Мировой рынок и международная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:46, реферат

Описание работы

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является международная торговля. На долю торговли приходится около 80% всего объема международных экономических отношений.
Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».
В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значит

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы мирового рынка и международной торговли
1.1 Сущность и конъюнктура мирового рынка
1.2 Теории международной торговли
1.3 Ценообразование в международной торговле
2. Анализ и динамика международной торговли
2.1 Товарная и географическая структура международной торговли
2.2 Мировой рынок промышленных товаров
2.3 Мировой рынок сырьевых товаров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 696.60 Кб (Скачать)

     Леонтьев  получил соотношение величины основного  капитала и численности рабочих  в экспортных и импортозамещающих  отраслях США в 1947 г. Это потребовало  расчетов капитала и занятости в  нескольких десятках рассматриваемых  отраслей, учета капитала и труда, которые содержались в их товарах  в результате использования продукции  других отраслей. Будучи одним из пионеров межотраслевого баланса, он с успехом  использовал его возможности  для получения необходимых оценок капиталовооруженности труда, умножая матрицы коэффициентов на векторы затрат капитала и труда, стоимости экспорта и импорта по отраслям. Условия проверки были таковы: если верны выводы теории Хекшера - Олина, а капитал в США относительно более избыточен, то показатель затрат капитала в расчете на одного рабочего в стандартном наборе товаров, экспортируемых из США, должен быть выше, чем аналогичный показатель в импортозамещающей продукции, входящей в стандартный набор ввозимых в США товаров.

     Оказалось, что в 1947 г. США продавали остальным  странам трудоемкие товары в обмен  на относительно капиталоемкие. Ключевой параметр составил всего 0,77, тогда как, согласно теории Хекшера - Олина, он должен был намного превысить единицу.

     Метод неоднократно проверялся и был признан  в основном правильным. Не возникало  сомнений относительно избыточности капитала в США по сравнению с другими  странами. Теоретически парадокс можно  было объяснить тем, что в структуре  спроса в США удельный вес капиталоемкой  продукции был еще выше, чем  в производстве, что и превращало страну в чистого импортера капиталоемких  товаров; однако и это объяснение не годилось, так как не соответствовало  действительности. Другие экономисты пробовали искать причину в торговых барьерах или в так называемой «обратимости факторной интенсивности, но и это мало что привнесло  в решение проблемы.

     Наиболее  плодотворным оказалось решение  ввести в модель и другие факторы  производства. Возможно, рассуждали многие экономисты (и Леонтьев в их числе), следует учесть тот факт, что существуют различные виды труда, природных  ресурсов, капитала и т.д. Многочисленные исследования в этом направлении  привели к двум основным результатам: 1) подтвердили наличие «парадокса»  на протяжении большей части послевоенного  периода; 2) значительно улучшили наши представления об обеспеченности факторами  и интенсивности их использования. Первый опровергал теорию Хекшера - Олина, второй поддерживал ее.

     Одним из направлений в исследовании торговли стала теория технологического разрыва. В соответствии с этой теорией торговля между странами осуществляется даже при одинаковой наделенности факторами производства и может быть вызвана техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран, из-за того, что технические новшества первоначально появляются в одной стране, последняя приобретает преимущество: новая технология позволяет производить товары с меньшими издержками. Если же новшество заключается в производстве нового продукта, то предприниматель в стране-новаторе в течение определенного времени обладает так называемой "квазимонополией", иными словами, получает добавочную прибыль, экспортируя новый товар. Отсюда и новая оптимальная стратегия: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что больше пока никто выпускать не может, но необходимо всем или многим. Как только эту технологию смогут освоить другие - производить что-то новое и опять такое, что другим недоступно.

     В результате появления технических  новшеств образуется "технологический  разрыв" между странами, обладающими  и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться, т.к. другие страны начинают копировать нововведение страны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, производимыми по новой  технологии, будет продолжаться.

     Теория  «цикла жизни продукта» является наиболее популярной теорией неотехнологического направления. Она более точно отражает реальное состояние международного разделения труда в современный период. В соответствии с данной теорией каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения. Каждая стадия отличается особым характером спроса и технологий.

