Мировой рынок и международная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:46, реферат

Описание работы

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является международная торговля. На долю торговли приходится около 80% всего объема международных экономических отношений.
Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».
В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значит

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы мирового рынка и международной торговли
1.1 Сущность и конъюнктура мирового рынка
1.2 Теории международной торговли
1.3 Ценообразование в международной торговле
2. Анализ и динамика международной торговли
2.1 Товарная и географическая структура международной торговли
2.2 Мировой рынок промышленных товаров
2.3 Мировой рынок сырьевых товаров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 696.60 Кб (Скачать)

     В связи с большими колебаниями  цен на продовольствие, как и на другие сырьевые товары, на межгосударственном уровне предпринимаются шаги по стабилизации рынков. Международные товарные соглашения, в которых участвуют экспортеры и импортеры, с помощью экспортных квот, буферных запасов и других механизмов пытаются регулировать цены на кофе, какао, сахар, пшеницу и др., ассоциации стран-экспортеров —  цены на перец, бананы и др.

     Оборот  мировой торговли крупным рогатым  скотом составляет свыше 5 млн. голов  в год, свиней — 9-10, овец — 15. В торговле племенным скотом участвуют в  различной степени почти все  страны, а основными экспортерами являются США, страны ЕС и Канада. На мировом рынке мяса осуществляется торговля птицей (куры, утки, индейки, голуби, фазаны, куропатки и др.) разной степени обработки, говядиной, свининой, бараниной, козлятиной и др. в свежем, охлажденном и мороженом виде. Удельный вес поставок на мировой рынок охлажденного и замороженного мяса с каждым годом возрастает. В первой половине 90-х гг. мировое производство мяса составляло 270—280 млн. т в год, в том числе говядина и телятина — 25%, свинина — 35%, баранина и козлятина — 15%, мясо птицы — 25%.

     Цены  на рынке мяса подвержены значительным колебаниям в зависимости от качества, условий поставки и других факторов. Очень высокие требования предъявляются  к качеству и санитарным характеристикам  при ввозе мясопродуктов.

     Ежегодный объем мировой торговли молочными  товарами превышает 11 млн. т. Наиболее распространена торговля такими видами молочных товаров, как сыры, сливочное  масло, сухое молоко. Для молочных товаров характерна высокая степень  географической концентрации экспорта. Основными поставщиками выступают  страны ЕС, Новая Зеландия, США, Австралия, Аргентина. Объемы импорта существенно  различаются по конкретным видам  товаров и странам. Мировое производство сливочного масла составляет около 7 млн. т, из которых на экспорт направляется около 20%, сыра — около 10 млн. т, в том числе 20% экспортируется. Молоко продается на мировом рынке в основном в виде сухого порошка или конденсата. Мировое производство составляет 400—450 млн. т.

     Зерновые (пшеница, кукуруза, ячмень, овес, рожь и др.) являются самым массовым продовольственным  товаром на мировом рынке. Наиболее важное место среди зерновых занимает пшеница, которая во многих странах  считается стратегическим товаром. Мировое производство пшеницы составляет свыше 600 млн. т в год. Крупнейшим в мире продуцентом пшеницы является Китай (около 100 млн. т). К основным продуцентам относятся страны ЕС, особенно Франция (около 90 млн. т), США (около 60 млн. т), Индия (около 60 млн. т), Россия (около 30 млн. т), Канада (около 25 млн. т), Австралия, Аргентина, Пакистан, Турция и Казахстан. В год экспортируется около 100 млн. т пшеницы. Среди экспортеров выделяются США, Канада, Австралия, Аргентина, а также страны ЕС. К числу значительных импортеров пшеницы относятся Китай, страны СНГ, Япония, Бразилия, Египет, а также Алжир, Иран и Индонезия.

     Организацией, занимающейся прогнозированием и в  некоторой степени регулированием мирового рынка зерновых, является Международный совет по зерну (МСЗ).

