Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:09, курсовая работа
Специфика более поздних ступеней развития мирового рынка связана с промышленной революцией XVIII-XIX вв., видавшей большую зависимость крупной промышленности от международного обмена. Завершающий этап формирования мирового рынка, который относится приблизительно к концу XIX века началу XX века, означал нарастание объема международной торговли, изменение в структуре товарных потоков, приведших к взаимному переплетению национальных экономик.
1Введение 3
Глава 1. Сущность мирового рынка 4
Глава 2. Основные черты мирового рынка 11
2.1 Структура. 11
2.2 Функции мирового рынка 14
2.3 Основные тенденции развития международной торговли 17
2.4 Географическое и региональное распределение мировой торговли 21
Глава 3. Экономическое содержание мирового рынка 24
3.1 Конъюнктура мирового рынка 24
3.2 Конкурентная борьба на мировом рынке. 27
Заключение 30
Список литературы 31
Международная торговля является традиционной и одной из основных форм международных экономических отношений. Через международное экономическое сотрудничество происходит реализация итогов международного разделения труда, главным образом, за счет развития экспортно-импортных операций. При экспорте страна получает выгоду, измеряемую разницей между более высокой мировой ценой и более низкой внутренней ценой. При импорте происходит экономия внутренних затрат на основе отказа от национального производства того или иного вида товара, так как цены на ввозимые из-за рубежа товары ниже по сравнению с издержками их производства внутри страны.
Объем мирового экспорта должен быть равен объему мирового импорта, так как в обороте циркулируют одни и те же товары, которые были вывезены одними странами, а другими — ввезены. Однако фактически по стоимости мировой импорт больше мирового экспорта. Это связано с тем, что экспортные товары учитываются по ценам FOB, а импортные товары — по ценам CIF, которые включают в себя не только стоимость товара, но и стоимость транспортировки, и стоимость страхования.
Мировую торговлю характеризуют тремя главными показателями:
Внешнеторговый оборот позволяет судить о размерах мировой торговли и ее динамике. Представление о нем дают таблица 2.1 и динамика мирового экспорта (Рисунок 2.1).
Таблица 2.1 - Динамика мировой торговли в 1980-2007 гг. (млн. долл.)
1980 |
1990 |
1995 |
2000 |
2004 |
2005 |
2007 | |
Экспорт, всего |
2031219 |
3500278 |
5160678 |
6426893 |
8975589 |
10474871 |
13833041 |
Развитые страны |
1277337 |
2479848 |
3519047 |
4098734 |
5660978 |
8109330 |
8109330 |
Развивающиеся |
597809 |
844000 |
1440775 |
2057258 |
3003599 |
3775908 |
5190026 |
Страны | |||||||
Страны с переходной экономикой |
85426 |
118709 |
121897 |
154507 |
754507 |
359164 |
533684 |
Импорт, всего |
2071346 |
3615684 |
5201265 |
6554169 |
9244679 |
10776488 |
14056584 |
Развитые страны |
1411312 |
2603316 |
3482748 |
4404520 |
6174947 |
7106468 |
8958716 |
Развивающиеся |
495152 |
818803 |
1514180 |
1891510 |
2812718 |
3397199 |
4632355 |
страны | |||||||
Страны с переходной экономикой |
164882 |
195564 |
204337 |
258137 |
257013 |
272642 |
465513 |
Рисунок 2.1 - Динамика мирового экспорта, млрд. долл.
Данные иллюстраций
И таблица, и рисунок позволяют сделать вывод о том, что международная торговля начиная со второй половине XX века стала одной из самых динамично развивающихся сфер мирового хозяйства.
Такой характер развития
мировой торговли объясняется многими
причинами. К ним относятся: растущая
интернационализация
Так, за 1990-2008 гг. взаимная торговля стран-членов НАФТА возросла с 41,4% до 56,2%, стран Форума АТЭС с 68,4% до 74,3%, стран МЕРКОСУР – с 8,9% до 13,1%, стран АСЕАН – с 19,0% до 25,8% (Рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Взаимная торговля стран
Однако эта общая характеристика нуждается в определенных уточняющих комментариях.
1) Темпы роста
мировой торговли опережают
2) Неравномерность развития мировой торговли по десятилетиям. Наибольшая динамика роста наблюдалась в 1970-е гг. – 20,0% в среднем ежегодно, тогда как в 1980-е гг. – 5,5%, в 1990-е гг. – 6,5%, 2004-2008 – 11,3%.
3) Неравномерные темпы роста отдельных товарных групп (Рисунок 3). Исторически торговля промышленными товарами отличалась более высокими темпами роста по сравнению с темпами роста торговли продовольствием и минеральным сырьем.
Рисунок 2.3 – Темпы прироста отдельных товарных групп 2004-2008 гг.
За 2004-2008 гг. темпы прироста экспорта готовых изделий и полуфабрикатов оценивались в 9%, топлива и минерального сырья – 15%, продовольствия – 10%. Из группы готовых изделий и полуфабрикатов наиболее динамичные темпы прироста имеет экспорт фармацевтической продукции - 20%, чугуна и стали - 17%, руд и металлов - 17%, научного оборудования - 12%, химической продукции - 14%.
