Мировой экономический кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:34, контрольная работа

Описание работы

В первой четверти XX в. США были в числе ведущих государств мира и наиболее благополучной в экономическом отношении страной. С переходом промышленного капитализма к монополистическому центру мирового экономического развития переместился из Европы в Северную Америку. США развивались быстрее всех и производили больше всех. Их доля в мировом производстве постоянно увеличивалась. Еще сильнее позиции США укрепились после первой мировой войны, в частности за счет значительных прибылей от поставок странам Антанты вооружения и боеприпасов. Быстро росло промышленное производство, интенсивно расширялся основной капитал, увеличивался экспорт. Экономические успехи послужили рождению теории «просперити» — вечного процветания этого государства. Однако она оказалась «великой иллюзией». Действительность опрокинула эти надежды. В 1929 г. разразился мировой экономический кризис, который продолжался до 1933 г. включительно и сильнее всех поразил именно США.

Работа содержит 1 файл

мировой экономический кризис.docx

— 42.20 Кб (Скачать)

8. Особенности экономического кризиса в Германии.

     Зависимое положение в достаточной мере неокрепшей экономики Германии определило глубину кризиса 1929-1933 гг. в стране.

     Своей нижней точки он достиг в 1932г. поразив промышленный сектор (68 тыс. предприятий стали банкротами), банковскую сферу, вызвал огромную безработицу (около 8 млн. чел).

     Прекращение помощи со стороны ведущих стран, которые также  испытывали экономический  кризис, усугубило положение Германии.

     Неспособность режима Веймарской республики эффективно противодействовать экономическому кризису, обострению социальных противоречий, стремление монополий к восстановлению утраченных позиций на мировых рынках , растущая ностальгия широких общественных кругов граждан по былому величию Германии в условиях резкого падения жизненного уровня, безразличие к внутренним проблемам Германии со стороны правительств других стран было главным факторами установления фашистского режима в стране в 1933г. Экономическая политика фашизма носила ярко выраженный этатистский характер.

     Антикризисные мероприятия носили чрезвычайный характер, преследовали не только тактические  цели вывода экономики в режим  роста, но и стратегические – возвращение  утерянных территорий и рынков, дальнейшее расширение границ государства, завоевание мирового господства.

     Нацисты создают мощный аппарат государственного регулирования экономики, явившейся  основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых, производственных, людских  и прочих ресурсов.

     Ряд принятых законов о картелировании экономики, о подготовке к органическому  построению германского хозяйства, об оброне империи и др. позволили установить жесткий контроль государства над большей частью промышленного потенциала. Закон об организации национального труда создал нормативную базу для становления принудительного труда.

Руководство экономикой Германии осуществлялось из единого центра – Главного хозяйственного совета, перераспределявшего финансовые,  людские и сырьевые ресурсы,  прежде всего в военный комплекс за счет гражданских отраслей.

     Таким образом, в условиях фашистской диктатуры при отсутствии необходимых средств на широкомасштабные военные инвестиции, прекратившейся помощи со стороны других стран, самоизоляции страны методы государственного регулирования изначально приобрели ярко – выраженные прямые административные формы. Быстрыми темпами шло расширение государственного сектора в экономике, что, в частности,  было связано с политикой «ариизации» предприятий. Росла доля участия государства в акционерных кампаниях.

     Такой вариант интервенции государства  в хозяйственную жизнь оказались  весьма эффективными и позволили  в течение 1934г. покончить с кризисом прежде всего в тяжелой промышленности и на этой основе обеспечить быстрые темпы роста. Однако следует отметить, что успехи Германии в преодолении кризиса были весьма призрачными, т.к. не устраняли народнохозяйственные диспропорции, явившиеся его причиной, а напротив углубляли их.

     Продолжение политики милитаризации экономики, таким образом, не решало задачи восстановления оптимальных хозяйственных пропорций, расширения внутренних и внешних рынков, оздоровления финансовой системы и т.д. Впрочем, нацистское правительство и не стремилось к решению данных проблем. Только развязывание внешней агрессии могло временно отодвинуть неотвратимую хозяйственную катастрофу. Поэтому с 1935 г. Германия все более втягивается в военные конфликты и в конечном счете развязывает Вторую мировую войну. 

