Мировой рынок и его территориальные масштабы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Специфика более поздних ступеней развития мирового рынка связана с промышленной революцией XVIII-XIX вв., видавшей большую зависимость крупной промышленности от международного обмена. Завершающий этап формирования мирового рынка, который относится приблизительно к концу XIX века началу XX века, означал нарастание объема международной торговли, изменение в структуре товарных потоков, приведших к взаимному переплетению национальных экономик.

Содержание

1Введение 3
Глава 1. Сущность мирового рынка 4
Глава 2. Основные черты мирового рынка 11
2.1 Структура. 11
2.2 Функции мирового рынка 14
2.3 Основные тенденции развития международной торговли 17
2.4 Географическое и региональное распределение мировой торговли 21
Глава 3. Экономическое содержание мирового рынка 24
3.1 Конъюнктура мирового рынка 24
3.2 Конкурентная борьба на мировом рынке. 27
Заключение 30
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Мировой рынок и его территориальные масштабы.docx

— 116.19 Кб (Скачать)

Конкурентная борьба на мировом  рынке проходит в более разнообразных, чем на рынках отдельных стран, формах и предполагает использование широкого спектра методов. Неценовая конкуренция  в современных условиях является доминирующей, ценовая конкуренция  характерна для абсолютного меньшинства  товаров. Неценовая конкуренция  предполагает конкурирование товаров  по качественным параметрам, а также  по «пакету услуг», «прилагаемому» к товару.

Изменение конкурентоспособности  товара имеет ряд последствий, в  частности, изменение структуры  и направленности товарных потоков  в мировой экономике, а также  коррекция роли и «веса» тех или  иных стран.

Особенностью мирового рынка  в настоящее время является развитие межгосударственных форм его регулирования. Международная торговля характеризуется  развитием интеграционных процессов  как на региональном, так и на глобальном уровне. Результатом является возрастание масштабов и качественных изменений характера международной  торговли, которая оказывает огромное воздействие на интернационализацию  экономической жизни всех стран  мира.

Благодаря этому изменилась функция международной торговли: из чисто коммерческих краткосрочных  сделок она превратилась в основное средство непосредственного обслуживания национальных производственных процессов, связывающее их в единый механизм, не признающий национальных границ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные черты мирового рынка

2.1 Структура.

Характеристику  мирового рынка как совокупности или арены купли - продажи можно  раскрыть через его структуры, систему  и инфраструктуру.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой  структуры являются:

  • тесная связь между ее элементами;

  • определенная устойчивость этих связей;

  • целостность, совокупность данных элементов.

Мировой рынок  в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит  от выбранных критериев. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.

По объектам:

  1. Международный рынок товаров и услуг - важнейший сектор мирового рынка Его основой является международная торговля. Внешняя торговля представляет собой совокупный внешний товарооборот всех стран мира. Её основные функциональные элементы – импорт и экспорт. Импорт – это покупка и ввоз товаров и услуг из-за рубежа. Экспорт – связан с продажей и вывозом товаров и услуг за границу. Основными элементами функционирования мирового рынка товаров и услуг являются:
  • предложение товаров и услуг;
  • спрос на товары и услуги;
  • мировые цены на товары и услуги.

 

  1. Рынок международных инвестиций - широкое и емкое понятие, охватывающее процесс движения и соединения материальных и финансовых ресурсов с целью роста и развития экономики. Международные инвестиции — это форма движения международного финансового капитала. Свободные международные капиталы устремляются в первую очередь в те отрасли и регионы мира, где их соединение сулит наивысшую отдачу.
  2. Международный финансовый рынок - часть мирового рынка ссудного капитала, совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов и заёмщиков разных стран. Одним из сегментов мирового финансового рынка является фондовый рынок или рынок ценных бумаг. Мировой финансовый рынок начал развиваться с началом вывоза (миграции) капитала к концу XIX века. ОН подразделяется на первичный и вторичный. Они тесно связаны между собой, так как первичный рынок насыщает вторичный ценными бумагами. Первичный рынок служит для перераспределения капитала между кредиторами и заёмщиками (инвесторами и реципиентами). На вторичном рынке меняются только контрагенты, а именно:
  • происходит смена владельцев долговых обязательств;
  • величина ресурсов первоначальных заёмщиков не меняется.

