Мировой экономический кризис

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:34, контрольная работа

Описание работы

В первой четверти XX в. США были в числе ведущих государств мира и наиболее благополучной в экономическом отношении страной. С переходом промышленного капитализма к монополистическому центру мирового экономического развития переместился из Европы в Северную Америку. США развивались быстрее всех и производили больше всех. Их доля в мировом производстве постоянно увеличивалась. Еще сильнее позиции США укрепились после первой мировой войны, в частности за счет значительных прибылей от поставок странам Антанты вооружения и боеприпасов. Быстро росло промышленное производство, интенсивно расширялся основной капитал, увеличивался экспорт. Экономические успехи послужили рождению теории «просперити» — вечного процветания этого государства. Однако она оказалась «великой иллюзией». Действительность опрокинула эти надежды. В 1929 г. разразился мировой экономический кризис, который продолжался до 1933 г. включительно и сильнее всех поразил именно США.

Работа содержит 1 файл

мировой экономический кризис.docx

— 42.20 Кб (Скачать)

1. Переход  США от процветания к экономическому  кризису.

     В первой четверти XX в. США были в числе  ведущих государств мира и наиболее благополучной в экономическом  отношении страной. С переходом  промышленного капитализма к монополистическому центру мирового экономического развития переместился из Европы в Северную Америку. США развивались быстрее всех и производили больше всех. Их доля в мировом производстве постоянно увеличивалась. Еще сильнее позиции США укрепились после первой мировой войны, в частности за счет значительных прибылей от поставок странам Антанты вооружения и боеприпасов. Быстро росло промышленное производство, интенсивно расширялся основной капитал, увеличивался экспорт. Экономические успехи послужили рождению теории «просперити» — вечного процветания этого государства. Однако она оказалась «великой иллюзией». Действительность опрокинула эти надежды. В 1929 г. разразился мировой экономический кризис, который продолжался до 1933 г. включительно и сильнее всех поразил именно США.

     Кризис  начался в Нью-Йорке с краха  на фондовой бирже. В 1927 г. совет Федеральной  резервной системы США принял решение оказать помощь Великобритании в поддержании золотого стандарта  фунта стерлингов и снизил учетную  ставку с 4 до 3,5%. Кроме этого, он организовал  скупку государственных ценных бумаг, что привело к увеличению банковских резервов.

     Эти меры привели к росту курсов акций  и вызвали расширение практики выдачи кредитов для приобретения ценных бумаг. Кредиты выдавались в виде онкольных  счетов – счетов, обеспеченных ценными  бумагами и ликвидируемых по первому  требованию открывшего их банка. К моменту  начала кризиса величина займов коммерческих банков биржевым спекулянтам составила 8,3 млрд USD при рыночной стоимости всех котирующихся ценных бумаг, равной 89,7 млрд USD. Банки были готовы выдавать деньги на приобретение ценных бумаг без проверки платежеспособности и под небольшие гарантии.

     Отрезвление наступило 24 октября 1929 г. В этот день на Нью-Йоркской фондовой бирже в  продажу поступил большой пакет  акций компании "Дженерал моторс", а затем пришло сообщение о банкротстве крупных фирм и на продажу поступили новые крупные пакеты акций. Курсы акций начали резкое падение, что, в свою очередь, вызывало новое предложение акций на продажу. За три дня, с четверга, 24 октября, по понедельник, 28 октября, промышленный индекс Доу-Джонса сократился на 20%. Для многих компаний, покупавших акции в кредит, это падение означало финансовый крах. Начался обвал курсов, продолжавшийся до 1932 г., в результате чего промышленный индекс Доу-Джонса (индекс курса акций на основной нью-йоркской бирже) снизился на 90%.

     Через год после биржевого краха  стали закрываться банки, и с 1930 по 1933 гг. в стране были закрыты 9 тысяч банков. Были ликвидированы 2/3 предприятий, финансовая система практически не действовала, золотой стандарт исчез, а международное движение капитала замерло. Кризис охватил банковскую систему, промышленность, сельское хозяйство.

     По  своему характеру он представлял  собой циклический кризис перепроизводства, когда вследствие недостаточной  покупательной способности населения  произведенная масса товара не нашла  сбыта и оказалась нереализованной. В итоге нарушился процесс  общественного воспроизводства, разорились многие торговые и промышленные предприятия, транспортные компании, банки. К 1932 г. промышленное производство в США сократилось  в целом на 46%, а по отдельным  видам продукции значительно  больше: производство чугуна — на 79%, стали — на 76%, автомобилей —  на 80%. Из 279 доменных печей в числе действующих оставалось только 44 печи, кризис вызвал массовую волну банкротств. За 1929 — 1933 гг. потерпели крах 135 тыс. торговых, промышленных и финансовых фирм, разорились 5760 банков. Убытки корпораций только в 1932 г. составили 3,2 млрд. долл. Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза. Страна была отброшена к уровню 1911 г.

