Мировой рынок и его территориальные масштабы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Специфика более поздних ступеней развития мирового рынка связана с промышленной революцией XVIII-XIX вв., видавшей большую зависимость крупной промышленности от международного обмена. Завершающий этап формирования мирового рынка, который относится приблизительно к концу XIX века началу XX века, означал нарастание объема международной торговли, изменение в структуре товарных потоков, приведших к взаимному переплетению национальных экономик.

Содержание

1Введение 3
Глава 1. Сущность мирового рынка 4
Глава 2. Основные черты мирового рынка 11
2.1 Структура. 11
2.2 Функции мирового рынка 14
2.3 Основные тенденции развития международной торговли 17
2.4 Географическое и региональное распределение мировой торговли 21
Глава 3. Экономическое содержание мирового рынка 24
3.1 Конъюнктура мирового рынка 24
3.2 Конкурентная борьба на мировом рынке. 27
Заключение 30
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Мировой рынок и его территориальные масштабы.docx

— 116.19 Кб (Скачать)

Экономические факторы формирования конъюнктуры включают инфляционные процессы, уровень процентных ставок, величину дефицитов государственного бюджета, внутренний инвестиционный спрос, состояние платежного баланса страны, колебания валютных курсов. Ряд факторов связан с процессами, происходящими  в мировом хозяйстве, например, с  величиной внешней задолженности  развивающихся стран. Конъюнктурообразующие факторы представляют собой реальные процессы и явления, которые происходят в отдельных отраслях материального производства, на соответствующих мировых товарных рынках, в конкретных странах.

Отраслевые конъюнктурообразующие факторы отражают следующие процессы:

  • развитие производства, научных исследований и опытно-конструкторских разработок;
  • производство новой продукции;
  • отраслевое ценообразование;
  • потребление отраслевой продукции;
  • деятельность отраслевых производственных и торговых фирм.

Конъюнктурообразующие факторы на мировых товарных рынках отражают:

  • динамику емкости рынка и его структуры;
  • условия рыночной конкуренции;
  • соотношение спроса и предложения;
  • уровень рыночных цен;
  • новые формы и методы международной торговли.

Страновые конъюнктурообразующие факторы отражают:

  • развитие воспроизводственного цикла;
  • национальные показатели экономики;
  • торгово-правовой режим;
  • государственное регулирование экономики;
  • валютно-финансовое положение;
  • политические, социальные, культурные, религиозные, природные, климатические и другие особенности.

В зависимости от взаимодействия конъюнктурообразующих факторов в каждый конкретный момент различают высокую и низкую конъюнктуру. Непосредственными факторами, которые оказывают решающее воздействие на формирование рыночной конъюнктуры, являются соотношение спроса и предложения на рынке и уровень рыночных цен.

3.2 Конкурентная борьба на мировом рынке.

В современных условиях формы  борьбы за внешние рынки разнообразны. Компании вступают в активную борьбу за сохранение своих позиций при  поддержке национального государства. Обычно конкурентная борьба сводится к двум основным формам: ценовым  и неценовым, хотя это деление  условно При продаже продукции  компании ориентируются на уровень  мировых цен, в то время, когда  цены и условия конкретных сделок могут быть различными. Т.о. установление на внешнем рынке цен, более низких, чем у конкурентов является важным орудием в борьбе за покупателя. Факторы, определяющие уровень экспортных цен:

  • более низкие издержки производства (1. техника и организация производства на предприятии; 2.национальные условия производства (уровень заработной платы, расходы на социальное страхование и т.п.);
  • уровень производительности труда.

Ценовая стратегия фирмы  направлена, во-первых, на завоевание большей  доли на мировом рынке и, во-вторых, на получение по возможности больших  доходов, особенно на этапе внедрения  новой продукции Такие  стратегии, как «снятие сливок», «что рынок вынесет» и другие, предполагают установление относительно высоких цен на новую продукцию, пока на рынке нет конкурентов.

Пионерская ценовая стратегия  «постепенное проникновение», наоборот, предполагает установление компанией  изначально низких цен на внешнем  рынке.

Стандартные стратегии («первоклассный имидж продукта», «целевая доля рынка», «целевой объем продаж», «входной билет  на зарубежный рынок», «договорная  цена с правительством») направлены на поддержание первоклассного имиджа продукта, целевой доли рынка или  целевого объема продаж.

Адаптационные стратегии (конкурентная и «проб и ошибок») проводятся фирмами, не имеющими возможности самостоятельно проводить ценовую политику и вынужденными ориентироваться на цены лидеров на соответствующем рынке. В целях гибкого отношения к разным покупателям фирмы применяют скидки с цены, а в отдельных случаях прибегают к демпингу

На смену почти полному  доминированию ценовым формам и  методам конкуренции в последние  годы все чаще стали приходить  комбинированные методы, включающие как ценовые, так и неценовые  методы борьбы или даже чисто неценовые  методы такой борьбы. Совокупность неценовых методов обширна и  продолжает увеличиваться, к ним  относятся

  • методы, основанные на создании дополнительной материальной заинтересованности;
  • методы, построенные на исследовании потребительской мотивации и использовании нюансов потребительских предпочтений: эргономических, возрастных, сезонных, национальных, региональных, зависящих от уровня дохода и потребления, элит-ных, исторических и бытовых традиций, моды и т.д.;
  • психологические методы, которые в первую очередь нацелены на индивидуальную настройку экономических и человеческих отношений при продаже товаров покупателям.
  • Можно выделить также в отдельный класс или в отдельную группу методы недобросовестной и криминальной конкуренции, но при этом деление конкуренции на ценовую и неценовую по признаку наличия ценового мотива становится не совсем понятным.

Куда логичнее отнести  ситуацию борьбы за товарные рынки  и потребителей, когда сама эта  борьба становится нецивилизованной, без каких-либо правил и ограничений. Классификация форм и методов, в соответствии с выше сказанным представлена следующим образом:

  • конкурентные преимущества, обусловленные повышенным качеством продукции и услуг;
  • преимущества, основанные на использовании потребительских предпочтений и индивидуальных особенностей потребителей;
  • конкурентные преимущества, основанные на лоббировании при получении льгот и преимуществ для реализации своей продукции;
  • методы недобросовестной и криминальной конкуренции.

 

 

Заключение

Развитие и усложнение международной  торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В современных  условиях различия в международной  специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда.

Если рассматривать мировую  торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо с одной стороны - явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно развитые и  отсталые.

Нельзя не заметить все возрастающую роль современных средств связи  в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию  и стандартизации товаров позволяют  ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов.

В историческом плане нельзя не отметить рост влияния азиатских стран  на процессы мировой торговли, вполне вероятно в новом тысячелетии  этот регион займет ведущие роли в  мировом процессе производства и  реализации товаров.

 

 

 

Список литературы

  1. Клинов В.Г. Мировой рынок: тенденции развития и особенности формирования коньюктуры: Учебное пособие. – М.: Экономика, 2009. - 448 с.
  2. Костюнина Г.М. Мировая торговля товарами и услугами: учебник / под ред. Булатова А.С.  и Ливенцева Н.Н. – М., Магистр, 2008. - c.452.
  3. Руднева А.О.  Международная торговля и мировые товарные рынки: Учебное пособие. - М.: Восток-Запад, 2009. - 288 с.
  4. Фаминский И.П.  Мировое хозяйство: динамика, структура производства, мировые товарные рынки: Учебник. - М.: Магистр, 2007.- 495 с.
  5. Сайт энциклопедия статистики: Международные экономические отношения России // www.economizdat.ru

Информация о работе Мировой рынок и его территориальные масштабы