     Мировой рынок риса представляет собой обособленный сегмент рынка зерновых в силу специфики его производства и  потребления. Рис является одним  из основных продуктов питания в  ряде азиатских и некоторых других странах, что определяет значительные объемы производства и мировой торговли этим товаром. Основными производителями являются Китай (около 33%), Индия (около 23%), Индонезия (около 9%), Бангладеш (около 5%), а также Вьетнам, Таиланд, Мьянма, Япония, Филиппины, Бразилия. Потребление риса с начала 90-х гг. превышает его производство, что приводит к общему сокращению запасов. Лидирующие позиции в мировом экспорте риса занимают Таиланд, США, Вьетнам, Мьянма и Пакистан. Крупнейшим импортером риса в 1995 г. была Индонезия (14% мирового импорта). Значительными импортерами выступали Бангладеш, КНДР, Иран, Саудовская Аравия, Бразилия, ЕС. Производство остальных видов зерновых культур имеет региональный характер.

     Помимо  зерновых на мировой рынок поступают  хлебопродукты (хлеб, макароны, вафли, сухари и др.) и продукция мукомольной  промышленности (мука, битый рис, солод, крахмал и др.). Цены на продукцию  мукомольной промышленности находятся  под влиянием цен исходного сырья, так как затраты на переработку не подвержены существенным колебаниям. Крупным экспортером является Германия, а импортером — Япония.

     Овощи и фрукты не имеют такого большого значения в международной торговле, как, например, зерновые. За последние  годы роль овощей и фруктов в современной  диете человека возросла, что привело  к увеличению площадей их выращивания  и расширению ассортимента, особенно в районах крупных промышленных агломераций.

     Сахар производится в тропической зоне из сахарного тростника (около 2/3 мирового производства) и в умеренной климатической  зоне из сахарной свеклы. Основными  производителями сахара из сахарного  тростника являются Куба, Бразилия, а также ЮАР, Индия, Китай. Производство свекловичного сахара осуществляется в основном в промышленно развитых странах и обходится дороже, чем  выработка сахара из сахарного тростника, поэтому в странах производящих свекловичный сахар применяются  правительственные субсидии, особенно для стимулирования экспорта по ценам, которые могли бы конкурировать  с ценами тростникового сахара. В 2005-2008 гг. объем продукции в 110 странах-продуцентах, согласно оценке специалистов, составил примерно 120 млн. т (на общую сумму 25 млрд. дол.); около 28% было поставлено на внешний рынок.

     К пищевкусовым товарам относятся: кофе, чай, какао, специи.

     Основными продуцентами кофе являются Бразилия, а также Колумбия, Кот-д'Ивуар, Индонезия, Мексика, Индия, Вьетнам. Значительная часть кофе в сыром виде экспортируется в развитые страны, где оно подвергается дальнейшей обработке, потребляется или экспортируется в другие страны в готовом к употреблению виде. Крупнейшими потребителями кофе в мире являются страны ЕС (особенно Германия и Франция) и США (самая крупная страна-импортер).

     Торговля  кофе осуществляется как непосредственно  между фирмами стран — производителей и потребителей, так и посредством  бирж, в основном в Нью-Йорке и  Лондоне.

     Какао, так же как и кофе, выращивается в тропической зоне, а затем  в сыром виде зерна какао экспортируются в развитые страны. Основными районами выращивания какао являются Центральная  Африка (Кот-д'Ивуар, Гана, Нигерия, Камерун) и Латинская Америка (Бразилия и Мексика), а также Малайзия. Основными потребителями какао считаются США, Германия, Голландия, Великобритания, Швейцария. Международная торговля какао осуществляется как между фирмами стран — производителей и потребителей, так и посредством бирж, в основном в Лондоне и Нью-Йорке.

     Чай выращивается в тропической и  субтропической зонах. Наибольшее значение имеют чайные аукционы в Калькутте (Индия), Джакарте (Индонезия), Момбасе (Кения), Коломбо (Шри-Ланка).

     Наиболее  представительными ценами на специи (черный и белый перец, кардамон, тмин, гвоздика, имбирь и др.) являются цены Лондонского оптового рынка.

     В группу десяти важнейших видов масличных  включаются соя, бобы, рапсовое, хлопковое, кунжутное, льняное и касторовое семя, подсолнечник, арахис, пальмовое  ядро, копра. Объем мирового производства десяти основных видов масличных в 2005-2008 гг. составлял свыше 250 млн. т в год и возрастал из года в год. Маслосемена, пищевые растительные масла (соевое, хлопковое, подсолнечное, арахисовое, льняное, пальмовое, кокосовое, касторовое, кукурузное и др.) и шроты (отходы производства растительных масел) являются массовыми биржевыми товарами.