     Неизбежное  последствие циклического кризиса  — ухудшение положения трудящихся. Резко снизился их жизненный уровень. Падение курса акций затронуло от 15 до 25 млн. американцев. Охваченные паникой люди стремились разменять банкноты на золото. Росло число безработных, несколько миллионов были полубезработными. С членами семей безработные составляли почти половину всего населения. Заработная плата снизилась более чем вдвое. Многие лишились жилья, возникли «гуверовские городки» — поселения безработных на окраинах городов, выстроенные из ящиков и строительных отходов. Население голодало — только в Нью-Йорке в 1931 г. от голода погибли 2 тыс. человек.

2. Аграрный  кризис.

     Промышленный  кризис переплетался с аграрным. Сбор пшеницы упал к 1934 г. на 36%, кукурузы — на 45%. Цены на сельскохозяйственные продукты снизились на 58%, а более 40% фермерских доходов шло на погашение задолженности и налоги. За годы кризиса разорились около 1 млн. ферм, они были принудительно проданы, и фермеры лишились собственности на землю.

       Для сдерживания падения цен  и сокращения предложения продуктов  на рынок их уничтожали —  пшеницу сжигали в топках паровозов  и пароходов, молоко из цистерн  выливали в водоемы, картофельные  и хлопковые поля заливали  керосином или запахивали.

     Вступивший  в  президента Герберт Гувер (1874—1964) первоначально ограничился введением  торгового протекционизма, считая, что кризис будет преодолен автоматически  и страна справится с ним за 60 дней. В 1930 г. для резкого сокращения ввоза товаров в США был  принят высокий таможенный тариф. В  ответ на это другие страны тоже повысили ввозные пошлины.

     Положение в стране ухудшалось — она была охвачена массовыми выступлениями, организовывались походы голодных и  безработных в Вашингтон (в 1931—1932 гг.), поход ветеранов первой мировой  войны (1932 г.); фермеры Среднего Запада бойкотировали закупки сельскохозяйственной продукции, противились принудительной продаже ферм, участвовали в голодных походах. Был создан Национальный Совет  безработных.  

3. Государственное кредитование банков.

     В этих условиях в целях предотвращения банкротства Гувер с конца 1931 г. предпринял попытки государственного кредитования банков, промышленности, транспортных предприятий. Для этого  была создана Национальная кредитная корпорация, которая в январе 1932 г. была преобразована в Реконструктивную финансовую корпорацию. Для оказания помощи крупным фермерам организовано правительственное «Федеральное фермерское бюро». Задачи этого бюро заключались в поддержании уровня цен на сельскохозяйственную продукцию. Деятельность бюро не увенчалась успехом и в конечном итоге привела к дезорганизации рынка и дальнейшему разорению фермеров. Социальные противоречия продолжали обостряться. К марту 1933 г. число безработных достигло 17 млн. человек.

Таким образом, обещание Гувера быстро преодолеть кризис оказалось невыполненным. 

4. «Новый  курс» Рузвельта.

     С 1933 г. президентом США был избран Франклин Делано Рузвельт (1882—1945). К этому моменту положение в стране было чрезвычайным. Для выхода из него требовались неординарные меры. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые вошли в историю под названием «Новый курс Рузвельта».

     Несмотря  на то, что «Новый курс» не был  заранее обдуманной системой нововведений, он представляет одну из самых известных  и эффективных реформ в мировой  истории. 9 марта была созвана специальная  сессия Конгресса и в течение 100 дней (за 3 месяца) заложены основы политики «Нового курса».

     Отрицая политику «грубого индивидуализма»  Гувера, президент Рузвельт рассчитывал  преодолеть кризис путем планирования хозяйства, установления «классового  мира» внутри страны и доброго  соседства с другими странами.

      Теоретической базой «Нового  курса» стало учение выдающегося  английского экономиста Джона  Мейнарда Кейнса (1883—1946). В условиях глубоких изменений в экономике капиталистических стран при господстве монополий Кейнс и его последователи признавали необходимым участие государства в регулировании хозяйственной жизни. Исходя из этого, основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства.

5. Основные  мероприятия «Нового курса».