     На  первой стадии цикла, когда новый  продукт только начал производиться  первоначально для внутреннего  рынка, спрос на него будет невелик. На второй стадии - стадии роста, спрос  на внутреннем рынке быстро расширяется, продукт становится общепризнанным. На третьей стадии (зрелости) спрос  на внутреннем рынке насыщен. На последней  стадии цикла продукт стареет, его  производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение цен уже не приводит к  повышению спроса, как это было на стадии зрелости.

     Теории  неотехнологического направления отражают процесс радикальной перестройки системы международного разделения труда на основе развития электроники, информатики, передовых средств связи, новых материалов. На многих направлениях данного процесса задает тон азиатско-тихоокеанский регион. Причем здесь наблюдается достаточно быстрое размывание традиционного деления "центр-периферия". Это явление получило название концепции "летящих гусей". Суть ее в том, что налицо непрерывный процесс последовательного прохождения определенных фаз экономического развития высокоиндустриальными государствами, новыми индустриальными странами (НИС), странами АСЕАН.

     В отдельном ряду стоит теория М. Портера который считает, что теории Д. Рикардо и Хекшера - Олина уже сыграли свою роль в объяснении структуры внешней торговли, но в последние десятилетия фактически утратили свое практическое значение, поскольку существенным образом изменились условия формирования конкурентных преимуществ, устраняется зависимость конкурентоспособности отраслей от наличия в стране основных факторов производства. М. Портер выделяет следующие детерминанты, формирующие среду, в которой развиваются конкурентные преимущества отраслей и фирм:

     1) факторы производства определенного  количества и качества;

     2) условия внутреннего спроса на  продукцию данной отрасли, его  количественные и качественные  параметры;

     3) наличие родственных и поддерживающих  отраслей, конкурентоспособных на  мировом рынке;

     4) стратегия и структура фирм, характер  конкуренции на внутреннем рынке.

     Названные детерминанты конкурентного преимущества образуют систему, взаимно усиливающую  и обусловливающую развитие друг друга. К ним добавляются еще  два фактора, которые могут серьезно влиять на обстановку в стране: действия правительства и случайные события. Все перечисленные характеристики экономической среды, в которой  могут формироваться конкурентоспособные  отрасли, рассматриваются в динамике, как гибкая развивающая система.

     Важную  роль в процессе формирования конкретных преимуществ отраслей национальной экономики, играет государство, хотя эта  роль различна на разных этапах данного  процесса.

     В начале 80-х годов XX в. американские экономисты П. Кругман и К. Ланкастер предложили альтернативное классическому объяснение причин международной торговли. В соответствии с их подходом, страны с одинаковой обеспеченностью факторами производства смогут извлечь максимальную выгоду из торговли друг с другом, если будут специализироваться в разных производствах, характеризующихся эффектом масштаба. Суть этого эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

     В теории внешнеторговой деятельности фирм в качестве объекта анализа выступает  не отдельная страна, а международная  фирма. Внутрифирменная торговля базируется на обмене полуфабрикатами и запасными  частями, используемыми при сборке изделия, предназначенного для реализации на мировом рынке. При этом внешнеторговая статистика свидетельствует о том, что внешняя торговля быстро расширяется  между странами, где находятся  крупнейшие транснациональные корпорации.

1.3 Ценообразование  в международной  торговле

 

     Мировой рынок представляет собой сложную систему, он включает большое количество различных отраслевых рынков товаров и услуг, и каждый из них имеет свою специфику. Эта специфика обусловила то многообразие факторов, которые влияют на ценообразование, динамику и уровень мировых цен. При наличии постоянных ценовых колебаний и множества скидок и надбавок, применяемых с учетом рыночной конъюнктуры, трудно определить реальный уровень цен. Вместе с тем цены даже идентичных товаров могут меняться в зависимости от качества, сорта и т.п. Уровень цен зависит также от размеров сбытовых расходов: чем больше посредников при реализации товаров, тем больше разного рода надбавок к цене. При всем многообразии цен их принято классифицировать по определенным признакам, и прежде всего по признаку зависимости от сферы товарного обращения, которую они обслуживают. По этому признаку различают следующие виды цен: оптовые цены на промышленную продукцию; цены на продукцию строительства; закупочные цены; тарифы грузового и пассажирского транспорта; розничные цены; тарифы на платные услуги населению; цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