9. Мировой экономический кризис и его особенности в Италии.

     Экономический подъем был прерван охватившим в 1929 г. все экономически развитые страны мировым экономическим кризисом. В Италии кризис положил начало новому этапу становления фашистского  режима. Под предлогом принятия антикризисных  мер фашистское государство полностью  поставило под свой контроль основные отрасли экономики. Усилился процесс  концентрации финансового и промышленного  капитала, монополизации экономики страны. Правительство Муссолини отдавало приоритет монополистам, что существенно затрагивало интересы мелких и средних собственников. Сумма правительственных субсидий крупным монополистам достигла 10 млрд. лир, государство приобретало тысячи акций и облигаций промышленных предприятий. В итоге оно стало одним из крупнейших акционеров, в его руках были сосредоточены мощные рычаги для оказания не только административного, но и экономического воздействия на политику крупных монополистических объединений.

     В годы кризиса существенно сократился сектор мелких частных предприятий. В 1929-1932 гг. потерпело финансовый крах, разорилось или было поглощено более сильными конкурентами 12661 предприятие.8 Большая часть разорившихся предпринимателей была вынуждена идти работать на крупные предприятия или государственную службу.

     Централизация управления экономикой имела и другие негативные последствия. Она привела  к бюрократизации экономической  системы и бурному расцвету коррупции  среди чиновников.

     Вместе  с тем, по сравнению с экономикой нацистской Германии, уровень монополизации  в Италии был все же значительно  ниже. Итальянским фашистам не удалось  полностью подчинить себе экономику, сохранялся сектор частных предприятий, в том числе и крупных. Действие рыночных механизмов сильно ограничивалось, но они не были полностью разрушены.  

10. Влияние мирового  кризиса на экономику Японии.

     Наметившийся  подъем деловой активности был остановлен кризисом 1927 г. На волне финансовых неурядиц к власти пришли милитаристы, рассчитывавшие преодолеть внутренние экономические трудности с помощью  вооруженной внешней экспансии. В качестве объектов предстоящих  захватов рассматривались Китай, Юго-Восточная  Азия, Индия, восточные районы Сибири и советского Дальнего Востока. Однако охватившая страну экономическая депрессия  была подстегнута в 1929 г. крахом Нью-Йоркской фондовой биржи. Предпринятые правительством меры по спасению экономики не дали ощутимого результата и поколебали доверие народа к политическим партиям, вышедшим на общественную сцену. Япония встала на путь ускоренной милитаризации.

     Поворотным  пунктом аграрной политики японского  правительства послужила мировая  депрессия 1929-1933 гг., в борьбе с которой  оно, взяв за образец опыт соседа-противника (СССР), провело в жизнь "План возрождения  деревни" и "Пятилетку распространения  производительных кооперативов". Коллективистское направление в решении продовольственного вопроса укрепилось во время упомянутой войны с Китаем. К началу японо-американской войны (1941 г.) сложилась продовольственно - контрольная система, которая покоилась на трех принципах: 1) Государственная монополия на торговлю рисом 2) Единый канал распределения риса, состоящий исключительно из государственных предприятий и общественных организаций. 3) Ценовая система с "обратными ножницами": правительственные заготовительные цены были выще продажных.

11. Заключение.

     Период  Великого кризиса 1929 – 1933гг., повторно, за короткий промежуток времени, но уже  в мирное время вызвал небывалые  темпы роста государственного вмешательства  в хозяйственную жизнь. Развитие этатизма было характерно для всех без исключения стран. Отличительная  черта нового этапа развития системы  регулирования в том, что феномен  этатизации получает достаточно прочное обоснование в кейнсианской теории.

     В несколько ином ключе трактуют неизбежность возникновения системы государственного регулирования экономических отношений  весьма популярные в то время доктрины: итальянский корпоративизм, германский национал – социализм, многочисленные социалистические концепции и т.д., что свидетельствует о повсеместности данного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Мировой экономический кризис