     Рассмотрим  основные мероприятия «Нового курса». Прежде всего, началось спасение банковской и финансовой систем. Для их оздоровления запрещался вывоз золота за границу; был прекращен обмен банкнот на золото. В США были закрыты все банки. Несмотря на то, что многие общественные деятели и политики требовали национализации банков, Рузвельт не пошел на это. В принятом единогласно Чрезвычайном законе о банках предусматривалось возобновление функции и получение правительственных кредитов (займов) из федеральной резервной системы, хотя это разрешалось только благополучным, т.е. наиболее крупным банкам. К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков — членов Федеральной резервной системы, однако 2 тыс. банков разрешение на это не получили.4

     Созданная при президенте Гувере Реконструктивная корпорация расширила свои операции — за первые 2 года «Нового курса» сумма займов, выданных ею, превысила 6 млрд. долл. В результате усилилась  концентрация банковской системы —  число банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс.

     Заслуживает внимания метод девальвации денежной единицы, примененный правительством Рузвельта. Девальвация доллара  затруднялась активным торговым и платежным  балансом. Встать же на путь массового  выпуска необеспеченных золотом  бумажных денег Рузвельт не считал возможным. Поэтому он нашел оригинальный путь инфляционного развития. США  осуществили крупномасштабные закупки  золота по ценам, превышающим курс доллара  по отношению к золоту. До конца 1933 г. золота было закуплено на 187,8 млн. долл. Это искусственно снизило курс доллара. Одновременно золотой запас  был изъят из федеральных резервных  банков и передан казначейству. Банкам взамен выдавались золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. В начале 1934 г. был  принят закон о золотом резерве, устанавливающий новую цену на золото — 35 долл. за унцию, действовавшую до 1971 г.

     Благодаря девальвации доллара  распределение дохода изменилось  в пользу промышленного, а не  ссудного капитала. Тем самым  были предотвращены массовые  банкротства в кредитной сфере,  уменьшилась задолженность монополий  правительству, усилились экспортные  возможности США. Для стимулирования  мелких акционеров и вкладчиков (частных средств) была создана  корпорация по страхованию банковских  вкладов, а также приняты меры  защиты вкладов от риска из-за  биржевой спекуляции. Введение государственного  страхования депозитов (вкладов)  способствовало предотвращению  банкротств, повышало доверие вкладчиков.

     Центральное место в мероприятиях  «Нового курса» отводилось проблеме  восстановления промышленности. В  июне 1933 г. был принят один из  двух наиболее важных законов  — закон о восстановлении национальной  промышленности (НИРА). Для его проведения  была создана Администрация национального  восстановления, в состав которой  вошли представители финансовой  олигархии (от торговой палаты, от фирмы «Дженерал моторс», «Стандарт ойл», от группы Моргана и других концернов), а также экономисты, деятели Американской федерации труда. Председателем Администрации национального восстановления был назначен генерал Хью Джонсон. Эмблемой этого органа стал синий орел. Если такой эмблемы на продукции той или иной компании не было, то общество ее товары бойкотировало.

     Несмотря  на то, что сначала НИРА был воспринят  американскими деловыми кругами  с энтузиазмом, к осени 1934 г. они, недовольные излишней регламентацией и централизацией, стали поднимать вопрос о пересмотре этого закона, тем более что с марта по июль 1933 г. производство промышленной продукции резко пошло вверх. В целях предотвращения радикального развития «Нового курса» они создали специальную организацию «Лигу американской свободы». Поэтому в 1935 г., когда президент Рузвельт поставил вопрос о продлении срока действия этого закона, он натолкнулся на сильное сопротивление разных сил. Представители крупного бизнеса критиковали НИРА с позиций идеалов свободы частной предпринимательской деятельности и видели в нем почти «государственный социализм»; мелкие предприниматели считали, что НИРА ослабляет их позиции в конкурентной борьбе с монополиями. В 1935 г. сторонников оказалось меньше, чем противников, и 27 мая 1935 г. Верховный суд США признал его неконституционным, хотя регулирующая роль государства во многом сохранилась.

     Второй  важный закон — закон о регулировании  сельского хозяйства — Конгресс США принял в начале 1933 г. в канун  объявленной фермерами всеобщей забастовки. Для его проведения была создана Администрация регулирования  сельского хозяйства, так называемая ААА. Для преодоления аграрного  кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909 - 1914 гг. В  их числе:

1. Сокращение  посевных площадей и поголовья  скота. За каждый незасеянный  гектар фермеры получали компенсации  и премию, средства, которые мобилизовались  за счет налога на компании, налога на муку и налога  на хлопчатобумажную пряжу. К  моменту введения такой меры существовавшие цены на зерно делали более выгодным его использование в качестве топлива, и в некоторых штатах зерно и кукурузу сжигали вместо дров и угля.

Информация о работе Мировой экономический кризис