консультантов и консультационных фирм выделяются следующим образом:
1. консультанты обладают теми знаниями, которыми не обладаю сотрудники обычных компаний;
2. они накапливают значительный объем опыта в процессе работы с другими клиентами;
5. они способны претворять в жизнь свои теоретические изыскания и предложения.
Компании, занимающиеся управленческим консультированием, являются для крупнейших мировых корпораций почти что необходимостью, так как кон-
сультанты
обладают объективностью, опытом и
высокой продуктивностью, что в
большинстве случаев приносит свои результаты. А для отдельных людей предоставляют прекрасные возможности развития карьеры, получения незаменимого опыта, достижения хорошего материального положения, и уникальное
профессиональное окружение, нежели обычные производственные или непроизводственные компании.
Таким
образом, рассмотрены особенности нескольких
сегментов мирового информационного рынка.
1.3. Конкуренция и механизмы регулирования мирового рынка информации
Стратегический характер информации как ресурса экономического и социального развития обуславливает высокую степень государственного регулирования, значительный уровень концентрации и монополизации информационного производства.
Существующие сегодня тенденции в этой области ярко иллюстрирует ситуация на рынке коммуникаций. Так, среди 13 развитых стран мира только в США, Великобритании и Японии нет монополии на традиционные коммуникационные средства.
В
самой большой
Надо отметить, что новые виды телекоммуникационной связи в развитых странах функционируют, как правило, в условиях жесткой конкуренции. В принципе аналогичное положение наблюдается сегодня и в России: наряду с монополизмом в сфере почтовых или телефонных услуг существует более 30 территориальных систем компьютерной связи.
Высокий
уровень концентрации средств коммуникации,
в первую очередь современных, является
причиной разделения различных регионов
на «информационно бедные» и «информационно
богатые». Так, обеспеченность Лондона
современной аппаратурой телексной связи
равна 256% от среднеанглий- ского уровня,
так как в информационно бедных районах
она не превышает 50%. Соответствующие показатели
для Франции составляют 188% и 50%, для Германии
- 146% и 48%, для Италии-175% и 13%9:
8
Ключевые технологии 2005. Аналитика. C-News
[электронный ресурс] http://wvvw.cnews.i-ii/
9Щудоровская А. Ф.-Управление процессами использования информационных ресурсов в мировом масштабе/ А. Ф. Дудоровская// ЭКО. -2006. - № 11. С. 29.
Во многих странах начала проводиться политика демонополизации и дерегулирования, что в свою очередь способствовало становлению разнообразных рыночных структур и диверсификации информационного производства. Широкую огласку получила проводившаяся приватизация таких гигантов информационного бизнеса, как английская корпорация «Бритиш телеком», японская «Ниппон телеграф & телефоун», американская «Американ те-лефоун & телеграф».
Усиление конкуренции на информационном рынке повлекло за собой как снижение затрат на производство многих информационных товаров, так и снижение цен на рынке информации. Так, в преддверии денационализации фирма «Бритиш телеком» снизила плату за пользование междугородними каналами телефонной связи на 33%.
Все большую роль в информационном производстве стали играть мелкие и средние предприятия, используя такие свои преимущества, как гибкость, мобильность, близость к потребителю. Например, в США мелкий и средний бизнес поглощал 50,1% всех занятых в области обработки данных и обслуживания компьютеров10.
Вместе с ростом числа производителей на информационном рынке расширяется круг предлагаемых товаров и услуг, повышается качество продукции и обслуживания, т. е. производство становится более мобильным и гибким, что отвечает самому характеру информационных товаров.