Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:46, реферат
Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является международная торговля. На долю торговли приходится около 80% всего объема международных экономических отношений.
Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».
В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значит
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы мирового рынка и международной торговли
1.1 Сущность и конъюнктура мирового рынка
1.2 Теории международной торговли
1.3 Ценообразование в международной торговле
2. Анализ и динамика международной торговли
2.1 Товарная и географическая структура международной торговли
2.2 Мировой рынок промышленных товаров
2.3 Мировой рынок сырьевых товаров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические
основы мирового рынка и
2. Анализ и
динамика международной
2.1 Товарная и географическая структура международной торговли
2.2 Мировой рынок промышленных товаров
2.3 Мировой рынок сырьевых товаров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Введение
Традиционной
и наиболее развитой формой международных
экономических отношений
Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».
В
современных условиях активное участие
страны в мировой торговле связано
со значительными преимуществами: оно
позволяет более эффективно использовать
имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться
к мировым достижениям науки
и техники, в более сжатые сроки
осуществить структурную
В
этой связи значительный интерес
представляет изучение как теорий,
раскрывающих принципы оптимального участия
национальных экономик в международном
товарообмене, факторы конкурентоспособности
отдельных стран на мировом рынке,
так и объективных
Целью данной работы является изучение динамики развития международной торговли и проведение анализа мировых рынков.
В
первой главе рассматриваются
Вторая глава содержит исследования в области международной торговли относительно цели данной работы.
1. Теоретические
основы мирового рынка и
Существует несколько определений мирового рынка:
Мировой рынок - это закономерный результат развития внутренних и национальных рынков, которые вышли за пределы государственных границ.
Мировой
рынок - это центральная категория
теорий международной экономики, поскольку
мировой рынок оказывается
Мировой рынок - это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторов производства. Поскольку мировой рынок – это закономерный результат развития, то эволюция денежных отношений естественно приводит к мировому рынку.
При
анализе мировых рынков существенное
место занимает анализ конъюнктуры.
Конъюнктура — это конкретный
процесс циклического воспроизводства,
который проявляется в динамике
промышленного производства и капиталовложений,
в колебаниях цен и учетного процента,
в изменениях внутренней и внешней
торговли и других экономических
показателях.
Можно рассматривать конъюнктуру и как
совокупность факторов и условий, определяющих
развитие мировой экономики, экономическое
положение отдельно взятой страны, развитие
какой-либо сферы воспроизводства. В связи
с этим различают общехозяйственную конъюнктуру,
характеризующую состояние на данный
момент всего мирового хозяйства или экономики
какой-либо одной страны, и конъюнктуру
товарных рынков, когда изучается уже
не весь экономический комплекс, а текущие
изменения и колебания в сфере производства
и сбыта отдельных конкретных товаров.
Изменения конъюнктуры того или иного товарного рынка, усиление или ослабление воздействия на него колебаний общехозяйственной конъюнктуры либо текущих изменений ситуации на других рынках происходят в процессе развития конкретных экономических циклов. Развитие современной мировой экономики отличается от циклов воспроизводства домонополистического капитализма прошлого столетия. Сегодня во многих странах идет процесс структурной перестройки экономики, разрабатываются и реализуются различные антикризисные мероприятия, на экономических моделях просчитываются варианты развития экономики, осуществляются активное макроэкономическое регулирование национальных рынков и межгосударственная координация в целях поддержания стабильности на мировых рынках. Это способствует некоторому сокращению кризисных явлений и приводит к нарушению классических закономерностей развития циклов воспроизводства. Между конъюнктурой мировых товарных рынков и конкретной внешнеэкономической деятельностью существует непосредственная связь. Для того чтобы получить от внешнеторговых сделок максимальный экономический эффект надо знать, в какой момент и на каком рынке лучше всего выступать в качестве экспортера или импортера того или иного товара. Между всеми явлениями, определяющими развитие конъюнктуры, существует связь и взаимозависимость. Изменение положения на одном товарном рынке оказывает влияние на ряд других рынков, казалось бы, не имеющих никакого отношения к первому. Примером такой взаимосвязи может служить воздействие на конъюнктуру многих товарных рынков резкого повышения цен на нефть в конце 1973 г. В 1990 г. кризис в Персидском заливе стал причиной роста цен на нефть (до 40 долл. за 1 баррель против 18 долл. до начала конфликта в июле), а затем в порядке цепной реакции повысились цены на бензин и другие нефтепродукты, а также страховые ставки на танкеры, направляющиеся к ближневосточным берегам. Приведенные примеры еще подтверждают наличие связи и взаимозависимости между различными рынками. Развитие конъюнктуры различных товарных рынков характеризуется неравномерностью и противоречивостью движения ее показателей. Зачастую одни и те же показатели, например динамика производства или цены, в одно и то же время, но на разных рынках свидетельствуют о наличии противоположных тенденций — роста и сокращения. За сравнительно небольшие периоды, когда в общехозяйственной конъюнктуре не наблюдается каких-либо значительных изменений, условия спроса и предложения, цены и другие конъюнктурные показатели отдельных товарных рынков могут быть подвержены сильным колебаниям. Прогноз конъюнктуры любого товарного рынка обычно разрабатывается на основе данных анализа и изучения показателей, которые могут помочь в определении тенденций развития производства и международной торговли в будущем (динамика капиталовложений, сведения о заказах и т.д.). В настоящее время существует множество разнообразных методов прогнозирования, среди которых наибольшее распространение получили экстраполяция, экспертные оценки и экономико-математическое моделирование, балансовый метод и др.