     Минеральное сырье включает широкую гамму  продуктов добывающей промышленности: различные соли, асбест, графит, строительные камни и др. Большая часть минеральных  сырьевых продуктов не участвует  в международном обороте по причине  их широкого распространения либо является предметом региональной торговли.

     К сырьевым товарам относятся железная руда, руды цветных металлов и сами цветные металлы, а к промышленным товарам— железо и сталь. Основным в мире поставщиком железной руды является Бразилия. В Азии крупнейшими потребителями железной руды — основными импортерами — считаются Китай, Япония и Республика Корея.

     Среди цветных металлов особое значение имеет  медь. Развитие рынка меди в существенной степени влияет на ценообразование  и развитие рынков других цветных  металлов.

     Месторождения медных руд имеются почти во всех регионах, однако крупнейшими продуцентами медных руд среди промышленно  развитых и развивающихся стран  считаются Чили, США, Канада, чернового  металла — США, Чили, Япония, а  также Замбия, Заир, Канада. Основными экспортерами медных концентратов среди промышленно развитых и развивающихся стран выступают США, Чили, Папуа—Новая Гвинея, Португалия, Филиппины. Среди импортеров выделяются Япония, Германия, Испания, Республика Корея. Торговля черновым металлом носит ограниченный характер. Крупнейшими поставщиками являются Чили, Перу, основными импортерами — США и страны ЕС, а также Республика Корея.

     Мировой объем производства рафинированной меди в 2009 году составил 19,51 млн. тд. Основными производителями являются США, Чили, Япония, Китай, а также Германия и Россия, основными потребителями — США, Япония, Китай и Германия, а также Франция, Италия, Республика Корея и Тайвань. Основными экспортерами считаются Чили (5.4 млн. тонн в 2009г.), Россия, Канада, Перу, Замбия и Казахстан.

     Основными центрами международной торговли медью  являются Лондонская биржа металлов и американский рынок. Для координации  действий стран — экспортеров  меди на мировом рынке был создан Межправительственный совет стран  — экспортеров меди (СИПЕК).

     Мировое производство алюминия, включая вторичный  металл, в 2007 г. составило 37,41 млн. т. К крупнейшим экспортерам относятся Россия, Канада, Австралия, Китай, а также Норвегия и Бразилия, а к основным импортерам — Япония, США , Германия, а также Италия, Республика Корея, Тайвань, Бельгия, Франция, Нидерланды, Великобритания.

     Демонетизация существенно изменила характер мирового рынка 

     золота. Практически вся деятельность по производству, реализации и потреблению  драгоценного металла сосредоточилась  в частных руках, а государственные  власти, если и участвуют в этом процессе, то только в роли обычных  рядовых клиентов. Мировой ценой  золота считаются котировки крупнейших международных центров торговли физическим металлом (Лондон, Цюрих) или  золотых бирж (Нью-Йорк, Токио).

     В последнее время золото поступает  на мировой рынок в основном из четырех источников: из новой добычи; в виде золотого лома; из государственных  резервов; из частных накоплений (детезаврация).

 

     Таблица 2.4

     Добыча  золота основными  странами-продуцентами, тонн

Страна  2002 г 2003 г 2004 г 2005 г Доля в мировой  добыче, %
ЮАР 399,2 373,0 341,0 300,0 12,2
Австралия 273,0 282,0 259,0 254,0 10,4
США 298,0 277,0 258,0 250,0 10,2
Китай 190,0 202,0 215,0 225,0 9,2
Перу  157,0 172,0 173,0 175,0 7,1
Россия  170,9 170,0 169,0 165,0 6,7
Индонезия 135,0 140,0 93,0 140,0 5,7
Канада  148,9 141,0 129,0 115,0 4,7
Другие  страны 219,3 830,0 794,0 830,0 33,9
Всего в мире 2564,2 2590,0 2430,0 2450,0 100,00

Информация о работе Мировой рынок и международная торговля