Вторичный рынок создает  механизм перепродажи долговых обязательств, что приводит росту ликвидности  рынка в целом, а, следовательно, возрастает и степень доверия  к нему кредиторов-инвесторов. Он обеспечивает, таким образом, бесперебойное функционирование всего рынка ссудных капиталов

  1. Мировой рынок технологий - является важнейшим фактором современной международной экономики. Современная рыночная среда характеризуется тем, что технологии, непрерывно развиваясь, меняют рынок, формируя новые потребности и видоизменяя связанные технологические цепочки. Мировые рынки технологий служат своеобразным полигоном, на котором проходят решающие испытания и осуществляется отбор нововведений, разрабатываемых в научно-исследовательских и производственно-технических подразделениях различных стран.
  2. Мировой рынок труда- это система экономических механизмов, норм, инструментов, обеспечивающих взаимодействие спроса на труд и его предложения на межгосударственном уровне.

Мировой рынок  можно условно разделить на три  «этажа». Во 2-й половине XX века в  условиях нового этапа НТР верхний  этаж мирового рынка расслоился на 3 яруса.

  1. Верхний "этаж" мирового рынка включает:

  • 1-й ярус -  низко технологичные изделия (продукты черной металлургии, конструкционные материалы, текстиль, швейные изделия, обувь и др. продукция легкой промышленности);

  • 2-й ярус - средне технологичные изделия (станки и транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты основной химии и деревообработки);

  • 3-й ярус - высокотехнологичные изделия (аэрокосмическая и информационная техника, автоматизированное конторское оборудование, электроника и фармацевтика, точные и измерительные приборы).

II. Средний "этаж" - это рынок средне - и низко технологичных трудоинтенсивных готовых изделий и полупродуктов. На нем ведут борьбу быстро индустриализирующиеся страны.

    1. Нижний "этаж" - это рынок ресурсо- и трудоемких товаров. На нем конкурируют менее развитые страны, постсоветские государства. 

Мировые цены– это цены реализации товаров на мировом рынке. В международной торговле мировые цены выступают обычно как цены сделок между крупнейшими продавцами и покупателями определенного вида товара или как цены основных мировых торговых центров (бирж).

Характерной чертой современного мирового рынка является большой  разброс цен на одни и те же товары. Это обусловлено действием ряда факторов политического и экономического характера, политикой ценообразования  крупных монополий, таможенными  и налоговыми барьерами, особыми  условиями торговли в свободных экономических и валютных зонах и др. Все это приводит к тому, что в одно и то же время реальная цена на товар в определенном регионе может значительно отличаться от мировых цен.

Различают несколько видов  мировых цен:

– цены по торговым сделкам  с платежами в свободно конвертируемой валюте;

– цены по торговым сделкам  с платежами в неконвертируемой валюте;

– цены по клиринговым соглашениям;

– цены по неторговым операциям;

– цены внутрифирменные (трансфертные).

Трансфертные цены применяются  при расчетах за поставки товаров  и услуг в рамках международных  объединений, фирм, компаний и транснациональных  корпораций, включая их филиалы и  подразделения, находящиеся в различных  странах. Они используются при поставках  полуфабрикатов, узлов, деталей, комплектующих  изделий и т. д. и в практике деятельности фирм, как правило, являются предметом коммерческой тайны.

Импортные и экспортные цены различаются в зависимости от того, какие дополнительные расходы  в них включаются по мере продвижения  товаров от экспортера к импортеру: пребывание на складе страны-экспортера, нахождение в порту, путь за границу, складирование за рубежом и т. д.

    1. Функции мирового рынка

 

В процессе развития мирового рынка сформировался ряд функций, которые он выполняет в мировой  экономике. В настоящей, зрелой форме  ему свойственны интегрирующая, систематизирующая, опосредующая, информационная, стимулирующая и санирующая функции.