     Важное  значение в практической деятельности имеют и другие способы классификации цен: по территориальному признаку — на единые, или поясные, и региональные (зональные); в зависимости от порядка возмещения транспортных расходов по доставке грузов; от степени государственного регулирования — на свободные цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения, регулируемые, складывающиеся на рынке, но испытывающие определенное влияние (прямое или косвенное) государственных органов, и фиксируемые, устанавливаемые государственными органами на ограниченный круг товаров; в зависимости от степени новизны товара.

     На  товары с длительным жизненным циклом, которые реализуются на рынке продолжительное время, устанавливаются следующие виды цен: скользящая, или падающая, цена; долговременная цена; гибкая цена; договорная цена.

     Перечисленные выше классификации цен служат основой  для формирования мировых цен. Мировые  цены — это цены реализации товаров  на мировом рынке. В международной торговле мировые цены выступают обычно как цены сделок между крупнейшими продавцами и покупателями определенного вида товара или как цены основных мировых торговых центров (Чикагская торговая биржа, Лондонская биржа металлов и т.д.).

     Характерной чертой современного мирового рынка  является большой разброс цен  на одни и те же товары. Это обусловлено  действием ряда факторов политического  и экономического характера (политикой ценообразования крупных монополий, таможенными и налоговыми барьерами, особыми условиями торговли в свободных экономических и валютных зонах и др). Все это приводит к тому, что в одно и то же время реальная цена на товар в определенном регионе может значительно отличаться от мировых цен.

     Различают несколько видов мировых цен: цены по торговым сделкам с платежом в свободно конвертируемой валюте; цены по торговым сделкам с платежами  в неконвертируемой валюте; цены по клиринговым соглашениям; цены по неторговым операциям; цены трансфертные (внутрифирменные).

     Трансфертные (внутрифирменные) цены применяются  при расчетах за поставки товаров  и услуг в рамках международных  объединений, фирм, компаний и транснациональных  корпораций, включая их филиалы и  подразделения, находящиеся в различных  странах.

     Импортные и экспортные цены различаются в  зависимости от того, какие дополнительные расходы в них включаются по мере продвижения товаров от экспортера к импортеру: пребывание на складе страны-экспортера, нахождение в порту, путь за границу, складирование за рубежом и т.д.

     При экономическом и статистическом анализе мировых цен их принято  делить на две группы: цены на продукцию  обрабатывающей промышленности и цены на сырье.

     В качестве мировых цен продукции  обрабатывающих отраслей выступают, как  правило, экспортные цены крупных компаний-производителей и ее экспортеров. При этом базой  экспортных цен служат цены на внутреннем рынке, формируемые данными компаниями методами: полных затрат и прямых затрат. Преобладающую часть затрат (до двух третей и более) составляют материальные затраты — на сырье и материалы, топливо и энергию, приобретение комплектующих изделий и полуфабрикатов, оплату производственных услуг сторонних организаций. Другим крупным элементом затрат на производстве является заработная плата.

     Существует  общая закономерность зависимости  цен от циклов воспроизводства: в  зависимости от соотношения спроса и предложения динамика цен характеризуется  их повышением при переходе от фазы депрессии к фазе оживления и  их снижением — при наступлении  кризиса. Максимальными цены бывают в фазе подъема в связи с  длительным превышением спроса над  предложением. Но при этой общей  закономерности различные группы товаров  реагируют на изменение конъюнктуры  по-разному: наиболее резко меняются цены на сырье и товары длительного  пользования (потребительские), слабее — цены на полуфабрикаты, а затем  — на продукцию машиностроения производственного  назначения.

 

2. Анализ и динамика международной  торговли

2.1 Географическая и товарная структура международной торговли

Информация о работе Мировой рынок и международная торговля