4) Неравномерные
темпы роста экспорта групп
стран и отдельных государств
в рамках каждой группы. Как
известно, выделяют три группы
государств – развитые страны,
развивающиеся страны и страны
Центральной Восточной Европы
и СНГ. За 2004-2008 гг. наиболее динамично
рос экспорт развивающихся
5) Изменилось
географическое распределение
6) Последнее - высокая концентрация мировой торговли в небольшой группе стран, когда на 10 стран приходится 53,1%, а на 50 стран 93,8% мирового экспорта в 2008 году.
Естественно, что подобные различия должны были повлиять и на показатели доли этих стран в мировой торговле и в мировом экспорте.
Географическое распределение мировой торговли можно рассматривать на разных уровнях, имея в виду участие в нем трех групп стран, крупных регионов и отдельных государств.
Доля трех групп стран в мировой торговле на протяжении последних десятилетий не оставалась неизменной. Это заключение можно подтвердить на примере показателей экспорта (Рисунок 2.4), тем более что показатели, характеризующие импорт, почти не отличаются от них.
Рисунок 2.4 – Распределение мирового экспорта по трем группам стран
Несмотря на определенное воздействие
на них меняющейся экономической
конъюнктуры, все же позволяют определить
некоторые общие тенденции
Однако эти различия не так уж
велики, как это можно было бы
предположить. Прежде всего, обращает
на себя внимание довольно значительная
доля готовых изделий, в том числе
машин и оборудования в экспорте
развивающихся стран, благодаря
в первую очередь ключевым из этих
стран и странам новой
Если обратиться к примерам отдельных стран, то окажется, что в структуре экспорта большинства стран Западной Европы, США, Японии и новых индустриальных стран на долю изделий обрабатывающей промышленности приходится более 90 % (в Японии – практически 100 %). Доля промышленного сырья и топлива в экспорте наиболее велика в нефтедобывающих странах Персидского залива и некоторых других.
Подгруппу нефтеэкспортирующих стран составляют 19 государств, в экспорте которых нефтепродукты превышают 45%. К группе стран нефтеэкспортеров в первую очередь следует отнести: Кувейт, Катар, Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Оман. А доля продовольственных товаров – в развивающихся странах с монокультурным сельским хозяйством.
Из 20 вошедших в таблицу стран 14 относятся к экономически развитым странам (они же формируют почти всю первую десятку), 5 – к развивающимся (часть из них – новые индустриальные) и Россия – к странам с переходной экономикой. В рейтинговый список вошло по восемь стран зарубежной Европы и Зарубежной Азии, две страны Северной Америки, одна латиноамериканская страна, а Австралия и Африка в нем не представлены вообще. Большинство из представленных в таблице стран имеет положительный торговый баланс, причем яркими примерами такого рода могут служит Китай, Россия, ФРГ и Япония. Наряду с этим для некоторых стран характерен отрицательный торговый баланс. Например, в США дефицит торгового баланса к 2008 г. достиг 830 млрд. долл.
В итоге, страны, имеющие высокий внешнеторговый рейтинг, определяют и главные межстрановые товаропотоки.
Одной из основных характеристик мирового рынка является конъюнктура. Конъюнктура (нем. konjunktur - сочетание обстоятельств) - это экономическая ситуация, которая складывается в экономике или на конкретном рынке в какой-либо определенный период. Конъюнктура мирового товарного рынка является результатом взаимодействия различных факторов, которые определяют в каждый данный момент положение на конкретных мировых товарных рынках и обусловливают направления коммерческой деятельности на этих рынках.
В зависимости от объекта исследования выделяют общехозяйственную (общеэкономическую) конъюнктуру и конъектуру отдельных отраслевых рынков (рыночную). По продолжительности действия конъюнктуру подразделяют на текущую, краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную. Конъюнктурообразующие факторы подразделяются на циклические и вне циклические. Циклические факторы относятся к разряду постоянно действующих, а вне циклические могут быть как постоянно действующими, так и непостоянными.
Важнейшим конъюнктурообразующим фактором является цикличность развития экономики отдельных стран и, как следствие этого, всего мирового хозяйства. Несмотря на все усилия устранить кризисы и спады производства, они остаются, продолжают существовать такие фазы цикла, как оживление и бум.
Другим конъюнктурообразующим фактором является государственное вмешательство в экономику. Нередко оно связано с цикличностью. Государство использует экономические рычаги для вывода экономики из кризиса или для недопущения перегрева экономики. Оно пытается стимулировать развитие перспективных отраслей. Государство играет важную роль в сфере регулирования внешней торговли, создавая благоприятные условия для отечественных производителей. Регулирование экономического развития осуществляется как на национальных, так и на межгосударственных уровнях.
Наиболее быстро государственное
и межгосударственное регулирование
проявляется в конъюнктуре
Следующий конъюнктурообразующий фактор - степень монополизации рынка. На мировом рынке конкуренция, в том числе в неценовой форме, носит более острый характер, в частности потому, что конкурентами выступают мощные транснациональные компании. Чем выше степень монополизации рынка, тем большее воздействие на него, а следовательно, и складывающуюся на нем конъюнктуру оказывают различные монополистические и олигополистические объединения.
В число конъюнктурообразующих входят и природные факторы. Некоторые из них носят долгосрочный характер, другие - краткосрочный. Особенно значительно их воздействие на конъюнктуру рынков сельскохозяйственной продукции. Сюда также относятся стихийные бедствия.
К политическим факторам, влияющим на конъюнктуру рынка, относятся войны (локальные и региональные), террористические акты, государственные перевороты, нестабильность политической обстановки в мире, регионе или стране.
Информация о работе Мировой рынок и его территориальные масштабы