Интегрирующая функция состоит в том, что благодаря рынку обособленные национальные хозяйства образуют единую хозяйственную систему — мировую экономику. Это становится возможным в связи с объективностью, универсальностью и всемирностью международных торгово-экономических отношений, реализуемых при посредстве мирового рынка. Эта функция мирового рынка делает государства все более зависимыми друг от друга, а значит, с одной стороны, способствует интернационализации, глобализации мировой экономики, а с другой — является ее продуктом.

Систематизирующая функция МР проявляется в ранжировании государств в соответствии с уровнем их экономического развития и достигнутой экономической мощью. Результатом реализации данной функции становится тот факт, что государства, находящиеся на верхней ступени мировой иерархии (они, как правило, имеют наибольшее значение среднедушевого внешнеторгового оборота в год), реально диктуют правила, принципы, по которым строятся международные экономические отношения вообще и торгово-экономические в частности.

Опосредующая  функция выражается в том, что мировой рынок опосредует (реализует) результаты участия государства в МРТ. Он позволяет (или нет) превратить продукт абстрактного и конкретного труда в товар, поскольку только на мировом рынке предложение может найти (или нет) спрос. Если оно его не найдет, значит, продукт не превратился в товар, а труд на его производство был затрачен напрасно, а потому государству надо изыскивать новые направления своего участия в МРТ.

Информационная  функция заключается в сообщении продавцу (производителю) и покупателю (потребителю), насколько их индивидуальные (национальные) затраты на производство продукта, качество конечного продукта и исходного сырья соответствуют интернациональным (среднемировым). В этом смысле образно МР может быть представлен как гигантский компьютер, работающий с астрономическими объемами точечной информации (параметры, характеризующие товар) в реальном масштабе времени и выдающей ее потребителю в агрегированном виде по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. В результате потребитель, сравнив свои параметры конкретного товара с параметрами мирового рынка, имеет возможность принимать необходимое решение как на макро-, так и на микроуровнях к снижению национальных затрат и повышению уровня национального качества, в частности, путем модернизации и даже ликвидации производства.

Стимулирующая (оптимизационная) функция непосредственно вытекает из информационной. Суть ее состоит в том, что, корректируя (на основе полученной от рынка информации) свое производство (объемы, структуру, затраты), в совокупности государства изменяют структуру производства в отрасли, а значит, отраслевую структуру национальной экономики, оптимизируя ее в соответствии с тенденциями в мировой экономике. Но поскольку главное направление корректировок — снизить совокупные издержки производства (что можно сделать только реализуя достижения НТП), то это стимулирует НТП в базовых отраслях, повышает их технологичность, наукоемкость, а следовательно, конкурентоспособность. Таким образом, МР вносит свою дополнительную лепту в оптимизацию не только национальной, но и мировой экономики.

Санирующая (оздоровительная) функция означает очищение рынка и экономики наиболее демократичным путем от экономически неэффективных структур (экономических операторов) и улучшение условий деятельности для наиболее сильных из них.

Все функции МР реализуются  посредством конкуренции, которая  может быть более или менее  совершенной. Абсолютно совершенной  конкуренции в настоящее время  не существует, поскольку передвижение товаров между государствами, формирование мировых цен происходят не только под действием основных экономических  законов рыночного товарного  производства (закон стоимости, спроса и предложения, роста производительности труда или экономии времени), но и  под влиянием различных мер регулирования  на международном, межгосударственном и национальном уровнях. Серьезные  коррективы в действие этих законов  вносят различного рода монополии. В настоящее время на мировом рынке, в международной торговле действует многоярусная и внутренне противоречивая система внесения элементов планомерности в регулирование конкуренции. Практически полностью на плановой основе ведется внутрикорпоративная и внутриинтеграционная торговля, хотя торговля с третьими странами отличается большей свободой конкуренции. Но даже эта торговля в значительной мере регулируется правилами и принципами, содержащимися в международных соглашениях Всемирной торговой организации (ВТО), Глобальной системы торговых преференций (ГСТП) и др. Государства, первичные экономические операторы, международные и национальные экономические организации на всех уровнях постепенно ведут поиски оптимального сочетания регулируемого и конкурентного начал на мировом рынке

Информация о работе Мировой рынок и его территориальные масштабы