Прогноз
конъюнктуры дает оценку вероятного
движения цен. В зависимости от возможного
повышения или понижения цен
меняется тактика реализации или
закупки товара. Следовательно, можно
сделать вывод, что между прогнозом
конъюнктуры и оперативной
Существуют три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.
Изучение
конъюнктуры связано с текущим
состоянием рынка. Поэтому, когда ведутся
исследования конъюнктуры конкретных
товарных рынков, программа исследований
должна быть ориентирована, прежде всего,
на обоснование коммерческих решений,
принимаемых на уровне предприятия.
Однако при этом должно учитываться
и состояние общеэкономических
и отраслевых условий реализации.
Комплексный подход к изучению конъюнктуры
рынка предполагает: использование
различных взаимодополняющих
Результаты исследований конъюнктуры рынка могут быть представлены в виде различных аналитических документов.
1.
Сводный обзор, или доклад, —
это основной документ с
2.
Тематический (проблемный или товарный)
обзор конъюнктуры включает
3. Оперативная (сигнальная) конъюнктурная информация — это документ, содержащий оперативную информацию, которая как бы сигнализирует об отдельных процессах, происходящих в конъюнктуре рынка. Основными источниками оперативной информации являются данные торговых корреспондентов, опросов населения, экспертные оценки специалистов.
Таким образом, исследование конъюнктуры международного рынка позволяет определить основные факторы развития международной торговли.
Ответ на вопрос, почему осуществляется международная торговля и что лежит в основе торговых отношений позволяют получить теории международной торговли.
Теория международной торговли Д. Рикардо, а ранее и А.Смита, была призвана доказать необходимость и целесообразность свободной внешней торговли. Смит объяснял существование международной торговля и ее выгодность различием в абсолютных издержках производства товаров в разных странах. Международное разделение труда и специализация считались целесообразными, поскольку в каждой стране существовали особые условия и ресурсы, обеспечивавшие ей преимущества по сравнению с другими странами: возможность производить определенные товары с меньшими издержками (или возможность производить в единицу времени большее количество товаров).
В теории абсолютного преимущества А. Смита принципы разумного поведения хозяйствующего субъекта переносятся на сферу международной торговля: если можно купить товар за рубежом по более низкой цене, чем у себя дома, то лучше сделать это, специализируясь на производстве того товара, который дешевле изготавливать дома вследствие наличия определенных преимуществ в данной отрасли.
Д. Рикардо сделал следующий шаг в теории международной торговли, доказав ее целесообразность и для тех случаев, когда страна не обладает абсолютным преимуществом в производстве каких-либо товаров. Он показал, что всегда, когда в отсутствие торговли сохраняются различия между странами в соотношении издержек производства разных товаров, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом: у нее всегда найдется товар, производство которого будет более эффективно, чем производство остальных при существующим соотношении издержек в разных странах. Именно на производстве такого товара страна должна специализироваться и экспортировать его в обмен на другие товары.
Однако
на практике предпосылка о постоянстве
издержек замещения оказалась
Новая модель была создана шведскими экономистами Эли Хекшером и Бертелем Олином. Вплоть до 60-х гг. модель Хекшера - Олина господствовала в экономической литературе.
Сущность
неоклассического подхода к международной
торговле и специализации отдельных
стран состоит в следующем: по
причинам исторического и
Практика отчасти подтверждает выводы теории Хекшера - Олина. Но в последние десятилетия структура обеспеченности развитых стран (особенно европейских) необходимыми производственными ресурсами относительно выравнивается, что должно было снизить их стимулы к торговле друг с другом. Однако этого не происходит. Наоборот, центр тяжести в международной торговле перемещается именно к торговле между промышленно развитыми странами, то есть странами с приблизительно одинаковой обеспеченностью факторами производства. Причем в мировой торговле растет удельный вес взаимных поставок сходных промышленных товаров. Это не укладывается в теорию Хекшера - Олина.
Практическим поискам в целях подтверждения или опровержения теории Хекшера - Олина во многом способствовало появление в 50-х годах так называемого «парадокса Леонтьева». В. Леонтьев показал, что в 1947 г. США, считавшиеся капиталоизбыточной страной, экспортировали не капиталоемкую, а трудоемкую продукцию, хотя, согласно теории Хекшера - Олина, результат должен был быть обратным. Дальнейшие исследования, с одной стороны, подтвердили наличие в США данного парадокса в послевоенный период, с другой - показали, что капитал не самый избыточный фактор в стране. Выше него стоят обрабатываемая земля и научно-технические кадры. И здесь теория Хекшера - Олина подтверждалась: США оказались чистым экспортером товаров, в производстве которых интенсивно используются эти факторы.
Леонтьев проверил вывод теории Хекшера - Олина о том, что страны стремятся экспортировать товары, в производстве которых интенсивно используются, избыточные для них факторы, и импортировать товары, в производстве которых эти факторы используются менее интенсивно.